МААМ-картинки

Конспект проведения НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»

Светлана Полякова
Конспект проведения НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»

Цель: Развитие познавательной активности детей в ходе экспериментирования.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Углублять и систематизировать представления детей о свойствах воздуха. Формировать положительное отношение к окружающему миру и природе.

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Развивать логическое мышление, воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение действовать сообща в соответствии с указаниями педагога.

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект проведения НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста „Чудо-воздух“» размещена в разделах

1. ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция детских видов деятельности

Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Предварительная работа

- рассматривание энциклопедий по теме «Воздух»;

- проведение опытов с воздухом.

Оборудование и материалы: теннисные шарики, воздушные шары, пустые пластиковые бутылки, горячая вода, холодная вода, бумажные спирали, салфетки, схемы.

Планируемый результат:

Дети самостоятельно проводят опыты, делают соответствующие выводы.

Ход НОД

1. Мотивационный этап.

Обучающиеся в свободной игровой деятельности. Подзываю их к себе.

В. Я хочу вас познакомить с новой интересной игрой. Для нее нужен вот такой шарик (показываю теннисный шарик). Но вот беда, он помялся в дороге. А для игры он должен быть ровным и гладким.

Проблема: что же делать, как нам быть? Как нам шарик починить?

Выслушиваю предложения обучающихся, пробуем выправить шарик руками. Ничего не получается.

2. Содержательный этап. Основная часть.

В. Сейчас я покажу вам интересный опыт, как шарик может сам себя починить.

Для этого мне понадобится горячая вода и глубокая тарелка.

Напоминаю обучающимся правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог, поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником. Сегодня я буду вашей помощницей. Опускаю теннисный шар в тарелку с кипятком.

Считайте до пяти.

О. Раз, два, три, четыре, пять.

В. Осторожно достаю шарик… Посмотрите…

Что произошло с нашим помятым шариком? Чудеса!

О. Шарик стал снова ровным и гладким.

В. Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы опустили шар в горячую воду?

Как вы думаете, что находится внутри шара? ( предполагаемые ответы: воздух). А как вы считаете, что произошло с воздухом, когда шар опустили в кипяток? ( предполагаемые ответы: он нагрелся, стал горячим).

В. Правильно, внутри нашего шарика находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало тесно внутри шара и он начал раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его.

Про такое свойство воздуха говорят - «воздух при нагревании расширяется».

Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным и теперь можем использовать его для игры.

А вы хотите проверить это свойство сами?

Тогда сейчас мы попробуем провести эксперимент «Оживающий воздушный шарик».

Обучающиеся берут пластиковые бутылки с надетыми на горлышко воздушными шарами.

В: как вы предполагаете, изменится ли шарик после того, как мы опустим бутылку в горячую воду?

Сейчас мы проверим ваши предположения, проводим опыт.

Воду нагреваю,

Воздух расширяю.

Стало его много,

Нужна ему дорога.

В: что произошло с воздушным шариком? (он надулся и поднялся)

Как вы думаете, почему он надулся?

Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает). Наш эксперимент еще раз доказывает, что воздух при нагревании расширяется.

В. Как вы считаете, вам нужны эти знания, могут ли они пригодиться вам в жизни?

О. Теперь мы знаем, что можно починить некоторые игрушки, нагревая их.

В. Сегодня вы узнали еще об одном удивительном свойстве воздуха. А расскажите нам, пожалуйста, что вы уже знаете о воздухе?

Дети читают стихотворение и показывают картинки-схемы с ранее изученными свойствами: воздух не имеет цвета, запаха, нужен всему живому на земле:

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

4 ребенок: Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

В. В стихотворении говорится, что воздух бывает теплым и холодным. Вы согласны с этим?

А как вы думаете, где в группе воздух теплее: наверху, около потолка или на полу? Как это можно проверить?

(поднимаем руки вверх, а затем приседаем на корточки, держим руки около пола).

В. Руками почувствовать мы это не можем, но можем проверить на опыте. Хотите?

На столе находятся две миски с холодной и горячей водой. Дети держат спирали из бумаги сначала над холодной водой - ничего не происходит. Затем над горячей - спирали начинают поворачиваться.

В. Что вы увидели в результате наблюдения?

О. над холодной водой спирали висели спокойно, над горячей начали поворачиваться.

О. Это происходит потому, что теплый воздух поднялся вверх и стал вращать спирали.

Вывод: теплый воздух поднимается вверх.

Посмотри на потолок-

Там теплее иль у ног?

Теплый воздух там - вверху

Дотянуться не могу.

О. А как это свойство воздуха люди используют в жизни?

( Показ иллюстраций: воздухоплавание – теплый воздух поднимает вверх большие воздушные шары; отопительные приборы (батареи) в домах всегда устанавливают внизу, около пола, чтобы теплый воздух поднимался вверх и грел все помещение.)

3. Рефлексия.

В: Чем мы сегодня с вами занимались?

О. Проводили эксперименты с воздухом.

В. Вы узнали сегодня что-нибудь новое?

О. Узнали, что воздух при нагревании расширяется, и теплый воздух поднимается вверх.

В. О чем вы сегодня расскажете своим родителям?

Далее отмечаются заслуги каждого обучающегося.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки. Задачи: создать условия для ознакомления детей с достижением человечества –.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: формировать представление детей о.

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление представления детей о безопасности жизнедеятельности. Задачи: учить детей правильно вести себя в быту и на улице; формировать.

Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка»Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка» Тема: "Почему поет пластинка?" Цель: сконструировать граммофон подручными средствами и научиться извлекать звуки с пластинки. Задачи: развить.

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста Тема "Удивительный воздух" Программное содержание. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект проведения НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»
Опубликовано: 11 марта 2023 в 17:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД