МААМ-картинки

Конспект познавательной беседы «Колядки на Руси» в старшей логопедической группе

Шакирова Гульдар Гилимдаровна
Конспект познавательной беседы «Колядки на Руси» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект познавательной беседы «Колядки на Руси»

в старшей логопедической группе

Цель: Приобщать детей к русской национальной культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с православными праздниками народного календаря: Рождество, Святки, Коляда.

Темочки:

2. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках.

3. Развивать диалогическую речь, повторить колядки, четко произнося все звуки и окончания в словах, развивать память.

4. Вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, области

Словарная работа: народный праздник. Рождество, Святки, Коляда, колядки, вертеп, ряженные, Мехоноша.

Материал: Иллюстрации: «Взятие снежного городка», «Идут колядующие» и другие, песенки-колядки, угощение для детей.

Содержание деятельности:

-Какие праздники вы любите? (ответы детей) Как мы назовём праздник, который отмечают в семье? А 23 февраля? 9 мая? А какой праздник «Масленица»? (Семейные, государственные, народные.)

Правильно, праздники бывают семейными, государственными и народными.

-Народные, государственные праздники, как правило, отмечают и в семье, то есть они тоже являются семейными. Как они связаны с семьёй? (ответы детей).

-Сегодня мы с вами поговорим о народном празднике.

-Почему говорили в народе: «Лето для старания, зима для гулянья»? Какие еще поговорки и пословицы, похожие по смыслу вы знаете?

- Давайте мы с вами постараемся объяснить смысл некоторых пословиц:

-Весной днем запоздаешь – годом не догонишь.

-Весенний день год кормит.

-Хлеб в колоске не сиди в холодке.

-Цыплят по осени считают.

-Время в народном календаре для труда и отдыха разумно распределено. Весной и летом и в начале осени, пока урожай с поля не убрали, время дорого, праздничных дней на этот период выпадает немного.

-Зимой же у крестьянина забот меньше, можно и погулять повеселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали определенные обряды. В них также принимали участие и дети.

-Сегодня мы с вами поговорим о самом любимом празднике детей и взрослых – Рождестве. На Рождество (7 января) дети, подростки, девушки и парни наряжались в различных зверей ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа, его пришествие в мир.

(показывает иллюстрации о празднике.)

-А потом обязательно поздравляли хозяев дома. Желали им добра и благополучия. Чтобы пожелания сбылись, дети, согласно обычаю, пели песенки - колядки. (Исполняют дети ряженные)

Тут ходили, тут гуляли колядовщики,

Искали Коляду по всем дворам,

По всем улочкам переулочкам…

Блин да лепешка, в заднее окошко.

Куда конь хвостом, там жито кустом.

Куда коза рогом, там жито стогом.

Сколько свечек, столько овечек.

Сколько осиночек, столько свиночек.

Сколько дубочков, столько сыночков.

Ой, Овсень, ой, Коляда!

Дома ли хозяин?

-Его дома нету.

Он уехал в поле пшеницу сеять.

Сейся пшеница,

Колос колосистый, зерно зернисто!

-За исполнение песенок хозяйки выносили детям печенье в виде коровок, лошадок, барашков. (Детей, спевших колядку, педагог угощает печеньем)

Люди верили: если ребятишки съедят такое печеньице, то домашние животные будут здоровы.

-Если деревня была большой. Располагалась рядом с городом, то на Рождество в нее приходили «артисты», и тогда можно было посмотреть представление кукольного театра, который назывался «вертеп» - о чудном рождении Спасителя.

Вертеп - это двухъярусный ящик, внутри которого на проволоке укреплены куклы. Они приводились в движение кукловодом – вертепником (Показ иллюстраций театра – вертепа)

-С Рождества начинались Святки – это старинный русский праздник длился с Рождества до Крещения. На Святки принято рядиться. Дети видели, как парни и девушки переодетые в необычные костюмы, ряженные козой, медведем, конем, журавлем, ходили по деревне, шумной ватагой вваливались в дома, пели, плясали, смешили хозяев, желали им счастья в новом году.

Перед этим гуляньем в одной избе девушки и молодые женщины ходили наряжать Мехоношу – это предводитель ватаги. Главный наряд Мехоноши был вывернутый наизнанку полушубок, надевали рваную шапку, вручали суму. Под крики: «Ну и Мехоноша, ну и страшилище, всех чертей распугал» ватага выходила на улицу, где ждали «ряженные». Заходя домой Мехоноша обращалась со словами к хозяевам дома: «Принимаете ватагу, дорогие хозяева?» Если в ответ хозяева отвечали: «Конечно, принимаем» ватага пела:

Тетушка – матушка

Хлебца кусочек, лучку бы пупочек.

Курочку с дырочкой, пирожки с начинкой.

Порасячей ножки, да жареной лепешки.

Не подашь лепешки, разобью окошки.

Не подашь, пирога разобью ворота.

(Если хозяйка угощала.)

- Уходя, пели:

Дай бог тому, кто в этом дому,

чтоб рожь густа. Рожь ужиниста

Скота живота.

Корову с теленочком, овцу с ягненочком,

Лошадь с жеребеночком, свинью с поросеночком.

Хозяину с хозяюшкой солнцу и месяц

(Вместе с детьми повторяем слова)

-Обычай «игр ряженных» очень древний он осуждался церковью отсюда требование для всех, кто участвовал в ряжении,- обязательно «смыть грех» святой водой из проруби в день Крещения Господня (19 января)

(Рассматриваются иллюстрации о народных гуляньях в Рождество, во время Святок, Крещения)

-На эти праздники всегда были сильные русские морозы, их так и стали называть – рождественские, крещенские. Придумывал народ и пословицы и поговорки об этом, например: «После Рождества цыган шубу продает», «Солнце на лето – зима на мороз».

С этим праздником связано много и народных примет:

Снег под Крещение падает – хлеба прибудет.

Ясная и холодная погода в Крещение – к засушливому лету, пасмурная и снежная - к обильному урожаю.

- Ребята, а кто помнит, чем хозяйки угощали ряженных? Правильно, печеньем в виде животных. А кто помнит как они назывались?

Я вам предлагаю испечь печенье –из соленого теста. (дети лепят печенье)

- Ребята, а как назывались короткие песенки, которые поют колядовщики? (Колядки)

- А какую колядку мы с вами знаем? Давайте расскажем её вместе.

Коляда – моляда,

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дяденька Мирон,

Вынеси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать

или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Публикации по теме:

«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе Методические задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине; продолжать знакомить детей с былинами и сказаниями о подвигах.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Игры и забавы на Руси» Цель образовательной деятельности: Знакомство детей с обычаями и традициями на Руси через игры и забавы в зимнее время года. Образовательные.

Конспект познавательной беседы «Морозные узоры на окне» для детей старшей группы Конспект познавательной беседы «Морозные узоры на окне» для детей старшей группы Цель: учить устанавливать связь морозной погоды и морозными.

Конспект познавательной беседы «Мы в космосе» для детей старшей группы Цель : расширять и углублять знания детей о космосе. Ход беседы:Звучит музыка»Космический океан». Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «География дружбы. Подольск»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «География дружбы. Подольск» Методические задачи: дать начальные представление о городе; начать знакомить детей с достопримечательностями города; познакомить детей.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Московские высотки»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Московские высотки» Методические задачи: знакомить детей с историей родного города на примере Московских высотных зданий, развивать познавательный интерес;.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик» Вступление: Уважаемые коллеги, данная беседа именно в том виде, который я представляю вашему вниманию в моей группе не проводилась. Получилось.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей №8 (Продолжение) Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительных ощущений и образного мышления, зрительно- двигательных координаций, мелкой.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. №9 Задачи. - обогащение словарного запаса; - развитие умения воспроизводить образец, зрительной памяти, мелкой моторики, - профилактика нарушений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательной беседы «Колядки на Руси» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 16:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательной беседы «Колядки на Руси» в старшей логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Шакирова Гульдар Гилимдаровна (УИ 1235582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД