Ватутина Наталия
Конспект проекта «Не красны сказки письмом. а красны смыслом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Не красны сказки письмом. а красны смыслом».
Вид проекта: социально значимый.
Продолжительность проекта: 09.02.2023 г -31.03.2023 г.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.
Публикация «Конспект проекта „Не красны сказки письмом, а красны смыслом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
К. Д. Ушинский
Актуальность.
В современном мире в эпоху глобальной занятости родителей, погруженности в социальные и личные проблемы, отсутствия времени на проведение занятий и досуга с ребёнком, воспитание у детей нравственных представлений незаметно отошло на второй план. Именно поэтому в наши дни особенно актуален вопрос о том, как с ранних лет взрастить в душе ребёнка чуткость, доброту, понимание, сочувствие, любовь к ближнему и к Отчизне. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Творчество К. Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают.
Как детский писатель, К. Д. Ушинский – совершенно уникальное, неповторимое явление в истории русской детской литературы. Он прекрасно знал законы воспитания, понимал природу и мир детей, учитывал их понятия и представления, ласково, уважительно, с отеческой заботой и в то же время требовательно относился к ним. А если к этому прибавить литературный талант, энциклопедическое образование в сочетании с прогрессивными взглядами, то другой пример такого органического сочетания требований педагогики и искусства в детской литературе найти трудно.
Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны.
Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через восприятие произведений К. Д. Ушинского.
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитание любви и уважения к творчеству писателя, к своей малой Родине; желания и умения работать в детском коллективе, договариваться, проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.
• Продолжить работу по формированию у детей бережного отношения к природе, духовно-нравственных понятий.
Развивающие:
• Продолжить работу по развитию: познавательной активности и интереса к детской художественной литературе через разные формы работы; речи детей, активизация словарного запаса слов.
• Развивать образное мышление и память, внимание, воображение творческую способность.
Образовательные:
• Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского;
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
• Расширить круг знаний об окружающем мире, углубить знания детей о животном мире через произведения К. Д. Ушинского.
Проблема. Дети и родители мало знакомы с произведениями К. Д. Ушинского
Содержание проекта:
I этап – мотивация.
С целью мотивации детей старшей группы на работу над проектом воспитатель принесла в группу набор иллюстраций к сказкам К. Д. Ушинского и спросила: «Дети вы знаете как называются сказки, иллюстрации которых вы увидели?» Как оказалось, что дети не знакомы с художественными произведениями К. Д. Ушинского.
На вопрос, хотели бы познакомиться с произведениями К. Д. Ушинского, дети ответили положительно.
Так началась работа над проектом.
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем о К. Д. Ушинском?Ответ на вопрос отсутствует
Что мы хотим узнать?-Какие произведения написал К. Д. Ушинский?
-Узнать кто такой К. Д. Ушинский.
-Увидеть его портрет.
Что нужно сделать, чтобы узнать?-Сходить в библиотеку.
-Узнать у родителей.
-Задать вопрос в интернете.
Спросить воспитателя. (Такие были ответы детей)
На основе этой модели трех вопросов был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Центр науки:
• Размещение портрета К. Д. Ушинского. (И. А.)
Центр математики:
• Игры с блоками Дьенеша – выкладывание персонажей сказок: собачки, зайки, человек, лошадки. (Рома А.)
• Игры с палочками Кюизенера – выкладывание мышки, домика, собачки, медведя, игры с кубиками Никитина.
Центр книги и общения
• Дидактические игры: «Угадай, к какому рассказу (сказке) иллюстрация», «Узнай героя рассказа (сказки) по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети», «Четыре времени года», «Угадай время года по музыке».(Н. Б.)
• Чтение рассказов и сказок: «Четыре желания», «Бишка», «Храбрая собака», Слепая лошадь», «Лиса Патрикеевна», «Дедушка», «Как рубашка в поле выросла» и т. д. (И. А.)
• Драматизация сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».(Н. А.)
• Просмотр мультфильмов по сказкам К. Д. Ушинского. (И. А.)
• Обсуждение мультфильмов.
• Пальчиковые игры «Ежик», «Птицы», «Веселый зайчик»
• Пересказ небольших сказок, рассказов К. Д. Ушинского
• Инсценировка сюжетов из знакомых сказок.
• Литературная викторина «По произведениям К. Д. Ушинского».(Н. Б.)
• Выставка художественной литературы по произведениям К. Д. Ушинского. (Н. Б.)
Центр искусства:
• Рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям К. Д. Ушинского.
• Рисование на тему: «Четыре желания», «Осенний лес».
• Лепка: «Медведь»; Лепка из природного материала «Ёжик».
• Аппликация: «Осенний ковер»
• Беседы, рассматривание книг, иллюстраций по сказкам К. Д. Ушинского. (И. А.)
Центр физкультуры
• Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса», «Медведи».(Н. Б.)
Центр конструирования
• Конструирование из бумаги по технике Оригами: «Животные».
• Конструирование из строительного материала: «Животные».
Центр музыки
• Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года». (И. А.)
Взаимодействие с семьей
• Участие в муниципальном конкурсе «Читающая мама-читающая страна» (Н. Б.)
• Совместная выставка рисунков по произведениям К. Д. Ушинского. (И. А.)
• Участие родителей в совместном мероприятии по ознакомлению со сказкой К. Д. Ушинского «Умей обождать». (Н. А.)
• Оказание информационной и методической помощи родителям. (Н. Б.)
• Консультация «Развиваем дар речи». (И. А.)
• Фотографии с домашними животными для изготовления стенгазеты.
III этап – практический.
Практическая часть выполнена в соответствии с намеченным планом.
Фотоотчет по выполнению плана проекта.
Знакомство с произведениями К. Д. Ушинского
Рассматривание иллюстраций.
Драматизация произведений К. Д. Ушинского
Книжная выставка произведений К. Д. Ушинского.
Мама Романа А. Надежда Александровна в гостях у детей старшей группы.
Мама воспитанника прочла сказку К. Д. Ушинского "Умей обождать", вместе с детьми обсудили поведение главного героя,рассмотрели иллюстрации к сказке,провела народную игру "Горошина".
Была оформлена выставка иллюстраций по сказке «Умей обождать».
Драматизация произведений К. Д. Ушинского
Постановка кукольных спектаклей по произведениям К. Д. Ушинского.
Пересказ рассказа «Четыре желания».
IV этап – итоговый.
Полученные результаты проекта.
• Расширены знания детей, повышен уровень духовно-нравственного воспитания воспитанников.
• Обогащена предметно-пространственная развивающая среда группы.
• Дети знают портрет и произведения К. Д. Ушинского.
• Проявляют эмоциональное отношение к произведениям К. Д. Ушинского, выражают свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.
• Участвуют в беседе, высказывают свое мнение.
• Связно, последовательно и выразительно пересказывают небольшие сказки, рассказы К. Д. Ушинского.
• Драматизирует небольшие сказки К. Д. Ушинского.
• Понимают, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
• Умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты в игре с помощью речи: убеждают, доказывают, объясняют.
Результатом проекта «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского» стали:
• Выставка детского творчества по произведениям К. Д. Ушинского;
• Стенгазета «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
• Викторина «По произведениям К. Д. Ушинского»;
• Оригами «Собачка – Бишка», «Плутишка кот», «Гусь».
Проведение мероприятия по произведению К. Д. Ушинского "Умей обождать" приняло участие в муниципальном конкурсе "Читающая мама-читающая страна". Результат- второе место в конкурсе.
Список литературы
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А. М. – М. : Просвещение, 1989.
2. Лопаткина А. А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
3. Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М. : ЭКСМО, 2011.