Лучший педагог года

Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»

Дубинина Марина
Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»

Сценарий познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»

Участники

Воспитатель, Дупловик, дети.

Цель

Расширить представление детей о времени года – осени; рассказать о характерных осенних явлениях; пополнить словарный запас новыми понятиями; развить наблюдательность и любознательность.

Задачи

Закрепить и расширить представления дошкольников об осени; рассказать о характерных явлениях этого времени года (листопаде, смене цвета лиственных деревьев); повторить понятия «фотосинтез», «хлорофилл», пополнить словарный запас новыми понятиями: бабье лето, пигмент, каротин; объяснить, почему осенью зеленые листья желтеют.

Публикация «Конспект познавательной образовательной деятельности „Разноцветный листопад“» размещена в разделах

Материалы

Кукла Дупловик; разноцветные карточки (белая, голубая, синяя, зеленая, желтая, красная, оранжевая); карточки, на которых изображены кладовые с припасами; глобус.

Примерное время

30 минут.

Первая образовательная деятельность из тематического цикла для работы с детьми «Осенний Дупловик».

Вступительная часть

10 минут

Воспитатель

На смену теплым солнечным дням пришла ветреная пасмурная погода. Заметно похолодало, деревья поменяли свой наряд. Вы знаете почему?

1

Дети

Потому что наступила осень.

2

Воспитатель

Верно. Вслед за летом наступила осенняя пора.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на погоду за окном,

просит описать ее.

3

Дети

Идет дождь, дует ветер, листья стали желтыми и опадают.

4

Воспитатель

У каждого времени года есть свои любимые цвета. Давайте назовем любимый цвет зимы, лета, весны и осени.

5

Дидактическая игра «Разноцветный год»

5 минут

Воспитатель показывает карточки разных цветов. Дошкольники называют, какому времени года присущ тот или иной цвет. Например: любимые цвета зимы – белый, голубой и синий. У весны – зеленый. У лета много ярких цветов. У осени самый любимый цвет желтый, а еще красный и оранжевый.

Воспитатель

Ребята, вы уже знаете, что у каждого времени года свои природные явления. Об этом мы говорили с нашими сказочными гостями – стужатами, Весеней и Летиком. Сегодня у нас новый гость. Познакомьтесь с ним.

1

Воспитатель показывает куклу Дупловика.

Воспитатель

Он житель сказочного леса и похож на осеннего доброго гнома.

2

Воспитатель выразительно читает стихотворение «Дупловик».

Воспитатель

Кто живет в дупле-сторожке

С круглым маленьким окном

И гуляет по дорожке,

Как осенний добрый гном?

У кого в прическе хвоя,

А кафтанчик – из листвы?

Кто беседует с совою

Уважительно, на «Вы»?

Этот кроха слышит шорох

И далекий волчий рык,

Стелет мох в ежиных норах,

А зовется… ДУПЛОВИК!

Медвежатам неуклюжим

Он в лесу отыщет мед,

Листья осенью закружит,

Если веточку качнет.

Три кладовки держит в елке

Расторопный Дупловик.

У него на каждой полке

Есть орех и боровик.

Пташек, белок кормит дома,

Лося, зайку – под сосной.

И к малютке, как к родному,

Ходит весь народ лесной.

3

Рефлексия

3 минуты

Дети с воспитателем обсуждают Дупловика: на кого похож, с кем дружит, как помогает зверям. Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель

Как зовут нашего сказочного гостя? Где живет Дупловик? Чем он занимается в лесу? Сколько кладовок «держит в елке расторопный Дупловик»?

Воспитатель показывает картинку с изображением кладовой и предлагает посчитать, сколько там запасов.

1

Основная часть

30 минут

Дупловик

Здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень! Разноцветная, листопадная! Листья по ночам тихо шелестят и рассказывают мне свои секреты. Почему они летом зеленые, а осенью желтеют и краснеют?

Дети высказывают свои предположения.

1

Дупловик

Вы уже слышали от Весени про хлорофилл?

Дети рассказывают, что они знают про хлорофилл.

2

Дупловик

Слово пришло из греческого языка и означает «зелень листа». Хлорофилл – пигмент. Пигмент – это краситель, он окрашивает листья растений в яркий цвет. У хлорофилла этот цвет зеленый. Хлорофилл – кормилец растений, потому что они с его помощью получают питательные вещества. Вы помните, что такое фотосинтез?

Дети рассказывают, что они знают про фотосинтез.

3

Дупловик

Для такого сложного «завтрака» или «обеда» нужны вода, углекислый газ и свет. «Фото» по-гречески означает «свет», а «синтез»«соединение». Но, кроме хлорофилла, зеленые части растений содержат и другие красители – желтый, оранжевый и красный. Желто-оранжевый пигмент называется каротин. Какого цвета морковка?

4

Дети

Оранжевого.

5

Дупловик

Правильно. Это она из-за каротина такая. Летом желтый, оранжевый и красный пигменты в зеленых растениях незаметны, потому что хлорофилла больше и он их скрывает, «закрашивает» зеленью. Давайте проверим это.

6

Изобразительная деятельность

15 минут

Дети берут альбомный лист, наносят на него немного желтой, красной и оранжевой гуаши. Затем на эти цвета наносят значительное количество зеленой гуаши, делают вывод.

Дупловик

Посмотрите, зеленая гуашь закрасила другие цвета, и их не видно. Также бывает летом с желто-оранжевым каротином и зеленым хлорофиллом. Но вот осенью, когда света и тепла становится меньше, растение перестает «питаться» – хлорофилл становится ненужным и исчезает. Поэтому листья приобретают желтые и красные оттенки. Хлорофилл быстрее исчезает на свету, то есть в солнечную погоду. И когда после долгих дождей наступает бабье лето, кроны деревьев всего за несколько дней окрашиваются в пестрые осенние краски.

1

Дупловик знакомит детей с приметами осени.

Дупловик

С прошлых времен сохранилось немало осенних примет, по которым наши предки могли определить, например, будет ли следующий год урожайным, зима теплой или холодной, лето дождливое или сухое.

2

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.

Воспитатель

Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме.

Если осенью паутина по растениям стелется – тепло будет.

Поздней осенью комары появятся, значит, зима будет мягкой.

Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, а если мало – сухая.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

3

Воспитатель читает детям стихотворение «Золотые кладовые».

Воспитатель

Драгоценности живые

На деревьях в октябре…

Золотые кладовые –

В парке, в сквере, во дворе,

В поле, в роще, на болоте,

На иголках у ежат.

И в сусальной позолоте

Ветки трепетно дрожат!

Небо выцвело белесо,

В перламутре облака.

Дождик бисерные слезы

Проливает на луга.

Раздает березкам осень

Россыпь листиков-монет.

Лишь у елок и у сосен

Золотых запасов нет!

4

Дети обсуждают с воспитателем стихотворение «Золотые кладовые». Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель

Почему стихотворение называется «Золотые кладовые»?

Каким деревьям осень раздает «россыпь листиков-монет»?

У каких деревьев «золотых запасов нет»?

Благодаря какому природному пигменту листья окрашиваются в зеленый цвет? А какому – в оранжевый и красный?

Почему осенью листья меняют свой цвет?

5

Продуктивная деятельность – пластилинография

15 минут

Воспитатель показывает детям готовую поделку и просит описать ее: что она представляет, из каких материалов изготовлена. Чтобы помочь дошкольникам, воспитатель демонстрирует лист дерева, из которого сделана поделка, а дети называют его – клен. Затем сообща придумывают название поделки.

Воспитатель

Все вы любите рисовать карандашами, фломастерами, красками, гуашью. А кто-нибудь пробовал рисовать пластилином?

Дети отвечают.

1

Воспитатель

Хотите, я научу вас?

Дошкольники еще раз внимательно рассматривают поделку, перечисляют цвета, замечают, что пластилин не просто накладывается на бумагу, а «размазывается» по ее поверхности. Воспитатель рассказывает, что это техника пластилинографии – пластилин наносится на бумагу мазками разными слоями. Дошкольники несколько раз четко проговаривают слово «пластилинография», запоминают его значение.

Перед каждым ребенком на столе лежит заготовка: плотный картон с прорисованным кругом, в центре которого – контур кленового листа. Дети раскрашивают картинку пластилином, используя «осенние» цвета. Остальную часть работы выполняют дома совместно с родителями: вырезают круг с уже нарисованной картинкой кленового листа, вставляют ее в рамку.

Воспитатель подсказывает, что изготовить красивую рамку для «пластилиновой картины» они могут из того же картона, используя атласную ленту и бусины. Позже работы размещаются на выставке осенних поделок.

2

Заключительная часть

5 минут

Воспитатель

Сейчас четко проговорите слова: пигмент-краситель, хлорофилл, каротин, фотосинтез, углекислый газ.

Затем дошкольники рассматривают глобус. Воспитатель задает им наводящие вопросы и подводит к выводу о том, что смена сезонов зависит от смены положения земной оси.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме» Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа) Тема: «Чудеса на водоёме». Цель: дать представление о весенних чудесах.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу» Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу». (Старший дошкольный возраст). Цель: Дать представление о чудесах в весеннем.

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект по познавательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе План-конспект Раздел программы: познавательное развитие Цель: -дать представление детям об электричестве; -познакомить детей со статическим.

Конспект занятия по познавательной образовательной деятельности «Наша Армия»Конспект занятия по познавательной образовательной деятельности «Наша Армия» Конспект По познавательной образовательной деятельности (ознакомление с предметным и социальным окружением) На тему: «Наша Армия» Средняя.

Конспект прогулки «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей 3–4 лет Тема: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…» Цели: познакомить детей с явлением природы листопадом, полюбоваться на то, как падают.

Конспект занятия по аппликации «Листопад, листопад…» во второй младшей группеКонспект занятия по аппликации «Листопад, листопад…» во второй младшей группе Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Задачи: Развивать умение детей раскладывать готовые формы разного.

Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» в технике пуантилизмКонспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» в технике пуантилизм Тема:«Листопад, листопад, листья жёлтые летят…» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью ватных палочек.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Конспект по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» Тема: «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» Возраст: 1 младшая группа. Цель: создать условия для знакомства с осенними особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»
Опубликовано: 4 октября 2021 в 08:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»» (включая файлы) размещена пользователем Дубинина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД