Анастасия Ивашина
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Прошлое Бердской промышленности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: познакомить детей с промышленностью г. Бердска в прошлом; дать понятие «промышленность», воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду взрослых, людям разных профессий; развивать логическое мышление; воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, вдруг налетел ветер, подхватил и закружил меня, я как будто бы отправилась в путешествие. А вы любите путешествовать? На чем можно совершать путешествия? (ответы детей)
Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Прошлое Бердской промышленности“» размещена в разделах
Я вас приглашаю в необычное путешествие – путешествие во времени. Мы отправимся в прошлое нашего города. А помогут нам ваше воображение, смекалка, фантазия и ваши знания.
Надеваем спецодежду: курточку, штаны, ботинки, наушники, пристегнуть ремни безопасности (дети выполняют имитационные движения)
- К путешествию готовы? (хоровой ответ детей) Тогда – в путь!Повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
(Звучит музыка. «Космическая музыка», воспитанники вместе с воспитателем перемещаются в групповую комнату и рассаживаются полукругом перед экраном)
Показ презентации. Рассказ воспитателя с элементами беседы.
1 слайд. Картинки города Бердска.
— Ребята скажите, в каком государстве мы живем?
— Но среди просторов нашей большой страны есть чудесный сибирский город. Вы знаете, о каком городе идет речь?
— Конечно, Бердск это наш город, в котором мы живем, это тоже наша Родина. Сегодня мы отправимся в путешествие прошлое по нашему городу Бердску.
2 слайд. Картинки с изображение вещей, продуктов.
- Но сначала я хотела бы вам показать картинки с предметами.
Воспитатель показывает предметы (мука, хлеб и хлебопродукты, продукция машиностроение, одежда). Все это люди изготовили на заводах. Изготовление разных вещей и продуктов на заводах с помощью машин называют промышленностью. А хотели бы вы узнать, какая была промышленность в прошлом нашего города.
Ответ детей.
Воспитатель: В прошлом в нашем проводились ярмарки.
Ребята, а что такое ярмарка? Что вы о ней знаете?
Ответ детей
3 слайд. Картинки ярмарки.
Воспитатель: Да. Это рынок. Ярмарка проводилась каждый год в разных городах. На ярмарке продают овощи, фрукты, катаются на: каруселях, покупают разные товары, смотрят представления веселых скоморохов.
Свое мастерство показывают народные умельцы.
В городе проходили две крупнейший ярмарки. Ивановская проходила с 24 июня по 1 июля, на ней были представлены товары мануфактуры. Мануфактура — форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной техники. Вторая, Михайловская ярмарка, начиналась с 8 ноября и растягивалась на 2—3 недели. Здесь было настоящее изобилие товаров сельского хозяйства: свинина, масло, кожи, сало, мыло, хлеб и т. д. Ярмарка вносила большое оживление в жизнь села, многие его жители получали небольшие доходы, превращая свои жилища в «заезжие дома». На торговой площади с раннего утра скапливалось много народу, под гармонь пели песни и частушки, проводились кулачные бои, в балаганах выступали цирковые артисты. Кроме того, еженедельно по пятницам и субботам проходили базары, на которые приезжали не только жители окрестных деревень.
Физкультминутка: «Люблю по городу гулять» (координация речи с движением)
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
А «Дом торговли» — два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Фантик» магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
4 слад. Картинки с изображение улиц старого город: магазинов.
Воспитатель: Но товары можно было приобрести не только на ярмарках. В старом Бердске также были и магазины. Всего работало 36 магазинов и лавок: 5 магазинов торговало бакалейными товарами, 6 — мануфактурой, 6 — галантерейными товарами, 5 — посудой, 3 — чаем и сахаром, 1 — скобяными товарами. Было так же 2 магазина по продаже золота и серебра, а 2 лавки торговали даже велосипедами и граммофонами!
Воспитатель: И сейчас в нашем городе люди устраивают ярмарки. Ребята, а вы посещали ярмарки в нашем городе?
Ответы детей.
Воспиатель: Ребята, я сейчас предлагаю вам немного поиграть. Люди разных профессий работают на заводах. Чтобы их назвать я предлагаю поиграть в игру. «Мы в профессии играем», «Кто где работает».
Воспитатель: молодцы ребята справились.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что когда то в нашем городе жил знаменитый купец Горохов?
Ответы детей.
5 слайд.
Воспитатель: Купец Горохов построил мельницу. Мельница купца Горохова считалась одним из ведущих предприятий по производству муки. Это была настоящая фабрика по переработке зерна. Бердские мукомолы славились своим мастерством на всю Сибирь, были они известны не только в нашей стране но в других странах, где неоднократно завоевывали на выставках медали. Горохов первый в нашем городе построил электрическую подвесную канатную дорогу от складов к пристани. От села Бердска в сосновом бору прорубили просеку шириной 200 метров. Стальной трос, толщиной в руку, натягивали всем миром. 54 подвесные вагонетки доставляли на мельницу зерно, обратным ходом везли крупчатку. Расстояние в 4 версты вагонетки проходили за 20 минут. Канатная дорога была построена в 1909 году.
Воспитатель: Ещё в Бердске имелось более 30 торгово-промышленных предприятий, в том числе 4 пимокатные мастерские, 2 мыловаренных завода, 2 шорные мастерские, кожевенный и кирпичный заводы, 2 маслобойных заведения.
6 слайд.
Воспитатель: В 1913 году, недалеко от Бердска прошла железная дорога, соединяющая Новониколаевск с Барнаулом. Годом ранее подрядчик по строительству этой дороги, итальянец Мазорини, заложил фундамент здания железнодорожного вокзала будущей станции Бердск.
Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом нашего города. Понравилось путешествие? Пора возвращаться в настоящее.
(Звучит «Космическая музыка», воспитатель вместе с детьми перемещаются «змейкой» по групповой комнате и останавливаются в центре группы.)
Беседа с детьми
Воспитатель: Снимаем спец костюмы (дети выполняют имитационные движения). Ребята, оглянитесь вокруг. Мы вернулись в настоящее и перед нами здания нашего города.
Воспитатель: Понравилось ли вам оно?
Что запомнилось? Что понравилось?
Мы обязательно ещё раз воспользуемся машиной времени для наших путешествий. На память о сегодняшнем путешествии всем дарю значки с гербом нашего города.