Екатерина Чекашкина
Конспект проведения индивидуальной беседы «От игры к учебе или кризис 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ
НА ТЕМУ «ОТ ИГРЫ К УЧЕБЕ ИЛИ КРИЗИС 6 – 7 ЛЕТ»
Тема: "От игры к учёбе или кризис 6-7 лет"
Цель: Познакомить родителей с особенностями протекания, проявлениями кризиса 6 – 7 лет, рассказать им о тех новообразованиях, которые появляются в этот период.
Публикация «Конспект проведения индивидуальной беседы „От игры к учебе или кризис 6–7 лет“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: Устанавливать с родителями дружеские доверительные взаимоотношения.
Рассказать о проблеме ребенка в детском саду.
Рассказать несложные правила для родителей «как справится с кризисом».
Предварительная работа: Наметить тему, план, время проведения беседы – методический кабинет в 17:30, использование ИКТ, буклет для родителей для более подробного ознакомления, подготовить уголок для родителей по данной теме.
Подготовка к консультации :
Тема: «от игры к учебе или кризис 6 – 7 лет»
План:
1. Приветствие. Вступительная часть. Обоснование актуальности темы.
2. Общая характеристика психических процессов и изменений, протекающих на возрастном этапе с 6 – 7 лет.
3. Сигнал для родителей (характеристика симптомов кризиса).
4. Три задачи для ребенка (обобщение темы, формулировка выводов)
Ход работы:
Здравствуйте, я хочу представиться, меня зовут Екатерина Алексеевна, Нина Ивановна я в последнее время стала замечать что Андрей стал странно себя вести, сегодня у Миши он отобрал с криками игрушку, и ударил его, а на занятие по рисованию, у него не получилось нарисовать солнце, он заплакал и разорвал свой листок.
скажите, дома как он себя ведет? Замечаете вы, что то подобное за ним? (ответы родителей).
В такие годы часто у детей проявляется кризис 6 – 7 лет (слайд 1). И сегодня я хочу вас познакомить с этим кризисом.
Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь у них появляется своя - внутренняя - жизнь, и они не собираются "за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она?
Давайте с вами разберем: (слайд 2)
1. Просто ваш малыш потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность. Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, "что будет, если. ", и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков.
2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому.
3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.
4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла (слайд 3).
5. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.
Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис - кризис 6-7 лет. По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям.
Вы замечали что вашему малышу вдруг надоел детский сад и собственные игрушки? (ответы родителей).
Дайте ребенку возможность активно учиться - и все будет в порядке. Не пугайтесь, что он маленький и "не потянет" школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать в тетради (слайд 4). Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, ходить в кружок, изучать азы домашнего хозяйства - это тоже ученье (слайд 5). Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл. Главное, что придется осознать и принять для успешного выхода из кризиса, что ребенок хочет и может быть самостоятельным.
Вы замечаете за своим ребенком, что он стал более самостоятельным, хочет делать сам, и не подпускает вас? (ответы родителей). Дайте ему эту возможность.
Указанные черты, которые сейчас мы с вами разобрали, являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский (слайд6) определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает ребенок. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет не самом деле. В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. В этом же возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам.
Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал безо всяких возражений) и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей.
Скажите? Слушается Андрюша вас? Не отказывается он мыть руки, не отказывается идти за стол кушать? (ответы родителей)
Еще один пример: в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мама же просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы мамы, продолжает выкрикивать названия.
Как вы думаете? Проявляется в этом поведение ребенка кризис 6 – 7 лет? Как бы вы поступили в этой ситуации? (ответы родителей)
В семье дети начинают демонстрировать взрослое поведение. Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи (например, отца) или стремиться к выполнению каких-то «взрослых» обязанностей. У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемые вещи под предлогом «Я не маленький».
Замечали вы такое поведение за своим ребенком? (ответы родителей)
Все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети «перестают слышать» В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него — нарушение. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию взрослого. Он пробует себя в привычной ситуацию через нарушение обыденных, привычных правил.
Известный российский психолог Гиппенрейтер (слайд 7, предлагает такие несложные правила для родителей:
1. Правило 1: Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будите сообщать ему «С тобой все в порядке» (слайд 8).
2. Правило 2: Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте ему их (слайд 9).
3. Правило 3: Позволяйте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становится «сознательным» (слайд 10).
Сейчас я вам приведу пример, как это может выглядеть на практике: Вы зовете сына обедать, а он не идет, и не реагирует на ваши слова, когда наконец он появляется на кухне, суп уже давно остыл, конечно лучше, если вся семья соберется за столом, но если так не получилось, дайте ребенку возможность и дальше проявить свою самостоятельность. Предложите ему самому разогреть еду, а потом помыть тарелку, так как вы уже поели и вам надо заниматься другим делом. Переход на новый этап развития – это и новые обязанности, быть взрослым это не только когда тебе разрешаю самому сходить погулять, но и когда ты сможешь присмотреть за младшим братом. Не бойтесь проявить слабость и сказать что вы устали. Дайте ребенку возможность поухаживать за вами. И не отчаивайтесь, каждый кризис когда не будь закончится. А сейчас я вам расскажу о задачах ребенка:
1. Научиться учиться и получать от этого удовольствие (слайд 11).
2. Научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми) (слайд 12).
3. Обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя) (слайд 13).
(Слайд 14) Природа толково и бережно ведёт юного человека со ступеньки на ступеньку - вверх - по лесенке развития. Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача. Сориентируйте себя правильно. Сейчас Я вам предлагаю буклет, в котором вы более подробно ознакомитесь с кризисом 6 – 7 лет ребенка. Думаю, данная консультация будет вам полезна.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Буклет «кризис 6 – 7 лет»
2. Источники:
1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4- изд., перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 248с.
2. Р. И. Айзман, Г. Н. Жарова и др. Подготовка ребенка к школе, издание 2-е переработанное, издательство «Пеленг, г. Томск, 1994, 206 с.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М. : Гардарики, 205. – 349с.
4. Смирнова Е. О. Детская психология:Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 386с.
5. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Изд. 4-е. – Ростов н/ Д : Феникс, 2006. – 382, [1] c. – (Справочник).
3. Презентация.
4. Уголок для родителей «особенности кризиса 6 – 7 лет».