Светлана Полякова
Конспект проведения НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности детей в ходе экспериментирования.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Углублять и систематизировать представления детей о свойствах воздуха. Формировать положительное отношение к окружающему миру и природе.
Коррекционно-развивающие :
Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Развивать логическое мышление, воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение действовать сообща в соответствии с указаниями педагога.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект проведения НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста „Чудо-воздух“» размещена в разделах
1. ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности
Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Предварительная работа
- рассматривание энциклопедий по теме «Воздух»;
- проведение опытов с воздухом.
Оборудование и материалы: теннисные шарики, воздушные шары, пустые пластиковые бутылки, горячая вода, холодная вода, бумажные спирали, салфетки, схемы.
Планируемый результат:
Дети самостоятельно проводят опыты, делают соответствующие выводы.
Ход НОД
1. Мотивационный этап.
Обучающиеся в свободной игровой деятельности. Подзываю их к себе.
В. Я хочу вас познакомить с новой интересной игрой. Для нее нужен вот такой шарик (показываю теннисный шарик). Но вот беда, он помялся в дороге. А для игры он должен быть ровным и гладким.
Проблема: что же делать, как нам быть? Как нам шарик починить?
Выслушиваю предложения обучающихся, пробуем выправить шарик руками. Ничего не получается.
2. Содержательный этап. Основная часть.
В. Сейчас я покажу вам интересный опыт, как шарик может сам себя починить.
Для этого мне понадобится горячая вода и глубокая тарелка.
Напоминаю обучающимся правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог, поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником. Сегодня я буду вашей помощницей. Опускаю теннисный шар в тарелку с кипятком.
Считайте до пяти.
О. Раз, два, три, четыре, пять.
В. Осторожно достаю шарик… Посмотрите…
Что произошло с нашим помятым шариком? Чудеса!
О. Шарик стал снова ровным и гладким.
В. Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы опустили шар в горячую воду?
Как вы думаете, что находится внутри шара? ( предполагаемые ответы: воздух). А как вы считаете, что произошло с воздухом, когда шар опустили в кипяток? ( предполагаемые ответы: он нагрелся, стал горячим).
В. Правильно, внутри нашего шарика находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало тесно внутри шара и он начал раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его.
Про такое свойство воздуха говорят - «воздух при нагревании расширяется».
Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным и теперь можем использовать его для игры.
А вы хотите проверить это свойство сами?
Тогда сейчас мы попробуем провести эксперимент «Оживающий воздушный шарик».
Обучающиеся берут пластиковые бутылки с надетыми на горлышко воздушными шарами.
В: как вы предполагаете, изменится ли шарик после того, как мы опустим бутылку в горячую воду?
Сейчас мы проверим ваши предположения, проводим опыт.
Воду нагреваю,
Воздух расширяю.
Стало его много,
Нужна ему дорога.
В: что произошло с воздушным шариком? (он надулся и поднялся)
Как вы думаете, почему он надулся?
Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает). Наш эксперимент еще раз доказывает, что воздух при нагревании расширяется.
В. Как вы считаете, вам нужны эти знания, могут ли они пригодиться вам в жизни?
О. Теперь мы знаем, что можно починить некоторые игрушки, нагревая их.
В. Сегодня вы узнали еще об одном удивительном свойстве воздуха. А расскажите нам, пожалуйста, что вы уже знаете о воздухе?
Дети читают стихотворение и показывают картинки-схемы с ранее изученными свойствами: воздух не имеет цвета, запаха, нужен всему живому на земле:
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
4 ребенок: Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
В. В стихотворении говорится, что воздух бывает теплым и холодным. Вы согласны с этим?
А как вы думаете, где в группе воздух теплее: наверху, около потолка или на полу? Как это можно проверить?
(поднимаем руки вверх, а затем приседаем на корточки, держим руки около пола).
В. Руками почувствовать мы это не можем, но можем проверить на опыте. Хотите?
На столе находятся две миски с холодной и горячей водой. Дети держат спирали из бумаги сначала над холодной водой - ничего не происходит. Затем над горячей - спирали начинают поворачиваться.
В. Что вы увидели в результате наблюдения?
О. над холодной водой спирали висели спокойно, над горячей начали поворачиваться.
О. Это происходит потому, что теплый воздух поднялся вверх и стал вращать спирали.
Вывод: теплый воздух поднимается вверх.
Посмотри на потолок-
Там теплее иль у ног?
Теплый воздух там - вверху
Дотянуться не могу.
О. А как это свойство воздуха люди используют в жизни?
( Показ иллюстраций: воздухоплавание – теплый воздух поднимает вверх большие воздушные шары; отопительные приборы (батареи) в домах всегда устанавливают внизу, около пола, чтобы теплый воздух поднимался вверх и грел все помещение.)
3. Рефлексия.
В: Чем мы сегодня с вами занимались?
О. Проводили эксперименты с воздухом.
В. Вы узнали сегодня что-нибудь новое?
О. Узнали, что воздух при нагревании расширяется, и теплый воздух поднимается вверх.
В. О чем вы сегодня расскажете своим родителям?
Далее отмечаются заслуги каждого обучающегося.