Зарубина Наталья
Конспект проведения мастер-класса по групповому сбору для школы молодых воспитателей
▼ Скачать +Заказ
«Групповой сбор – как способ создания условий для социальной ситуации развития детей»
Ребёнок – это деятель. Через действия он получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действуя всё более уверенно, каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен. В настоящее время актуальными становятся такие формы работы с детьми, которые способствовали бы развитию у детей умению применять имеющиеся знания, планировать практические действия, осмысливать и оценивать результаты, как собственные, так и сверстников.
Публикация «Конспект проведения мастер-класса по групповому сбору для школы молодых воспитателей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На мастер-классе педагоги познакомятся со структурой и методикой проведения группового сбора.
Материал носит практико-ориентированный характер, нацелен на деятельностный подход к организации совестной деятельности с детьми. В процессе мастер-класса будут продемонстрированы приемы работы с детьми позволяющие раскрывать ряд возможностей для развития детей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества.
Технологически групповой сбор прост в проведении, легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений, позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.
Конспект проведения мастер-класса по групповому сбору.
Оборудование и материалы: Мольберт, маркер, карточки центров активности, мячик, «волшебная палочка», смайлик 2 шт., картинки с буквами, коробка для презентации центров активности с разными материалами: счетные палочки, мозаика, фишки, пластилин, тесто, карандаши, краски, ножницы, веревочки, шнурки, азбука, книги, камешки, кубики, буквы, раскраски, логопедическое лото, пластмассовые буквы на магнитиках и др., листки бумаги, фломастер.
Мне нужны 8-10 участников (по желанию или при помощи значков, прикрепленных на задней части спинки стула). Все выбранные участники рассаживаются в кружок.
Методика проведения группового сбора
1 этап: Согласование сигнала.
Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале группового сбора. Можно использовать звук колокольчика или металлофона, веселую песенку или музыку.
2 этап: Выбор удобного места, где можно расположиться всей группой (на стульчиках, на подушках, просто на ковре). Дети усаживаются в круг. При круговом расположении детей взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Порядок расположения в кругу может меняться.
Например,
– рассаживаются по росту,
- чередуя, девочка – мальчик,
– по цвету глаз, по длине волос,
– по цветам радуги,по парам (детям раздаются половинки эмблем, перед тем как сесть в круг дети ищут свою пару).
- Все на месте? Все ли тут?
Собрались все вместе в круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
3 этап: Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников. Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью с друзьями. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки, внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде, чем начать приветствие, нужно его смоделировать, то есть показать, как это делается.
- Я рада видеть вас, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение. А чтобы оно стало еще лучше, давайте поприветствуем друг друга ( можно использовать разные виды приветствия: приветствия с действиями, с передачей друг другу предметов, официальные приветствия, комплименты и др.)
4 этап: Подготовка «информационного поля» .
Во время группового сбора можно работать с календарями, вспоминать стихотворения, читать слова, подбирать слова к звукам, играть в малоподвижные игры, рассматривать иллюстрации и предметы, которые помогут выбрать тему дня или проекта,или подскажут интересные дела.
Например,использование календаря.
С помощью календарей можно решить множество задач.
1) Формирование элементарных математических представлений:
- знакомство с цифрами;
- прямой и обратный счёт;
- числа-соседи;
- понятия «вчера – сегодня – завтра»;
- понятия «день – неделя – месяц – год»;
2) Развитие навыков грамотности;
- знакомство с буквами и словами; - называние дней недели, месяцев;
3) Развитие речи (рассматривание иллюстраций и их описание)
- Ребята, я хочу вам напомнить, что сегодня 28 число, месяц Апрель, 5 день недели. А кто мне скажет, как называется пятый день недели? Правильно, это пятница (я записываю дату, месяц и день недели на календаре).
- А хотите поиграть в игру «Назови соседей»? (Да) Давайте вспомним правила игры: можно называть цифры, дни недели, времена года. (дети кидают друг другу мяч и называют либо время года, либо день недели. Тот, кто поймал мяч, должен назвать соседей ранее названного времени года либо дня недели).
- А какое сейчас время года? (весна) Давайте скажем, какие приметы весны мы знаем. А называть мы их будем при помощи нашей «волшебной» палочки! (передаем палочку по кругу)
5 этап: Обмен новостями. В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и
учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение.
- Замечательно! Ребята, кто желает поделиться новостями (обычно желающих рассказать новость бывает очень много, поэтому, чтобы никого не обидеть, можно предложить начать рассказывание новостей с того, кто найдет у себя под стульчиком вот такой значок, напр. Смайлик, еще можно заранее повязать на руку бантик, можно выбрать считалкой и др.) Выслушиваются новости. Последняя новость будет от воспитателя : «А мне ночью приснился сон, что в нашей группе сегодня должно произойти что-то интересное. Я пришла и увидела, что сон меня не обманул».
6 этап. Определение темы дня.
- Ребята, а вы ничего необычного в нашей группе не заметили? (дети обращают внимание на развешанные по всей группе воздушные шарики, а на шариках - буквы)
- Да, у нас сегодня День «Веселого алфавита»!
- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься в этот день? (высказывания детей)
Следующим шагом планирования на утреннем сборе будет
7 этап. Презентация воспитателем центров активности. Во время презентации воспитатель сообщает детям, какие именно материалы их ожидают в центрах.
- Да, мы сегодня будем заниматься разными делами в наших рабочих центрах. Сегодня у нас активны (показываю) центр математики, центр рисования и лепки, центр Книги, центр игры. Смотрите, у меня есть волшебная коробка, а в ней что-то есть! Узнаем? Иди, Вика, достань что-нибудь из коробки (так, по очереди выходят все дети и достают из коробки предметы: счетные палочки, мозаику, фишки, пластилин, тесто, карандаши, краски, ножницы, веревочки, шнурки, азбуку, книги, камешки, кубики, буквы, раскраски, логопедическое лото, пластмассовые буквы на магнитиках и др).
8 этап. Планирование. В процессе обсуждения плана и последовательности действий дети приобретают способность рассуждать: они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат. Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, учатся мыслить. Учатся договариваться, принимать чужую точку зрения, приобретают умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, приобретают умение сотрудничать.
- Как вы думаете, чем можно заниматься в центре Математики в день веселого алфавита? (считать буквы, выкладывать буквы из счетных палочек, считать сколько палочек потребуется для изготовления той или иной буквы, выкладывать буквы из мозаики, считать мозаику и т. д)
- А чем можно заниматься в центре Лепки и рисования? (лепить буквы из теста, пластилина, раскрашивать, вырезать из бумаги)
- Чем можно заниматься в центре Книги? (рассматривать книги и искать разные буквы)
- Чем можно заниматься в центре Игры? (играть в кубики с буквами, в лото, составлять слова из пластмассовых букв на магнитиках)
- Хорошо! А теперь подумайте и решите, кто в каком центре будет работать, и что там будет делать. А я буду записывать все ваши планы.
(начинаю записывать на листках бумаги и потом вывешиваю на мольберте)
- Очень хорошо! А всех вас, ребята, я приглашаю после завтрака в центр «Знания», где нас будет ждать увлекательное приключение с разными заданиями от букв!
На этом наш групповой сбор заканчивается, Спасибо всем!
Таким образом, во время группового сбора :
дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
обмениваются новостями, задают вопросы;
определяют тему работы;
планируют содержание и формы работы по теме.