ирина дзамыхова
Конспект занятия по приобщению к традициям и обычаям народов КЧР посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Почитание старшему поколению в семье».
Цель: сформировать и расширить знания о своем родном крае, познакомить с традициями и обычаями народов республики, учить правильно, произносить пословицы на абазинском языке, воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.
Оборудование: костюмы национальные, ноутбук, семейные видео ролики, презентация, проектор, предметы быта и промысла, халва, фольга, перчатки и чепчики медицинские.
Ход НОД.
1. Орг. Момент.
Дети заходят в группу под музыку А. Тлебзу «Горцы».
Воспитатель:
Публикация «Конспект занятия по приобщению к традициям и обычаям народов КЧР посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем их.
Дети:
- Салам Алейкум, уважаемые гости!
Воспитатель:
Психологический настрой на абазинском языке.
- Тшуык / всыршит / уара,
Тшбык / всыршит / бара,
Гвыцкьала х / адгыла
Бзи х / абашвырба.
Дети садятся на свои места.
2. Основная часть.
Стук в дверь.
Воспитатель:
- Ребята, кто - то стучится в дверь.
Воспитатель открывает дверь. В группу заходит Старец (Дети встают, проявляют почтение старцу, заносит с собой коробку (в коробке костюмы, платки, связка прутьев).
Старец:
- Салам дети, Салам гости! Мне внук сказал, что у вас сегодня интересное занятие, на котором вас будут знакомить с традициями и обычаями горцев. Я взял свою волшебную коробку, в ней лежат интересные вещи. Воспитатель вам покажет, что лежит это за вещи.
Воспитатель:
- Дада, оставайтесь у нас на занятии. Для нас ваше присутствие очень важно.
Старец садится, и только потом садятся дети.
Воспитатель достаёт содержимое коробки. Дети называют предметы.
Воспитатель:
- Каждый предмет имеет своё предназначение. На занятии мы обязательно воспользуемся ими.
Воспитатель:
- Ребята, почему вы встали, когда зашёл старец?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Когда заходит старший в дом, или в комнату, надо обязательно встать. Этим мы проявляем уважение. Неотъемлемой частью традиционного этикета горцев является почитание старших – старшего семьи или рода, старшего сына, старшую женщину – словом, человека старшего по возрасту. Почитания старших у горских народов Кавказа имеет свои устоявшиеся традиции, которые передаются из поколения в поколение. В семье и в роду народов Кавказа, почитание старших является священным долгом, законом. Ребята, вашим жестом, вы проявили почитание старцу. Молодцы!
Воспитатель:
- Ребята, я вам предлагаю проиграть не большую сценку. Вам надо будет переодеться. Эльбрус в князья, а Эльвира в бабушку. (Приглашаю одного мальчика и девочку).
Ребё нок:
- Вышла бабушка Мамырхан на лавочку с пряжей. Мимо проезжал князь на коне. Увидев бабушку, князь слез с коня и подошёл к ней.
Князь:
- Салам бабушка Мамырхан! (бабушка встаёт)
Бабушка:
- Салам, князь!
Князь:
- Не вставай бабушка, ты старше меня.
Бабушка:
- Ты старше, но ты Князь!
Князь:
- Я моложе тебя, не смотря на то, что князь.
Становится рядом с конём и проходит пешком несколько метров. Потом садится на коня и поехал своей дорогой. Этим жестом он показал своё уважение к бабушке Мамырхан.
Воспитатель:
- Молодцы ребята!
3. Физминутка.
Х / нап / ква абарк / ыта Х / ак / вшит / х / ара,
Х / ч / вырхъаква х / пхьадзауа,
Зак / ы, г / вба, хпа, пщба, хвба,
Ч / вырхъа щарда х / чпит / зымг / ва.
Воспитатель:
- Ребята, у каждого народа много пословиц, в которых говорится о уважении к старшим. Послушайте пару пословиц на абазинском языке.
Ах / ба дъаг / внам, айц / ба дгьдухум.
Ах / ба йч / варта къвытх / арап / .
Вместе с детьми проговариваем пословицы.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я вам предлагаю сыграть другу сценку почти такую же, но в современном варианте.
Сценка.
Внучка лежит с закрытыми глазами в наушниках на диване. Заходит бабушка, внучка лежит, не встаёт.
Бабушка:
- Внученька, мне нужна твоя помощь! (внучка не обращает внимания)
Бабушка подходит ближе, касается рукой плеча внучки.
- Внученька, милая, мне помощь нужна.
Внучка открывает глаза, снимает наушники и говорит:
- Бабушка, что ты хотела?
Бабушка:
- Помоги мне на кухне!
Внучка:
- Бабушка, не мешай мне отдыхать.
Надевает наушники, отворачивается и продолжает слушать музыку. Бабушка, вздыхает, и выходит из комнаты.
Воспитатель:
- Ребята, давайте сравним две ситуации. Скажите, в какой сценке герой поступил не правильно.
Ответы детей. Каждый ответ ребёнка анализируется.
Воспитатель достаёт из коробки связку прутьев.
- А следующий предмет, это связка прутьев. Я вас хочу познакомить ещё с одним обычаем, в котором главную роль играет старец рода. Этот обычай называется – посвящение мальчика в юноши (инициация). Как правило, в роду всегда был старец, который пользовался непререкаемым авторитетом и наделялся неограниченными полномочиями. Его решение всегда являлось ключевым. И, так я приглашаю нашего старца, для проведения данного обряда.
Когда мальчик достигал семилетнего возраста, старец рода проводил обряд – посвящение в юноши. Во дворе ставили столб, на котором висела небольшая веточка. Мальчик, должен достать её. Если он достаёт, то старец отправлял за дровами в лес. Мальчик, не смотря на свой семилетний возраст, ходил в лес и приносил охапку прутьев. По приходу домой его ждали старец, семья и соседи. Мама мальчика готовила праздничное угощение, члены семьи и соседи готовили заранее подарки, символизирующие мужество.
4. Театрализованная деятельность.
Роль старца – гость
Роль мальчика - Эльбрус
Роль бабушки – Эльвира
Роль матери – Дарина
Роль соседей – Айсана, Лаура, Катя, Кирилл.
Старец:
- Дочка, (зовёт невестку) сегодня я проведу обязательный обряд. Пора нашего мальчика, посвятить в юноши.
Старец позвал к себе внука и говорит:
- Во дворе на столбе висит небольшая ветка, ты должен её достать и принести мне.
Мальчик забирается на столб и достаёт ветку, приносит старцу.
Старец:
- А теперь, пойди в лес и принеси домой охапку прутьев.
Мальчик уходит. На экране видео.
Воспитатель:
- Ребята, мама мальчика попросила нас помочь ей с угощением. Давайте вместе поможем ей.
Дети надевают перчатки и чепчики, лепят из готовой заготовки халвы круги.
5. Практическая часть.
Дети выполняют работу под национальную музыку. Светлана Чипчикова «Абазинская».
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Помогли маме мальчика.
Возвращается мальчик с охапкой прутьев.
Старец:
- Молодец! Ты выполнил мою просьбу, показал своё мужество. Вот тебе подарок – Кинжал. Придёт время, когда с помощью этого кинжала мы проведём очередной обряд.
Мама мальчика, раздаёт гостям и детям праздничное угощение.
Воспитатель:
- Вот так в старину, мальчика посвящали в юноши. И проводил этот обряд старец рода. Несмотря на все трудности, мальчик выполнил просьбу старца.
Все участники сценки делают поклон.
Воспитатель:
- Вот такой обязательный обряд проводили в старину. И благодаря нашему старшему поколению, мы знаем и сохраняем народные традиции и обычаи.
6. Итог.
- Ребята, вам понравилось занятие?
- А что вам понравилось больше?
- С какими обычаями и обрядами вы познакомились?
- Как вы должны вести себя со старшими членами семьи?
- Молодцы! А теперь пару слов вам скажет наш гость, Старец.
- А теперь нам пора попрощаться с гостями.
Дети прощаются на абазинском языке!