Анна Кулюкина
Конспект беседы с детьми дошкольного возраста на тему «Интересные факты из истории математики. Волшебная цифра 7»
▼ Скачать + Заказать документы
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,
формирование элементарных математических представлений.
Конспект познавательной беседы
«Волшебная цифра 7».
Для детей старшей группы детского сада.
Публикация «Конспект беседы с детьми дошкольного возраста на тему „Интересные факты из истории математики, Волшебная цифра 7“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
ОО ФГОС ДО «познавательное развитие» задачи:
• развитие интересов дошкольников в области математики
• развитие любознательности и познавательной мотивации
• развитие воображения и расширение кругозора
ОО ФГОС ДО «речевое развитие» задачи:
• владение речью как средством общения и культуры
• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
ОО ФГОС ДО «художественно – эстетическое развитие» задачи:
• становление эстетического отношения к окружающему миру
ОО ФГОС ДО «физическое развитие» задачи:
• восстановление работоспособности детей
• снятие напряжения с мышц, вызванное неподвижным состоянием
• переключение внимания с одной деятельности на другую
ОО ФГОС ДО «социально – коммуникативное развитие» :
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Материалы и оборудование для проведения познавательной беседы : иллюстрации по содержанию беседы «Волшебная цифра 7», матрёшка, карточки для проведения физминутки.
Цель познавательной беседы :
• формировать у детей интерес к математике и её истории
• познакомить дошкольников с интересными фактами развития представлений человека о числе 7
• понять смысл пословиц, поговорок, связанных с этим числом
• развитие познавательного интереса, расширение кругозора
Предварительная совместная деятельность: Рассматривание детской энциклопедии о Чудесах света. Совместное чтение детской литературы: русские народные сказки, сказки А. С. Пушкина, сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», мифы др. Греции. Знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки).
Ход познавательной беседы:
Организационная часть:
Воспитатель: Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня я хочу познакомить вас поближе с одним волшебным числом. Но для начала, давайте попробуем окунуться в прошлое и узнать, как же считали люди, пока не придумали цифры?
Основная часть:
Представьте, давным-давно жили люди, которые совсем не знали чисел и когда им надо было что-нибудь сосчитать у них возникало много проблем. И тогда, самый простой способ для счёта им подсказала сама природа. Они стали использовать пальцы рук, а иногда и ног, для того чтобы считать. Но однажды, им понадобилось сосчитать такое большое количество разных предметов, что пальцев уже не хватило и древним людям пришлось придумывать, как записывать числа.
- Дети, а какие цифры вы знаете?
- Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Шесть щенят, да мама-лайка.
Всех попробуй, сосчитай-ка! (7)
- Правильно, цифра -7!
- Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Так относятся к нему англичане, французы, итальянцы, русские, почитают его индусы, арабы, турки и другие народы, почитали много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.
В древнем Египте число 7 обозначалось, как сумма 3 и 4:
3 – Три человека: отец, мать, ребёнок.
4 – Четыре части света: север, юг, запад и восток.
Поэтому он и считалось особенным.
В древней Греции с числом семь связывали представление о законченности и совершенстве. Может быть, поэтому его называли числом Аполлона, одного из важнейших богов. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семь юношей и семь девушек. Нимфа Калипсо семь лет держала в плену Одиссея. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей – 7 созвездий.
Число 7 считали и магическим потому, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь “отверстий” в голове: два глаза, два уха, две ноздри, рот.
С давних пор число 7 имело разное символическое значение. Так, древние греки ежегодно выбирали 7 лучших актёров (комических и трагических, древние римляне почитали семерых мудрецов. А у индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. Число 7 считалось волшебным и почиталось у наших предков, древних славян. Девушки украшали волосы кольцами с 7 лепестками, любимый праздник на Руси назывался Семик, в этот день сеяли рожь, устраивали гуляния и почитали предков. А самая известная русская игрушка – матрёшка, состоит из семи фигурок.
Большое значение цифра 7 имеет в природе. Ребята, кто знает сколько дней в неделе? (7)
- Правильно, семь! А кто из вас знает сколько цветов радуги? (7)
- Молодец! 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- Так же в музыке имеются 7 нот, а если мы ночью взглянем на небо, то увидим самые известные созвездия Большой и Малой медведицы, которые тоже состоят из 7 звёзд. А на нашей планете известно 7 самых больших горных вершин.
- Ребята, мы с вами узнали много нового о цифре 7. Давайте отдохнем и проведем физминутку.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Воспитатель показывает карточки, дети выполняют упражнения:
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
А притопнем столько раз,
Сколько ёжиков у нас.
А прихлопнем столько раз,
Сколько белочек у нас.
Воспитатель убирает картинки.
В сказках цифра семь живёт,
В гости всех детишек ждёт,
Гномов семь и семь козлят
С ними поиграть хотят.
- Ребята, а вы знаете, что цифра 7 давным-давно поселилась в сказках. Какие сказки с этой цифрой вы знаете?
Дети отвечают:
• Волк и семеро козлят.
• Семь Симеонов.
• Цветик – семицветик.
• Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
• Белоснежка и семь гномов.
Воспитатель:
- И много-много других сказок.
- А сколько из древности осталось нам пословиц и поговорок!
• Семеро одного не ждут.
• Семь раз отмерь, один раз отрежь.
• Один пашет, семеро руками машут.
• Семь пятниц на неделе.
• Семь бед – один ответ.
• У семи нянек, дитя без глазу.
- Как вы думаете, что они обозначают? (Дети отвечают).
- Ребята, кто – нибудь слышал о Семи чудесах света? (ответ). Правильно, так называют прославленные в древности сооружения и статуи.
1. Египетские пирамиды.
2. Висячие сады Семирамиды.
3. Храм Артемиды Эфесской.
4. Статуя Зевса Олимпийского.
5. Галикарнасский мавзолей.
6. Колосс Родосский.
7. Александрийский маяк.
До нас, к сожалению, дошло только одно из этих чудесных творений – пирамиды фараонов.
Заключительная часть:
- Наша увлекательная беседа подошла к концу.
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что нового вы узнали о волшебной цифре 7?
- Дома, расскажите родителям то, что вам больше всего понравилось.