Алла Сумкина
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе по краеведению «Моя Карелия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по краеведению
в подготовительной к школе группе на тему : «Моя Карелия»
Цель: формировать представление детей о родном крае.
Задачи:
1. Формировать представления о своей стране и малой Родине (республике Карелия, город Петрозаводск, символике, природных богатствах, традициях и быте края.
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе по краеведению „Моя Карелия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика Карелия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
2. Закреплять осознанное отношение к природе родного края, интерес к её изучению, желание беречь и охранять её.
3. Воспитывать у детей любовь к своей стране, через любовь к своей малой Родине – родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, его историческое прошлое, бережное отношение к природным ресурсам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, предметов старины, беседы о родном городе, чтение стихов о родном крае, слушание песен о Карелии.
Оборудование:
Интерактивная доска; интерактивные игры и презентация по теме занятия; муляж печки и предметы быта и обихода; костюм для персонажа (Баба Яга); спортивное оборудование для физкультурной минутки.
1. Организационный момент.
В: - Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
2. Основная часть.
В: - Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, у дверей нашей группы лежал конверт. Нас приглашают в гости. Чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица
(Баба Яга)
1 слайд (дорога)
В: - Оказывается это Баба Яга! Не боитесь к Бабе Яге в гости идти? Тогда в путь. Дорога неровная, кочки, ямы и бугры встречаются, поэтому идем очень осторожно. (Движения под стихи)
Ветер в поле кружит,
На дорогах лужи.
Мы по луже не пойдём,
Лучше лужу обойдём. (змейка)
А теперь, ребята,
Кусты впереди
Ниже голову держи. (подлезание под гимнастическую палку)
Поднимай быстрее ноги,
Через пни шагай легко
Ведь идти недалеко. (перешагивание)
2 слайд (избушка Бабы Яги)
В: - Вот и пришли. Посмотрите избушка, а в ней живет старушка.
Баба Яга:
- Привет, крошки! Ох, устала.
Долго собиралась.
И красиво наряжалась.
Отскоблила грязь от тела,
Платье лучшее надела,
Вилкой волосы чесала,
Спичкой зубы ковыряла.
Ножниц в доме не нашлось,
Ногти мне отгрызть пришлось.
Узнали вы меня, друзья?
Да, Баба Яга – это я!
И зачем детей мной пугают?
Ведь меня совсем не знают.
Я очень добрая, почти красива,
Но только очень-очень несчастливая!
Как я устала быть злой старушкой!
В: - Ты устала быть злой старушкой? Надоело тебе жить в избушке?
Баба Яга: - А вы письмо мое получили?
В: - Получили, получили. О тебе мы говорили. И решили, что Яга ты совсем не страшная. Вот и пришли мы к тебе сами в гости.
3 слайд (печка и звук огня)
Баба Яга: - Ой, спасибо вам, мои родненькие, как здорово. А я тоже зря время не теряла, Вас ждала. Готовилась к встрече с вами. Сказку вам приготовила. Проходите гости дорогие.
- Присаживайтесь у моей печки, внимательно слушайте и не перебивайте.
4 слайд (озеро и звук плещущейся волны)
Баба Яга:
- Не в царстве, не в государстве, а в славном краю, под названием Карелия, среди лесов густых, да болот топких, плескалось и пенилось большое озеро, а на берегу стоял град прекрасный. Назван тот град был в честь царя достойного. А звали, величали того царя – Петр I.
- Раз пришел он на берег озера, огляделся, осмотрелся и говорит: «Дивно богаты здесь леса, реки и озера. Собирайся люд простой, работящий, да построй здесь град чудесный!». И указал царь перстом своим на место, где град стоять будет.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но, минуло триста лет, а город тот прекрасный и по сей день стоит на берегу большого озера.
В: - Постой, Баба Яга, так ведь это не сказка, а быль. Догадались ребята, о каком городе и озере речь идет? (ответы детей)
- Правильно. Это наш город. И называется город Петрозаводск.
- Стоит он на берегу Онежского озера.
- Ребята, мы с вами живем в городе, как нас можно назвать? (Горожане, городские жители). А как еще мы можем себя назвать, если мы живем в городе Петрозаводске? (Петрозаводчане)
В: - Страна и место, в котором мы родились и живем, называется - Родина.
- Родиной мы зовём, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды.
- Родиной мы зовём, потому, что в ней мы родились, в ней говорим на родном нам языке, в ней всё для нас родное. Это леса, поля, реки, озера. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека.
Баба Яга: - А я все на печи сижу в своей избушке. Нигде не была. Ничего не слыхала, ничего не видала. Вот и не знаю ничего. Бедная я, старушка Ягушка. (Плачет и причитает)
В: - Не печалься Яга. Это горе, не горе. Мы тебе с ребятами поможем и все расскажем. Правда, ребята? Давай Яга в нашу группу вернемся. Только дорога обратно трудная и долгая.
Баба Яга: - Я знаю слова, которые нам помогут быстро вернуться в группу. Приготовьтесь.
Повернись, покружись. В группе быстро очутись.
Дети и Баба Яга садятся на стульчики у интерактивной доски.
5 слайд (карта России)
В: - Посмотрите на карту, как обширны наши земли, как огромна наша страна. Это большая наша Родина – Россия.
6 слайд (Кремль, появляются - флаг, герб)
В: - Главный город в России - наша столица … (Москва.)
- В Москве - столице нашей Родины находится наше Правительство и наш Президент, который возглавляет нашу страну.
- У каждой страны есть свои символы. Как вы думаете, что это? (флаг и герб). Правильно ребята.
- Россия – самая большая и лучшая страна в мире. Мы гордимся нашей страной. Это наша Родина и нет нигде другой такой замечательной страны, как Россия.
7 слайд (контурная карта России и Республики Карелия)
В: - Есть место в нашей стране, где мы родились и растем - это наша родная земля. Это наша малая Родина, это место, где мы с вами живём. Это наша республика? (Карелия) и это только маленькая частичка нашей огромной страны.
В: - Ребята, а сейчас послушайте стихотворение о Карелии. (Читает ребенок)
Карелия, Карелия!
Родная сторона.
Твои озёра синие.
Как в сказке небеса,
Твои леса зелёные –
Сплошное волшебство.
Люблю тебя, Карелия –
Отечество моё!
Бондарева Л.
8 слайд (Города Карелии)
В: - В стихотворении говорится о нашей малой Родине. Что значит моя малая Родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, мой детский сад…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
В: - Вот и наш с вами город Петрозаводск наша малая Родина. Потому что мы в нем живем, здесь живет наша семья и друзья.
1 слайд (интерактивная доска)
В: - Каждая страна имеет свои символы: флаг и герб. Также есть они у нашей республики.
Д/и «Собери картинку» (собрать флаг России и Карелии из полосок на интерактивной доске).
В: - Из каких цветов состоит флаг России?
- Цвет флага России – белый синий, красный (воспитатель показывает флаг России)
- Я хочу Вам рассказать, что они обозначают, но сначала давайте подумаем и по рассуждаем, что же означает каждый цвет флага. (Предположения детей)
• Белый цвет олицетворяет чистоту помыслов, благородность, а также откровенность.
• Синий цвет символизирует величие, верность, целомудрие.
• Красный цвет обозначает отвагу, мужество, смелость и великодушие.
В: - Из каких цветов состоит флаг Карелии и что обозначают? (Ответы и рассуждения детей)
Правильный ответ (воспитатель показывает флаг Карелии)
- Цвет флага Карелии – красный, синий, зелёный.
• Красный цвет символизирует силу, решимость, традиционную карельскую вышивку.
• Синий цвет олицетворяет водные ресурсы, а также величие.
• Зеленый цвет означает природу, надежду.
2 слайд (интерактивная доска)
Воспитатель показывает детям герб Карелии. При рассмотрении герба выясняем, что герб похож на щит, его фон имеет то же сочетание цветов, что и флаг: красный, синий, зеленый. Есть золотое обрамление с изображением ели с левой стороны и сосны с правой. Почему? Вспоминаем, что лес – это наше богатство. В середине изображен профиль стоящего медведя.
В: - Как вы думаете почему именно медведь? (Предположения детей)
Баба Яга предлагает свою кандидатуру.
В: - Медведь – «хозяин» в карельском лесу, он самый сильный, большой и красивый. Он символизирует мужество, отвагу и силу.
- Золотая восьмиконечная звезда над гербом – символ вечности, процветания, счастья, богатства, символ солнца.
- Карелия – волшебный край удивительной уникальной природы, от которой замирает сердце и захватывает дух.
- Это земля голубых озер, лесов, бескрайних просторов, скал и водопадов.
- Природа Карелии всегда была богата : птица, зверь, рыба в изобилии водились в реках и лесах.
Делаем с детьми вывод, что Карелия – это наша Родина, которую мы все любим.
3 слайд (интерактивная доска)
Д/и «Собери герб» (дети на доске собирают пазл - герб Карелии)
9 слайд (пустой слайд – появляется история города)
В: - Я хотела бы немножко рассказать вам о том, как появился наш замечательный город.
- Давным-давно правил на Руси царь Пётр I.
- В 1703 году задумал он построить на берегу Онежского озера пушечно-литейный завод, вокруг которого выросла Петровская слобода. На заводе делали пушки так необходимые России, так как в это время шла Северная война.
- Город назвали Петрозаводском, по имени его великого основателя. Название пока и оставалось единственным памятником Петру I, но в 1873 году ему был поставлен памятник. Первоначально он находился в центре старой части города на Круглой площади, а затем его перенесли на Набережную.
10 слайд (Набережная – скульптуры «Рыбаки»)
В: - Наш город очень красив, и он стоит на берегу большого озера. Как называется это озеро? (Онежское озеро)
- Посмотрите, какие красивые скульптуры стоят на набережной нашего города.
- Эта скульптура стоит у самой воды. Как она называется? («Рыбаки»)
- Молодцы! Почему же стоит памятник рыбакам? (ответы детей)
- Карелия водный край. Это значит, что в Карелии, очень много рек и озер, есть маленькие и большие.
- А вы знаете, как называются самые большие озёра? (Ладожское и Онежское)
11 слайд (карта РК и рыбы)
В: - Давайте мы с вами найдем на карте Карелии, где находятся эти озера? Перед детьми на доске карта Карелии.
- Внимательно посмотрите на карту. Только большие озёра есть в Карелии?
- Вы правы, ребята, в Карелии также прекрасны и маленькие озёра.
- Как же они называются? (Ламбушки)
- Также в Карелии очень много рек (рассматриваем на карте)
- Отлично! Мы с вами выяснили, что Карелия богата своими водоёмами. В них обитает разнообразная рыба. Название каких рыб вы знаете? (ряпушка, корюшка, окунь, плотва, лещ, щука, судак, форель, ёрш, налим и т. д).
12 слайд (карельские дома и рыбаки)
В: - Вот как много рыбы водится в реках и озёрах. Поэтому карелы старались жить и строить свои дома на берегах водоемов. Основным занятием карел было рыболовство, по рекам передвигались, сплавляли лес, использовали в хозяйстве.
- Их жизнь была связана с водой. Многие игры были связаны с ловлей рыбы. - Хотите, я вас научу в игре ловить рыбу?
4 слайд (интерактивная доска)
В: - Для игры нам нужно поделиться на команды. Одна команда будет рыбками, а вторая – сетью. Поделиться нам поможет игра. Нужно вытянуть соответствующий значок, и он покажет, кем вы будете в игре.
Карельская игра : «Сеть и рыбы».
Правила игры:
Играющим роль «сети» завязывают глаза и выводят в центр зала. Они широко расставляют ноги. Юркие рыбки пытаются проскользнуть между ног. Если им это удается, они переходят к другим «сетям». Застрявшие выбывают из игры.
«Сетям» разрешается зажать «рыбу» ногами и удерживать руками, а вот сходить с места нельзя. Если рыба изловчилась, потащила «сеть» за собой, та должна отпустить жертву и встать в исходное положение.
Игра заканчивается, когда все «рыбы» пойманы.
3. Заключительная часть.
Баба Яга: - Как много я сегодня узнала. Давайте вспомним, что сегодня делали? Что нового узнали? (ответы детей)
- Спасибо, ребята за помощь. Теперь мне домой отправляться пора. На свою печку. До свидания, мои замечательные помощники. (Прощается и уходит)