Дубинина Марина
Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»
Участники
Воспитатель, Дупловик, дети.
Цель
Расширить представление детей о времени года – осени; рассказать о характерных осенних явлениях; пополнить словарный запас новыми понятиями; развить наблюдательность и любознательность.
Задачи
Закрепить и расширить представления дошкольников об осени; рассказать о характерных явлениях этого времени года (листопаде, смене цвета лиственных деревьев); повторить понятия «фотосинтез», «хлорофилл», пополнить словарный запас новыми понятиями: бабье лето, пигмент, каротин; объяснить, почему осенью зеленые листья желтеют.
Публикация «Конспект познавательной образовательной деятельности „Разноцветный листопад“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Темочки
Материалы
Кукла Дупловик; разноцветные карточки (белая, голубая, синяя, зеленая, желтая, красная, оранжевая); карточки, на которых изображены кладовые с припасами; глобус.
Примерное время
30 минут.
Первая образовательная деятельность из тематического цикла для работы с детьми «Осенний Дупловик».
Вступительная часть
10 минут
Воспитатель
На смену теплым солнечным дням пришла ветреная пасмурная погода. Заметно похолодало, деревья поменяли свой наряд. Вы знаете почему?
1
Дети
Потому что наступила осень.
2
Воспитатель
Верно. Вслед за летом наступила осенняя пора.
Воспитатель обращает внимание дошкольников на погоду за окном,
просит описать ее.
3
Дети
Идет дождь, дует ветер, листья стали желтыми и опадают.
4
Воспитатель
У каждого времени года есть свои любимые цвета. Давайте назовем любимый цвет зимы, лета, весны и осени.
5
Дидактическая игра «Разноцветный год»
5 минут
Воспитатель показывает карточки разных цветов. Дошкольники называют, какому времени года присущ тот или иной цвет. Например: любимые цвета зимы – белый, голубой и синий. У весны – зеленый. У лета много ярких цветов. У осени самый любимый цвет желтый, а еще красный и оранжевый.
Воспитатель
Ребята, вы уже знаете, что у каждого времени года свои природные явления. Об этом мы говорили с нашими сказочными гостями – стужатами, Весеней и Летиком. Сегодня у нас новый гость. Познакомьтесь с ним.
1
Воспитатель показывает куклу Дупловика.
Воспитатель
Он житель сказочного леса и похож на осеннего доброго гнома.
2
Воспитатель выразительно читает стихотворение «Дупловик».
Воспитатель
Кто живет в дупле-сторожке
С круглым маленьким окном
И гуляет по дорожке,
Как осенний добрый гном?
У кого в прическе хвоя,
А кафтанчик – из листвы?
Кто беседует с совою
Уважительно, на «Вы»?
Этот кроха слышит шорох
И далекий волчий рык,
Стелет мох в ежиных норах,
А зовется… ДУПЛОВИК!
Медвежатам неуклюжим
Он в лесу отыщет мед,
Листья осенью закружит,
Если веточку качнет.
Три кладовки держит в елке
Расторопный Дупловик.
У него на каждой полке
Есть орех и боровик.
Пташек, белок кормит дома,
Лося, зайку – под сосной.
И к малютке, как к родному,
Ходит весь народ лесной.
3
Рефлексия
3 минуты
Дети с воспитателем обсуждают Дупловика: на кого похож, с кем дружит, как помогает зверям. Воспитатель задает детям вопросы.
Воспитатель
Как зовут нашего сказочного гостя? Где живет Дупловик? Чем он занимается в лесу? Сколько кладовок «держит в елке расторопный Дупловик»?
Воспитатель показывает картинку с изображением кладовой и предлагает посчитать, сколько там запасов.
1
Основная часть
30 минут
Дупловик
Здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень! Разноцветная, листопадная! Листья по ночам тихо шелестят и рассказывают мне свои секреты. Почему они летом зеленые, а осенью желтеют и краснеют?
Дети высказывают свои предположения.
1
Дупловик
Вы уже слышали от Весени про хлорофилл?
Дети рассказывают, что они знают про хлорофилл.
2
Дупловик
Слово пришло из греческого языка и означает «зелень листа». Хлорофилл – пигмент. Пигмент – это краситель, он окрашивает листья растений в яркий цвет. У хлорофилла этот цвет зеленый. Хлорофилл – кормилец растений, потому что они с его помощью получают питательные вещества. Вы помните, что такое фотосинтез?
Дети рассказывают, что они знают про фотосинтез.
3
Дупловик
Для такого сложного «завтрака» или «обеда» нужны вода, углекислый газ и свет. «Фото» по-гречески означает «свет», а «синтез» – «соединение». Но, кроме хлорофилла, зеленые части растений содержат и другие красители – желтый, оранжевый и красный. Желто-оранжевый пигмент называется каротин. Какого цвета морковка?
4
Дети
Оранжевого.
5
Дупловик
Правильно. Это она из-за каротина такая. Летом желтый, оранжевый и красный пигменты в зеленых растениях незаметны, потому что хлорофилла больше и он их скрывает, «закрашивает» зеленью. Давайте проверим это.
6
Изобразительная деятельность
15 минут
Дети берут альбомный лист, наносят на него немного желтой, красной и оранжевой гуаши. Затем на эти цвета наносят значительное количество зеленой гуаши, делают вывод.
Дупловик
Посмотрите, зеленая гуашь закрасила другие цвета, и их не видно. Также бывает летом с желто-оранжевым каротином и зеленым хлорофиллом. Но вот осенью, когда света и тепла становится меньше, растение перестает «питаться» – хлорофилл становится ненужным и исчезает. Поэтому листья приобретают желтые и красные оттенки. Хлорофилл быстрее исчезает на свету, то есть в солнечную погоду. И когда после долгих дождей наступает бабье лето, кроны деревьев всего за несколько дней окрашиваются в пестрые осенние краски.
1
Дупловик знакомит детей с приметами осени.
Дупловик
С прошлых времен сохранилось немало осенних примет, по которым наши предки могли определить, например, будет ли следующий год урожайным, зима теплой или холодной, лето дождливое или сухое.
2
Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.
Воспитатель
Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме.
Если осенью паутина по растениям стелется – тепло будет.
Поздней осенью комары появятся, значит, зима будет мягкой.
Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, а если мало – сухая.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
3
Воспитатель читает детям стихотворение «Золотые кладовые».
Воспитатель
Драгоценности живые
На деревьях в октябре…
Золотые кладовые –
В парке, в сквере, во дворе,
В поле, в роще, на болоте,
На иголках у ежат.
И в сусальной позолоте
Ветки трепетно дрожат!
Небо выцвело белесо,
В перламутре облака.
Дождик бисерные слезы
Проливает на луга.
Раздает березкам осень
Россыпь листиков-монет.
Лишь у елок и у сосен
Золотых запасов нет!
4
Дети обсуждают с воспитателем стихотворение «Золотые кладовые». Воспитатель задает детям вопросы.
Воспитатель
Почему стихотворение называется «Золотые кладовые»?
Каким деревьям осень раздает «россыпь листиков-монет»?
У каких деревьев «золотых запасов нет»?
Благодаря какому природному пигменту листья окрашиваются в зеленый цвет? А какому – в оранжевый и красный?
Почему осенью листья меняют свой цвет?
5
Продуктивная деятельность – пластилинография
15 минут
Воспитатель показывает детям готовую поделку и просит описать ее: что она представляет, из каких материалов изготовлена. Чтобы помочь дошкольникам, воспитатель демонстрирует лист дерева, из которого сделана поделка, а дети называют его – клен. Затем сообща придумывают название поделки.
Воспитатель
Все вы любите рисовать карандашами, фломастерами, красками, гуашью. А кто-нибудь пробовал рисовать пластилином?
Дети отвечают.
1
Воспитатель
Хотите, я научу вас?
Дошкольники еще раз внимательно рассматривают поделку, перечисляют цвета, замечают, что пластилин не просто накладывается на бумагу, а «размазывается» по ее поверхности. Воспитатель рассказывает, что это техника пластилинографии – пластилин наносится на бумагу мазками разными слоями. Дошкольники несколько раз четко проговаривают слово «пластилинография», запоминают его значение.
Перед каждым ребенком на столе лежит заготовка: плотный картон с прорисованным кругом, в центре которого – контур кленового листа. Дети раскрашивают картинку пластилином, используя «осенние» цвета. Остальную часть работы выполняют дома совместно с родителями: вырезают круг с уже нарисованной картинкой кленового листа, вставляют ее в рамку.
Воспитатель подсказывает, что изготовить красивую рамку для «пластилиновой картины» они могут из того же картона, используя атласную ленту и бусины. Позже работы размещаются на выставке осенних поделок.
2
Заключительная часть
5 минут
Воспитатель
Сейчас четко проговорите слова: пигмент-краситель, хлорофилл, каротин, фотосинтез, углекислый газ.
Затем дошкольники рассматривают глобус. Воспитатель задает им наводящие вопросы и подводит к выводу о том, что смена сезонов зависит от смены положения земной оси.