марина Никитина
Конспект познавательного занятия «Квест-игра к 100-летию Республики Башкортостан» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 с. Дуван Дуванского района
Республики Башкортостан
Конспект познавательного занятия
в подготовительной к школе группе
«Квест игра. Родина моя – Башкортостан.
К 100-летию Республики Башкортостан.»
Публикация «Конспект познавательного занятия „Квест-игра к 100-летию Республики Башкортостан“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Башкирские народные игры
- Башкортостан. Башкирский народ
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Воспитатель : Никитина М. П.
Дуван 2019 год
Задачи:
Расширять представления детей о родном крае, об истории и культуре Башкортостана, Дувана.
Систематизировать знания о семи Чудесах Света республики, о региональной символике.
Развивать логическое мышление, пространственные ориентировки, ловкость, сообразительность.
Формировать социально-коммуникативные умения и навыки, способность правильно оформлять речевое высказывание.
Способствовать сплочению детского коллектива; воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.
Оборудование: мультимедийный проектор, письма-конверты с заданиями, кроссворд, следы-ориентиры из цветного картона, иллюстрации с достопримечательностями города Уфы, башкирский народный музыкальный инструмент – курай, 7 лепестков цветка курая из бумаги жёлтого цвета, аудиозапись с мелодией курая, мягкий кубик с тематическими рисунками, дидактическая игра «Собери флаг Башкортостана», краски, кисточки, эмблемы, раскраски для поощрения.
Ход игры.
(Дети приходят в музыкальный зал)
Воспитатель: «Дети, знаете ли вы, что нужно говорить при встрече! Сегодня, я хочу вас познакомить с необычным приветствием:
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших пальцев.
Всех приветствуем мы в нём! Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой.»
В музыкальный зал под музыку заходит башкирская красавица и начинает танцевать.
Гульбика: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гульбика! Вы не так давно читали про меня башкирскую народную сказку «Падчерица». Узнали вы меня? Сегодня я пришла к вам в гости!»
Затем печальным голосом, делая вид, что что-то потеряла.
Воспитатель: «Вы что-то потеряли?»
Гульбика: «Да. К вам я шла не с пустыми руками, я хотела познакомить вас сегодня с башкирским народным музыкальным инструментом – курай, только почему-то никак не могу его найти. Куда же он подевался? Что же делать?»
Воспитатель: «Может вам помочь? Дети, поможем найти музыкальный инструмент?»
Гульбика: «Спасибо вам, ребята! Вместе мы найдем его гораздо быстрее!»
Воспитатель: «Посмотрите, здесь письмо какое-то лежит. Давайте прочитаем! Интересно, от кого оно? (вскрывает конверт, показывает ребятам совершенно чистый лист).
Воспитатель: «Странное какое-то письмо, а где же буквы? Что же делать? (после небольшой паузы). Я кажется начинаю догадываться. Знаете, бывают такие письма с секретом, в которых сначала ничего не видно, а буквы появляются лишь после того, как листы бумаги закрасились краской. Давайте мы тоже попробуем закрасить этот лист.»
(дети вместе с воспитателем начинают закрашивать лист бумаги).
Воспитатель: «Посмотрите ребята, здесь какие-то буквы появляются! Что за чудеса? Да тут что-то написано! Попробую прочитать: «Здравствуйте, ребята! Если хотите найти пропажу, вам необходимо отправиться в путешествие по нашей Республике Башкортостан. Дети, а вы знаете, что нашей республике Башкортостан исполняется сто лет! Дата основания нашей Республики Башкортостан - 23 марта 1919 года. Вам нужно выполнить 7 заданий и узнать, чем богата Республика, в которой мы живем; собрать 7 лепестков курая - цветка, который растет в наших краях и сложить их воедино и познакомиться с 7 Чудесами Башкортостана. А какие эти 7 Чудес, вы узнаете, когда будете выполнять 7 заданий. Помогать вам в поисках будут следы. Удачи!»
Воспитатель: «Ребята, вы готовы?»
Воспитатель: «Тогда в добрый путь! Но хочу вам напомнить: чтобы успешно выполнить все задания, вы должны быть сегодня особенно дружными, находчивыми, умными и внимательными. А чтобы начать путешествие вам необходимо сначала отыскать следы!»
(После обнаружения первых следов, дети направляются по ним в первую комнату. Там они находят первый конверт с заданием).
Комната № 1.
Воспитатель: «А вот и первый конверт с заданием: «Если правильно соберёте пазл - картинку, то узнаете 1 Чудо Башкортостана, которые на ней изображено и получите первый лепесток курая».
Дети собирают пазл.
Воспитатель: «Что это получилось? Кто знает как эта гора называется? Правильно «Гора Янгантау.». Янгантау в переводе с башкирского «горящая гора», расположенная в Салаватском районе Республики Башкортостан. Памятник природы. На склонах горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. По легенде несколько веков назад в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням вглубь горы. С тех пор внутри нее горит неугасающий огонь. Башкиры считали огонь внутри горы священным, божественным.
Согласно другой легенде, однажды осенью промокший и продрогший пастух, выбившийся из сил, укрылся от дождя на склоне горы в углублении у корня старого дерева. Уставший пастух крепко уснул, а проснувшись, заметил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В последующем немолодой уже пастух приходил сюда не раз. Вскоре его перестали мучить болевшие суставы и заметно прибавилось сил…»
Воспитатель: «А в нашем Дуванском районе есть горы? Как они называются?»
Воспитатель: «Теперь мы имеем полное право получить первый лепесток курая. Молодцы! С первым заданием вы успешно справились! Познакомились с 1 Чудом Башкортостана. Как оно называется? Идём дальше.»
Комната № 2. На доске висит конверт с заданием
Воспитатель (Открывает конверт, читает задание) : «Поздравляю вас с первой победой! А вот и первый конверт с заданием: «Если правильно решите кроссворд, узнаете название 2 Чудо Башкортостана и получите первый лепесток курая».
1. Башкирский музыкальный инструмент (Кубыз).
2. Город, столица республики Башкортостан (Уфа).
3. То, что мы должны любить и охранять. (Природа)
4. Сколько лет исполнилось Республике Башкортостан (Сто)
5. Без чего не может существовать ни одна река Башкортостана? (Вода)
6. Как называется Республика, в которой мы живём (Башкортостан).
7. Конструкция, сооружение, которая предназначена для увековечения людей, событий, героев. (Памятник)
8. Известное озеро в Дуване, которое не имеет дна. (Сосновое)
9. Башкирский народ обязательно придут друг другу на (Помощь)
10. На земле он всех умней, Потому и всех сильней. (Человек).
11. Древнее жилище башкир (Юрта).
12. Как называется село, в котором мы живём. (Дуван)
Воспитатель: «Кроссворд мы решили, и можем прочитать, какое ключевое слово у нас получилось (читают) : «Капова Пещера». Башкирия богата на пещеры, но самая известная это Капова пещера, известная рисунками первобытных людей палеолита. Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово "шу-ульган" в переводе с древнего диалекта башкирского означает "вода умерла, канула в небытие" т. е. это название можно перевести как "вода умерла в камне" или "вода ушла под камень". Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», старший брат главного героя — повелитель подземного мира. В данное время, к сожалению, закрыта для посещений с целью сохранить рисунки. Но сам заповедник очень красив и открыт для свободного прохода.
Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием вы тоже справились отлично и получаете второй лепесток курая. Идём дальше.»
Комната № 3. «Комната загадок».
На столе лежат три конверта. Детям необходимо угадать, в каком из них находится задание. После того, как нужный конверт найден, воспитатель читает текст: «Мне очень интересно, как хорошо вы знаете и умеете отгадывать загадки.»
Лечит грипп он и ангину,
Сердце, печень, почки.
Очень нужен медицине -
Липовый, цветочный.
Сладкий, липкий и тягучий.
Носят пчелы в соты.
Майский - самый вкусный! Лучший -
Знают пчеловоды!
Каждый с чаем его пьет.
Что, ребята, это (Мёд)
Воспитатель: «В том же в заповеднике «Шульганташ» находится музей бортничества. Вы наверно устали, изучая знаменитую пещеру? Давайте немного отдохнем, для вас приготовлено угощение – это чай с медом. Почему именно с медом спросите вы? Потому что мед является следующим башкирским чудом. Башкирский мёд многие годы считается визитной карточкой Республики Башкортостан. По мнению ученых, настоящий башкирский мёд по своим вкусовым качествам и целебным свойствам, а также составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. Ценность и неповторимость башкирского мёда обусловлены уникальностью самой природы Башкортостана.»
Воспитатель: «А у нас в Дуване занимаются бортничеством? У кого-то может из вас дедушки или папы занимаются разведением пчёл?»
(Выполнив третье задание, дети получают третий лепесток курая).
Комната № 4.
Войдя в комнату, дети слышат голос «А теперь отгадайте мою загадку, и вы узнаете, где спрятан следующий конверт с заданием:
Люди бьют его руками,
Головою и ногами,
Клюшкой по траве катают,
В сетку и кольцо кидают,
Вверх взлетает птицей вольной
И ему совсем не больно.
В лоб ударит, ты не плачь.
Называется он…» (Мяч)
Воспитатель: Вы догадались, где спрятан конверт?
Воспитатель (Открывает конверт, читает задание) : «Внимательно посмотрите на экран – это одно из семи чудес света Башкортостана, где находятся Красноусольские минеральные источники —памятник природы с 1965 г. расположены в предгорьях западных склонов Южного Урала республики Башкортостан. Вода источников полезная. Рядом с источниками были даже построены деревянные дома для приезжающих больных, а затем образовался курорт «Красноусольск».
Воспитатель: «А у нас в Дуване тоже есть памятник природы «Сосновое озеро.». Кто из вас на нем был? И кто знает, что в нём особенного?»
Рассматриваем Слайд (Сосновое озеро).
Воспитатель: «Молодцы и с этим заданием мы справились. Получаем ещё один лепесток. А какой он будет по счёту?. Идём дальше.»
Комната № 5.
На столе дети находят коробку, воспитатель достаё т оттуда конверт с заданием и читает: «Дорогие ребята, если вы знакомы с символикой Республики Башкортостан, то с этим заданием вы справитесь очень легко». Воспитатель достаёт из коробки ещё один маленький конверт и вынимает оттуда полоски бумаги трёх цветов).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, для чего эти полоски. Что мы можем из них сделать?»
После совместного обсуждения дети приходят к выводу, что каждому из них необходимо собрать флаг Башкортостана. Игра «Собери флаг» Задание выполняют за столами.
Воспитатель: «Ребята, что у вас получилось? Что вы собрали?»
Воспитатель: «А что ещё служит нашей символикой? Правильно герб! А что изображено на нём? «Памятник Салавату Юлаеву». Кто такой Салават Юлаев? Правильно, это народный башкирский герой. Памятник Салавату Юлаеву — скульптурное произведение, посвящённое народному поэту Башкортостана, герою Крестьянской войны 1773—1775 Салавату Юлаеву, установленное в городе Уфе (Башкортостан). Кроме того, изображение памятника Салавату Юлаеву является центральным элементом в Гербе Республики Башкортостан и является 5 Чудом света Башкортостана.»
Воспитатель: «А какие памятники вы знаете в Дуване? Памятник А. Г. Сафонову который, находится на территории Дуванской средней школы.
Воспитатель: «Помните мы с вами к нему ходили 9 мая? Молодцы, со вторым заданием вы тоже справились отлично и получаете ещё один лепесток курая. Какой по счёту лепесток мы заслужили?»
Воспитатель: «Тогда, вперёд!»
Комната № 6.
На столе дети находят книгу - подсказку, что конверт с заданием может быть спрятан в книжном уголке. В книжном уголке книга.
Воспитатель: «Что же это за книга?»
Воспитатель: «Правильно прочитали - это Эпос «Урал-батыр». Этот эпос о башкирском герое. Эпос «Урал Батыр» это замечательное произведение, которое поведало нам о происхождении нашего государства. Сам герой Урал, достойный пример для каждого из нас. Его самоотверженность и благородство внесли неоценимый вклад в развитие мира.»
Воспитатель: «Посмотрите, какой Урал-батыр? Что о нём можно сказать? А у нас в Дуване есть свой герой? Правильно. В честь нашего героя назвали даже школу, в которой работал Михляев С. А. и в школе, в которой вы скоро будете учиться носит гордое имя Героя Советского Союза Михляева Степана Андреевича.»
Воспитатель: «Молодцы, и с этим заданием мы успешно справились! Забираем с собой ещё один лепесток курая. Остаётся последнее задание. Посмотрите, следы вновь ведут нас в музыкальный зал.»
Комната № 7.
Гульбика: «Как хорошо, что вы вернулись! Только что почтальон доставил мне письмо. Наверное, последнее задание здесь.»
Воспитатель: «Давайте посмотрим (вскрывает конверт и читает) : «Вы получите последний лепесток курая, если сможите изобразить без карандашей, красок и бумаги древнее жилище башкир - юрту». Вот это да! Как же это сделать? Давайте подумаем.»
Если дети не могут долго найти ответ, воспитатель предлагает им вспомнить башкирскую народную игру «Юрта» и таким образом выполнить задание.
Воспитатель: «А вот и последний лепесток. Теперь мы собрали все 7 лепестков, давайте выложим из них целый цветок.»
(дети на столе собирают все лепестки в один цветок).
Воспитатель: «Какой красивый получился у нас цветок курая! Курай Это 7 Чудо Башкортостана. Только ведь сам музыкальный инструмент мы всё ещё не нашли. Посмотрите вокруг, может быть, вы увидите что-то знакомое.»
Дети в музыкальном зале находят сундучок, а в нём Курай.
Воспитатель: «Ну вот и нашёлся наш курай, ребята. А всё благодаря тому, что вы были сегодня самыми дружными, находчивыми, умными и внимательными. Я думаю, что курай ещё много раз будет радовать нас своей удивительно красивой мелодией. И каждый раз, слушая её, мы будем представлять наш родной край; его бескрайние поля, леса и реки. Возьмите пожалуйста, Гульбика, мы с радостью возвращаем вам курай.»
Гульбика: Спасибо вам большое, ребята! А у меня есть для вас сюрприз – сейчас мы посмотрим мультфильм, о том как появился Курай и потом послушаем как звучит курай.»
На проекторе дети смотрят мультфильм.
Воспитатель: «Понравилась вам легенда о том, как появился этот музыкальный инструмент? А какой волшебный звук у этого музыкального инструмента! Это правда чудо! Дорогие ребята, в сундучке был спрятан еще один сюрприз для каждого из вас — раскраски с 7 Чудесами Башкортостана, о которых сегодня мы с вами узнали.»
Гульбика: «Спасибо вам, дети за помощь! Ну а мне пора возвращаться. Очень было приятно с вами познакомиться!»
Воспитатель: «Нам тоже пора возвращаться в группу. Понравилось вам занятие? Что больше всего вам понравилось и запомнилось?»
После ответов детей, возвращаемся в группу.