Светлана Боровкова
Конспект проведения ООД по ФЭМП с детьми группы общеразвивающей направленности 5–6 лет «В гостях у сказки»
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектива; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Познавательное развитие: закреплять умение считать до 8; развивать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (><=, умение устанавливать размерные отношения между 8 предметами разной величины; продолжать учить детей измерять объём жидкости с помощью условной меры; развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры; упражнять в решении логических задач; закреплять представления о геометрических фигурах.
Публикация «Конспект проведения ООД по ФЭМП с детьми группы общеразвивающей направленности 5–6 лет „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Речевое развитие: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительных с числительными; развивать умение поддерживать беседу; поощрять попытки высказать свою точку зрения, согласие, несогласие с ответом товарища.
Физическое развитие: поддерживать интерес к подвижным играм.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Проектор, ноутбук, большой экран, презентация «Звонок по скайпу от сказочницы», дверь из ватмана; дощечки 29x11 (8 шт); магнитная доска, магниты 8 штук, карточки для логических задач (карточки с цифрами от 1 до 8 и картинки с животными); две пластиковых белых бутылки, две пластиковых прозрачных бутылки; два стакана (емкости для измерения, наклейка «живая» вода, корзинка, воронка, презентация «Звонок по скайпу от Принцессы».
Раздаточный: 8 замков разной величины и 8 соответствующих ключей к каждому замку (сделаны из плотной бумаги, прикрепляются к поверхности с помощью липучек, знаки «>», «<», «=»; цифры от 1 до 8; фишки черного и белого цвета.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «величина», «мерка», знаками «>», «<», «=», цифрами от 1 до 8.
Ход:
Воспитатель: Дети, вы уже рассмотрели, что изображено на ваших бейджиках? (геом. фигуры) Саша, что за геометрическая фигура изображена на твоём бейджике?. Я предлагаю вам занять свои места в соответствии с вашей геометрической фигурой (на полу метки с таким же набором геом. фигур).
1. Сюрпризный момент.
Раздается звонок, как по скайпу.
Воспитатель: Ребята, слышите – звонок? Давайте посмотрим, кто же нам звонит в детский сад? (дети поворачиваются к большому экрану, начинается презентация «Звонок от Сказочницы»).
-Здравствуйте, дети. А вы любите сказки?. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жил-был царь и была у него дочка красавица. Как-то раз гуляла принцесса по волшебному зимнему лесу и увидела там красивую пушистую ёлочку. Уж очень она приглянулась девочке. Решила принцесса обломать веточки у чудесной ёлочки, чтобы украсить ими свою комнату в царстве. Да только это всё увидел Волшебник – хозяин того леса. Ох, как он рассердился и заколдовал принцессу! Тут же девочка заледенела на месте. Как только об этом узнал царь, он тут же созвал со всей страны мудрецов, чтобы те сказали, как же расколдовать его дочку-проказницу. Три дня думали мудрецы и наконец, сказали царю так: расколдовать принцессу может только «живая» вода, которая хранится в сказочной стране… Ребята, вы поможете раздобыть волшебную воду для принцессы?. Тогда скорее отправляйтесь в путь, чтобы у этой сказки был счастливый конец…
2. Проблемная ситуация «Пройди препятствие».
Воспитатель:- Да, ребята, девочка поступила неправильно. Но мы не можем оставить ее в беде и постараемся ей помочь.
Попасть в сказочную страну не просто. На пути стоит дверь. Попасть в эту страну можно только открыв ее, но на двери 8 замков, а ключи все перепутаны. Что же делать? (варианты) Для того, чтобы дверь открылась нужно расположить замки от самого маленького до самого большого и к каждому из замков подобрать ключ, соответствующего размера. (работает 2 подгруппы с одинаковым набором замков и ключей – объясняют свои действия… Ну а теперь сверимся – всё ли верно?. Вот мы и в сказочной стране!
3. Игра «Почини мост».
Воспитатель: «Перед нами широкая река. Как же перебраться на другой берег? Волшебник разрушил мост, а дощечки бросил на берег. Что делать? Посмотрите что изображено на уцелевших дощечках? … (цифры) Что ещё плывёт по реке? … (матем. знаки) Что за знаки, назовите их … (< > =). Кажется я догадалась как починить мост! Для того чтобы укрепить дощечки, из которых мы построим мост, нужно между цифрами поставить знак больше, меньше или равно. (на каждого ребёнка по дощечке). (выстроили мост, перешли).
4. Логические задачи.
Дальше проходим к ширме с изображением дерева с дуплом, за которой находится волшебная лесная поляна, там сидит Старичок-лесовичок (ребёнок). Рядом с ширмой стоит магнитная доска с картинками, а набор цифр от 1 до 9 у лесовичка в корзинке.
Воспитатель: «Оказались мы на поляне, а живет здесь Старичок-лесовичок». Поздороваемся с лесовичком.
- Ребята: Здравствуйте.
- Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята. А знаете, я очень люблю загадывать логические задачки.
Воспитатель: Ребята, попробуем решить задачки Старичка - лесовичка?
- Ребята: Да. (Старичок-лесовичок передает задачки воспитателю)
- Старичок-лесовичок: Вы должны не просто решить, но и прикрепить ответы на магнитную доску.
1) Сколько хвостов у семи ослов? (7)
2) Сколько носов у двух псов? (2)
3) Сколько ушей у трёх малышей? (6)
4) Сколько лап у двух лисят? (8)
5) Сколько колес у машины? (4)
6) Из-за забора видны 4 заячьх уха. Сколько зайцев за забором? (2)
7) У бабушки есть внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (1)
8) Мама купила детям 4 варежки. Сколько детей у мамы? (2)
Ребята говорят ответы, и по очереди прикрепляют карточку с правильным ответом на магнитную доску, попутно объясняя логику решения. Воспитатель к каждому ответу рядом прикрепляет соответствующую карточку с изображением самой задачи (рядом с цифрой 7 карточку с изображением семи ослов, рядом с цифрой 2 карточку с изображением двух собак и т. д). Если ребята затрудняются с ответом или объяснением решения задачи, я показываю соответствующую карточку с изображением задачи, и ребята уже по карточке с соответствующим изображением стараются определить правильный ответ и объяснение.
После решения всех задач старичок – лесовичок хвалит ребят.
5. Подвижная игра «Ветер со снежинками играет»
Ребята, с вами хочет поиграть ветер сказочной страны. Старичок-лесовичок поиграй с нами вместе! Сейчас ветер подует на вас и превратит в снежинок (звук ветра – покружились). Показывайте то, что я говорю. А в конце стихотворения, какую цифру услышите, в таком количестве вы и встанете.
«Ветер со снежинками играет,
То поднимет, то бросает.
Кружит в вальсе снегопад.
Белой зимы наряд.
На ветвях берёзки белой
8 (1, 2, 4) снежинок уцелело».
Дети, а ветер за то, что вы так весело играли шепнул мне на ушко, чтобы волшебник не услышал, очень важную подсказку.
6. Упражнение на решение проблемной ситуации «Живая или мертвая вода».
Приглашаю детей к двум столам (2 команды, на которых стоят две белых бутылки с водой, два одинаковых стакана, фишки черного и белого цвета, две прозрачные бутылки, две воронки.
Рассказываю, что ветер дал подсказку, для спасения принцессы, нужно выбрать сосуд, в котором воды больше, т. к. там волшебная «живая вода», а где меньше – «мертвая». Поэтому очень важно посчитать всё правильно. Только как же нам измерить, в каком сосуде воды больше?
Дети обсуждают и высказывают свое мнение, как это можно сделать. (Показываю опытным путем непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, так как сосуды не прозрачные, узкое горлышко и ничего не видно, на вес одинаковые). Вместе с воспитателем дети решают: надо измерять жидкость условной меркой - стаканом и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставятся емкости (две прозрачные бутылки, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряется жидкость (голубого и розового цвета) из двух сосудов.
Ребята делятся на две группы. Одна группа измеряет жидкость голубого цвета, вторая группа – розового цвета. Дети откладывают два ряда фишек (белые и черные, сравнивают их. Первая группа, измерявшая жидкость голубого цвета, отложила 5 фишек белого цвета. Вторая группа, измерявшая жидкость розового цвета, отложила 4 фишки черного цвета. Сравнивая количество отложенных фишек, выясняют, что вода голубого цвета «живая», а розового - «мертвая».
На сосуд с «живой водой клеим наклейку.
Хвалю детей и говорю, что теперь они спасут принцессу.
Кладу бутылку с «живой» водой лесовичку в корзинку и прошу его отнести воду принцессе. Лесовичок уходит.
7. «Благодарность принцессы».
Воспитатель: Ребята, все задания выполнены, и нам пора возвращаться из сказочной страны в наш любимый детский сад.
Раздается звонок как по скайпу. Ребята, нам снова кто-то звонит! Занимайте свои места.
На экране идёт презентация с звонком от Принцессы.
«Дорогие ребята. Примите мою благодарность, за то, что смогли пройти все задания и найти «живую» воду, которая расколдовала меня. А я обещаю вам, что больше никогда не буду причинять вред природе. Желаю вам оставаться такими же умными, смелыми и находчивыми. Всего вам доброго, друзья»
8. Рефлексия.
Раздаю детям фишки красного и зелёного цветов. Кому понравилось наше путешествие в сказочную страну поднимите зелёную фишку, кому было тяжело, неинтересно – красную. Полина, что понравилось в путешествии тебе больше всего? Почему? А какое задание было сложнее всего? Почему?.