Елена
Конспект проекта по развитию речи для детей средней группы «В гостях у сказки»
▼ Скачать
Актуальность проекта
Дошкольное детство – это очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.
Публикация «Конспект проекта по развитию речи для детей средней группы „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.
Вид, тип проекта : творческий, художественно-речевой.
Длительность проекта : 1.10.2022-31.01.2023.
Участники проекта : дети, воспитатели и родители средней группы.
Цель проекта : Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с творчеством писателей.
Задачи проекта :
- введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- выявить знание детских сказок через различные виды игр;
- привлечь родителей к совместному творчеству;
- воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Предварительная работа с детьми:
- тематическое оформление книжного уголка;
- дополнение уголка новыми материалами;
- рисование совместно с родителями героев любимых сказок;
- чтение детских сказок, рассказов и стихов;
- подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими работами оформлены книги;
- подбор портретов поэтов и писателей.
Атрибуты и инвентарь:
- портреты детских писателей и художников-иллюстраторов;
- книги детских писателей;
- разрезные картинки, пазлы;
- рекомендации и консультации для родителей;
- иллюстрации с героями любимых сказок.
Перспективный план проведения проекта :
Реализация проекта
Октябрь – месяц знакомства с творчеством К. Чуковского.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
2. Вызвать интерес к творчеству К. Чуковского при помощи изобразительных средств.
3. Развивать память, учить пересказывать.
• Чтение произведений К. И. Чуковского: «Айболит», «Бармалей», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце»;
• Рисование «Больница для зверей»;
• Дидактическая игра «Как вести себя с больным?»
• Подвижная игра «Кто быстрее?»
• Дидактическая игра «Путаница»;
• Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»;
• Сюжетно-ролевая игра «Приходите к нам лечиться»;
• Лепка «Посуда»;
• Беседа «Надо, надо умываться!»
Ноябрь – месяц знакомства с творчеством В. Г. Сутеева.
Задачи:
1. Познакомить детей с автором и художником детской книги В. Г. Сутеевым.
2. В дидактических и подвижных играх, в творческих видах деятельности закрепить знание детей сюжетов и героев сказок В. Г. Сутеева.
3. Показать детям приёмы ремонта книг.
• Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева;
• Рассматривание иллюстраций В. Г. Сутеева к сказкам;
• Чтение сказок В. Г. Сутеева: «Под грибом», «Ёлка», «Про бегемота, который боялся прививок», «Яблоко», «Три котёнка», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Кто сказал «Мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Петух и краски», «Кораблик», «Дядя Миша», «Мы ищем кляксу», «Кот-рыболов», «Цыплёнок и утёнок», «Бабочка» и т. д.
• Лепка «Мой любимый герой сказки «Под грибом», «Снеговик»;
• Дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных);
• Подвижная игра «Кто быстрее под грибок!»
• Дидактическая игра «Кто как говорит»;
• Конструирование «Гриб», «Бабочка»;
• Дидактическая игра «Доскажи словечко»;
• Подвижная игра «Зайка серый умывается»;
• «Книжкина больница» (ремонт книг).
Декабрь - месяц знакомства с творчеством С. Я. Маршака.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев.
2. В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С. Я. Маршака.
• Знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака;
• Чтение произведений С. Я. Маршака: «Кошкин дом», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Весёлый счёт», «Детки в клетке», «Багаж», «Где обедал воробей», «Загадки», «Урок вежливости», «Курочка Ряба и десять утят», «Два кота», «Мастер-ломастер», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Пожар» и т. д.
• Дидактическая игра «Найди героев сказки»;
• Подвижная игра «Мыши водят хоровод»;
• ОБЖ «Пожар. Опасные предметы»;
• Дидактическая игра «Можно-нельзя»;
• Подвижная игра «Кто где живёт?»
• Лепка «Мышонок»;
• Рисование «Усатый-полосатый»;
• Дидактическая игра «Весёлый счёт»;
• Беседа «Во что мы одеваемся в разное время года»;
• Рассматривание книг С. Я. Маршака.
Январь – месяц знакомства с творчеством В. В. Бианки.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством В. И. Бианки.
2. Воспитывать интерес детей к творчеству писателя, открывающего мир природы детям, через свои произведения.
3. Воспитывать бережное отношение к книге.
• Знакомство детей с творчеством В. И. Бианки;
• Беседы с детьми о природе и об отношении к ней;
• Чтение произведений В. И. Бианки: «Чей нос лучше?», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и Мышонок», «Первая охота», «Сова», «Кто чем поёт?», «Лесной колобок», «Мишка-башка», «Чьи это ноги?», «Лесные домишки», «Муравей и стрекоза», «Хитрый Лис и умная Уточка», «Люля», «Как лис ежа перехитрил», «Паучок-пилот», «Теремок», «Заяц, косач. Медведь и Дед Мороз», «Красная горка», «Росянка», «Мышонок Пик» и т. д.
• Загадки о животных и о птицах;
• Подвижная игра «Воробьи и вороны»;
• Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто где живёт?», «Собери картинку»;
• Музыкальная деятельность «Голоса птиц»;
• Дидактическая игра «Кто чем поёт?»;
• Лепка «Ёжик»;
• Рисование «Мышонок Пик».
Мероприятия с родителями:
1. Рисование любимых литературных героев.
2. Индивидуальная беседа: «Какие книги читают дома.»
3. Пополнение библиотеки группы.
4. Печатная информация для родителей: «Как научить ребёнка любить книги?»,
«Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Роль книги в развитии ребёнка», «Зачем читать детям книги?»
Результаты реализации проекта :
1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
3. Были организованы для детей тематические выставки.
4. Дети научились ремонтировать книги.
5. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
6. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
Использованная литература:
1. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦСфера», 2014.
3. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003,» 2011.