Ирина Александровская
Практикум «Решение проблемных задач нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать
Конспект практикума
«Решение проблемных задач нравственного воспитания дошкольников»
Цель. Обогатить педагогические умения родителей. Способствовать организации эмоционально насыщенного взаимодействия взрослых с ребенком в семье, установлению доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка.
Публикация «Практикум „Решение проблемных задач нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Проведение практикума. Предложить родителям проанализировать проблемные ситуации.
1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.
«Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?»
В итоге воспитателю важно подчеркнуть следующее.
Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать также. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию.
Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.
2. «Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки; преподносят ей сувениры, как они называют, утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешла во владение дочери.
- Коробка с конфетами - это Светочке. Сувенир - самовар - тоже ей: пригодится в кукольном хозяйстве. А вот из ткани, предназначенной мне на блузку, сошью Свете платье. Ты довольна, доченька? - обращается она к девочке».
Следует подчеркнуть: важно, чтобы наши дети не были лишь потребителями радостей. Умению разделять радость другого надо учить ребенка. Маленький ребенок еще не всегда способен проникаться радостью другого, быть счастливым от того, что другому хорошо.
3. «Пятилетняя Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.
«Мама, посмотри, что я принесла! - торопится поделиться дочь своей радостью. - И у Нины, и у Леши тоже есть веточки».
«Откуда взяли? Наверное, наломали сами? Как вас только в милицию не забрали!»
Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:
«Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие, которые подрезали деревья».
«Лучше не обманывай, все равно проверю.»
Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрение:
«Опять заберешься с Олей домой вместо того, чтобы побегать на воз-духе? Смотри, проверю!»
Важно подчеркнуть: маленькие дети по своей природе открыты и простодушны. От взрослых требуется контроль за поступкам и тех детей, которые склонны к действиям исподтишка. Однако такую проверку нужно делать очень деликатно: ребенок не должен ощущать на себе довлеющего контроля. Если он то и дело слышит: «Смотри, проверю», «Все равно узнаю» и т. п., то вряд ли можно научить его умению поступать открыто, быть правдивым из внутренних побуждений. Он станет поступать правильно тогда, когда знает, что его проверят.
Игра-тест «Угадай, что я скажу»
(игра-тест по картинкам С. Розенцвейга)
Предварительно картинки предлагаются детям с просьбой представить ситуации и выбрать свой вариант ответа.
Задание родителям. Предлагается написать предполагаемый ответ своего ребенка на ситуацию, изображенную на картинке. Затем ответы детей и взрослых сопоставляются.
Эта игра-тест позволяет увидеть возможности взрослого предвосхищать поступки ребенка, понимать его.
Задание. Родителям предлагаются карточки с описанием различных случаев нравственного воспитания детей и варианты тактики родительского поведения в этих случаях.
Родители комментируют, обосновывают свою точку зрения в ситуациях.
1. «Я знаю, что слишком балую своего сына, но не могу это прекратить. Он кажется таким беспомощным, зависящим от меня. Не могу требовать от него самостоятельности, выполнения каких-то обязанностей».
Предлагаемая тактика поведения: постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок проводил некоторое время без вас; поручите ребенку посильную работу по дому соответственно его возрасту; верьте в своего ребенка. Когда он говорит: «Я не могу», а вы знаете, что он может, скажите: «Я уверена, что ты можешь с этим справиться».
2. «Я испробовала все, что только могла придумать, чтобы заставить мою дочь прекратить бить своего маленького брата. Наказания не помогают. Я отшлепала ее и заставила обещать, что она так больше делать не будет, но на следующий день она опять побила брата».
Предлагаемая тактика поведения. Возьмите ребенка за руку и скажите: «Нехорошо бить людей. Возможно, тебе кажется, что я люблю тебя меньше, чем братика, и ты злишься из-за этого? Что расстраивает тебя?»
Старайтесь чаще словами и действиями выражать свою любовь к дочери, привлекайте ее к помощи малышу.
3. «Моя дочь постоянно необоснованно жалуется на то, что дети ее бьют. Я думала, что это со временем пройдет, но жалобы до сих пор не прекращаются».
Предлагаемая тактика поведения. Вместо того, чтобы сказать: «Это не-правда», попросите дочь: «Расскажи мне еще об этом». Сыграйте с ребенком в «Давай притворимся» и попросите его показать, что случилось. Расскажите историю о том, как мальчик, балуясь, кричал: «Волк!» и взрослые прибегали к нему, чтобы помочь. Когда же действительно появился волк и мальчик стал звать на помощь, никто не пришел, так как решили, что он снова шутит.
4. «Если я говорю «да», мой ребенок говорит «нет». Если я говорю «не ходи на улицу», он обязательно бежит гулять. И так все время. Я ужасно злюсь и не знаю, что делать».
Предлагаемая тактика поведения. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы требуете от ребенка, действительно необходимо выполнять?
Следите за своим «нет», не злоупотребляйте запретами.
Ваш ребенок может быть «глух» по отношению к вам, потому что вы непоследовательны и то, что запрещаете ему сегодня, разрешаете завтра.
Упражнение «Дайте комментарий к следующим фразам»
«Он у нас лентяй», «Опять у тебя ничего не получится», «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты не дрался».
В чем их неконструктивность?
В заключение встречи предложить родителям соревнование: кто больше вспомнит пословиц и поговорок на темы воспитания. ( Например: «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит, вдоль ляжет - будет поздно», «Терпенье и труд все перетрут», «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Не привыкай к безделью, учись рукоделию», «Упрямого исправит дубина, а горбатого могила», «Тихо озеро, а чертей полно».
Победитель поощряется книгой о воспитании.