Светлана Астахова
Конспект прогулки-развлечения по познавательному развитию с детьми старшей группы «Ветер-проказник, поиграй с детками»
Конспект прогулки-развлечения по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Ветер-проказник, поиграй с детками!»
Цель: сформировать представления о ветре и его свойствах.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к играм с ветром;
- уточнить знания о свойствах ветра;
- развивать речь, логическое мышление;
- учить правилам наблюдения за природой и правилам поведения в природе;
- воспитывать интерес к окружающему миру, явлениям неживой природы.
Материалы: разноцветные ленточки из бумаги, султанчик, вертушки, флюгер, красная и синяя ленточки.
Публикация «Конспект прогулки-развлечения по познавательному развитию с детьми старшей группы „Ветер-проказник, поиграй с детками“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Конспекты занятий
- Ветер. Наблюдения, прогулки
- День ветра, 15 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о ветре; отгадывание загадок; изготовление вертушек, бумажных самолётиков.
Словарь: проказник, сердитый, озорной, теплый, попутный, южный, северный, западный, восточный, флюгер.
Ход прогулки-развлечения
Дети находятся на участке детского сада.
Воспитатель:
- А знаете ли вы, что такое ветер? (Ответы детей). В природе постоянно происходит перемещение воздуха. Солнце нагревает землю, но не везде в одинаковой степени. В тех местах, где земля нагревается больше, воздух становится теплее и поднимается вверх. Его место занимает холодный воздух. Воздух постоянно перемещается. Ветер – это движение воздуха. Иногда ветер бывает еле заметным, а иногда — дует с огромной силой.
-Ребята, каким бывает ветер? (Ответы детей). Правильно, ветер бывает легким и порывистым, теплым и холодным.
- Почему ветер называют невидимкой? (Ветер нельзя увидеть глазами его можно только почувствовать)
Ветер принадлежит к неживой природе, но он связан с живой природой.
- Ветерок-проказник спрятался. Он хочет, чтобы мы его отыскали. Найдем его! Дети поворачивают туловище вправо, влево, по очереди поднимают руки, согнутые в локтях, прислоняя ладони ребром к бровям.
- Вот он! Побежал по верхушкам деревьев, налетел на листочки! Давайте догоним его! (Дети бегут друг за другом с увеличением темпа)
- Догнали!
Воспитатель держит в руках султанчик и колышет его время от времени, вызывая колыхание бумажных лент.
- Поздороваемся с ветерком!
Дети (вместе):
Здравствуй, ветер озорной,
Летом, осенью, весной
Ты прохладу даришь нам
И деревьям, и цветам.
Ветер (от его имени говорит воспитатель):
- Здравствуйте, ребята! Я ветерок-проказник! Мне очень хочется узнать о том, что люди рассказывают обо мне. Какой я?
Игра с мячом «Назови, какой бывает ветер?»
Подобрать слова-прилагательные для определения ветра: сильный, легкий, слабый, освежающий, жаркий, холодный, летний, зимний, весенний, попутный, южный, северный, западный, восточный и т. д.
Воспитатель:
Ветер бывает недобрым, колючим.
Ветер бывает холодным, могучим.
Скромным и тихим, прохладным и теплым,
Радостным ветер бывает и добрым.
Всюду по белому свету летает,
Как хорошо, что он разным бывает!
Ветер:
- Все верно, я всегда разный. Хотите поиграть со мной?
Игра «Дерево»
Ветер:
Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками)
Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (шевелят кистями рук)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет стволы, клонит к земле кроны (раскачивают руками, накланяются из стороны в сторону)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко (дети выпрямляются и замирают)
Воспитатель:
- А еще ветер помогает растениям размножаться. Семена березы, клена, липы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика, мать-и-мачехи природа наделила легкими парашютиками. С помощью этих приспособлений семена долго держатся в воздухе. Ветер подхватывает их и несет далеко от материнских растений.
Осенью порывы ветра срывают с деревьев пожелтевшие листья. Они укрывают корни деревьев, спасая их от холода. Листва дает убежище насекомым, зимующим под теплым лиственным покровом. Осенний ветер помогает расселяться молодым паучкам, которые летят над полянами и лугами на нитях белой паутины.
- Ребята, вы знаете, как называется очень сильный ветер? (Ответы детей)
- Очень сильный ветер называется ураганом. Он срывает крыши домов, ломает деревья, вызывает значительные разрушения. Особенно опасен ураган в океане. Он поднимает огромные волны, ломает мачты кораблей, переворачивает рыбацкие лодки и большие пароходы.
Если ветер дует из пустыни, то он бывает сухим, то есть не содержит влаги. Он не приносит дождя, а только сушит поля, губит посевы.
Из океана обычно дует влажный ветер, содержащий много воды. Такой ветер часто приносит дождь или снег.
- Дети, что вы еще знаете о ветре? (Ответы детей)
Ветер имеет большое значение для народного хозяйства. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в теплых странах, где нестерпимо жжет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Именно ветер переносит теплый воздух из теплых стран в холодные, а холодный воздух – наоборот. Ветер перегоняет облака с места на место, разнося воду по всей Земле. Если бы не ветер, то пересохли бы ручьи, реки, озера.
Воздух загрязняется, портится от пыли, дыма из фабричных и заводских труб, выхлопных газов и тому подобное. Если бы не ветер, то в крупных городах накопилось бы большое количество вредного воздуха. Ветер постоянно несет испорченный воздух, а вместо него приносит чистый воздух лесов и полей.
Ветер – большая сила, которую используют люди. В степях, где часто дует ветер, он придает движения ветряным двигателям, с его помощью вырабатывают электрический ток.
Человек научился использовать ветер очень давно. На корабле ставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и двигал корабли.
Пальчиковая гимнастика «Ветер»
Ветер дует, задувает
Пальму в стороны качает (Кисти прижаты друг к другу, пальцы растопырены. Качаем «пальму» налево, потом направо)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит (ладони лежат на столе, прижаты друг к другу. Пальцы сгибаем (клешни) и шевелим ими)
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет (Пальцы разведены. Один большой пальчик кладем на другой, покачиваем руками (машем крыльями)
- Ребята, вы знаете, что ветер дует в разных направлениях. Определяют его направление с помощью флюгера. Посмотрите на него! (Дети рассматривают флюгер)
- Флюгер — это железный флажок, свободно поворачивающийся от ветра. Если флюгер повернется на юг, то это означает, что ветер дует с севера. Такой ветер называется северным. Когда дует южный ветер, то флюгер поворачивается на север. Ветер получает название в зависимости от того, откуда он дует.
Воспитатель показывает, как с помощью флюгера определить направление ветра.
- Почему возникает ветер?
- Какие несчастья причиняет ураган?
- Если флюгер поворачивается на восток, то откуда дует ветер? Как он называется?
- Если флюгер повернулся на север, то откуда дует ветер? Как он называется?
Подвижная игра «Северный и южный ветер»
-Ребята, какой характер у северного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной, ураганный, порывистый. Как мы называем такой ветер? – ветрище, буря, ураган, шторм.
- А какой южный ветер? Приятный, ласковый, легкий, теплый, мягкий, ласковый, добрый, нежный. Как мы называем южный ветер? – Ветерок, ветерочек.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой
будут соревноваться друг с другом южный и северный ветер – кто сильнее?
Выбираются два водящих. Один из них южный ветер, и ему на руку привязывают красную ленточку. Другой – северный ветер, и ему на руку привязывают синюю ленточку.
Игроки свободно ходят или бегают по площадке (нужно заранее оговорить, до какой линии можно бегать, т. е. каковы размеры площадки для игры). По команде «Ветер» на площадку выбегает северный ветер и пытается задеть (коснуться рукой) – «заморозить» как можно большее число игроков. «Замороженные» им игроки замирают и не двигаются. Южный ветер пытается «разморозить» их, коснувшись рукой и сказав: «Свободный». Задача игроков – остаться в игре и не быть замороженными. Южный и северный ветер соревнуются, кто сильнее – сможет ли южный ветер разморозить всех игроков. По сигналу игра заканчивается и повторяется с новыми водящими в роли ветра.
- Мы уже знаем, что у ветра, как и у людей, есть очень важная работа. А что же он делает, когда отдыхает от своей работы? Где спит? Что любит? (Размышления детей)
- Вот одно детское стихотворение о ветре и его любимых занятиях.
Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчёсывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Всё отметил, всё учёл,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчёл.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошёл волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами
Повозился и уснул. (М. Придворов)
Ветер:
- Как же с вами весело, ребята, я очень рад нашему знакомству! Но мне пора, меня ждут важные дела!
Я спешу, ребята, в город,
Я несу приветов ворох,
Должен их сегодня сам
Разнести по адресам.
Площадям и переулкам,
Фонарям, тоннелям гулким,
Перекресткам и домам
Я приветы передам.
От тропинок и дорожек,
От рябинок-тонконожек,
От калиновых кустов,
От малиновок, дроздов.
Чтобы город стал весенним,
Чтоб пришло туда веселье,
Чтоб запахло там весной,
Светлой радостью лесной.
И. Токмакова
Воспитатель подводит итог. Дети делятся впечатлениями. Затем детям раздаются бумажные самолётики, вертушки, бумажные змеи, сделанные ранее детьми на занятиях, для игры на прогулке.