ильмира бухарова
Конспект познавательного занятия с использованием опытов «Волшебница-вода» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МБДОУ Детский сад 12 "Алтынчач"Бухарова Ильмира Раднеровна, город Дюртюли, Республика Башкортостан
Цель:
Ознакомить детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность, растворимость).
Дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Развивать навыки проведения опытов - закрепить умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле.
Прививать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект познавательного занятия с использованием опытов „Волшебница-вода“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Глобус, макет капельки, мнемотехническая таблица, домашний фильтр для воды. Стаканчики: с водой, с сахарным и речным песком, с солью, с молоком, сосуд с подсолнечным маслом. Гуашь, кисточки, палочки, подносы на каждого ребенка. Аудиозапись со звуками воды, наглядный материал -фотографии с изображением снега, дождя, водопада, волн, родника, Дюртюлинской очистительной станции.
Ход занятия:
Воспитатель. Когда я утром шла в детский сад мне на ладошку упала капелька.
-Здравствуйте, ребята.
Дети. Здравствуй, капелька.
Воспитатель. Она попросилась пойти со мной к вам и рассказала о себе много интересного. Знаете ли, вы из чего состоит капелька?
Дети. (Из воды).
Воспитатель. Правильно из воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без нее нам не прожить.
Кто не может прожить без воды?
Дети. (Люди, животные, растения, птицы.).
Воспитатель. Правильно дети, в воде нуждается все живое. Если исчезнет
вода, - все погибнет: и люди, и животные, и растения. А где в природе
встречается вода?
Дети. (В речках, в океане,в озерах,колодцах,в прудах,в болоте,в
родниках).
Воспитатель. А много ли воды в природе? Откуда можно узнать?
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
И показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Дети. (Глобус)
Воспитатель. Правильно. Глобус - это макет нашей планеты Земля. Каким цветом обозначена вода? Дети. (Синим, голубым).
Воспитатель. Если глобус покрутить быстро-быстро, то он весь покажется голубым. Почему?
Дети. (Потому что много воды).
Воспитатель. Правильно, воды на земле в 2 раза больше чем суши. А вся ли вода пригодна для жизни растений, животных и людей?
Дети. (Нет. В морях, океанах- вода соленая, она непригодна для питья).
Воспитатель. А в каких водоемах вода пригодна для использования?
Дети. (В реках, озерах, родниках, колодцах).
Воспитатель. Какая в них вода?
Дети. (Пресная).
Воспитатель. Правильно, ребята. Для жизни растений, людей, животных годится пресная вода. Но с каждым годом пресной воды становится все меньше. Люди не берегут ее. Сливают в водоемы грязную воду фабрик и заводов, отдыхая у рек и озер, моют в них машины, выбрасывают в воду остатки пищи, бумагу, остатки стекла или банки из-под консервов. Все это приводит к тому, что водоемы заболевают, в ней погибают растения и животные. И даже купаться в такой воде нельзя, можно заболеть. Наши водоемы в опасности. Что мы с вами сможем сделать, чтобы спасти их?
Дети. (Не бросать мусор. Не мыть машины, сделать замечания людям, которые не берегут водоемы).
Воспитатель. А как в доме бережно относиться к воде?
Дети. (Быстро мыть посуду, не лить зря, закрывать краны). Воспитатель. Ребята, наша капелька любит путешествовать. У нее много интересных рассказов. Вот один из них:
«Было раннее летнее утро. Капелька проснулась на лепестке красивого цветка. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Но днем солнышко припекало все сильнее и сильнее, становилось все жарче и жарче. Капелька почувствовала, что начала испаряться. Она поднялась над цветком и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко - пар. Она поднялось еще выше, и поплыла над городом. К вечеру Капелька - пар встретила таких же капелек, они собрались все вместе, превратились в легкие, белые облака и весело поплыли над бескрайним морем. По пути им встретились много облаков, они сгустились в большие, грозовые тучи. Тучи стали такими тяжелыми, что капельки пролились на землю теплым дождем. Наша капелька попала в поток бурной реки и поплыла по течению. Через несколько дней она снова поднялась в небо.
Однажды она проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была не капелькой, и не облачком- паром, а превратилось в белую кружевную снежинку. «Что со мной?» - подумала она».
Ребята, что случилось с Капелькой?
Дети. (Превратилась в снежинку, замерзла).
Воспитатель. Почему она превратилась в снежинку?
Дети. (Стало холодно, наступила зима).
Воспитатель. Как вы думаете, сможет снежинка снова стать капелькой?
Дети. (Да, если растает).
Воспитатель. А когда это может случиться?
Дети. (Весной).
Воспитатель. А может ли капелька превратиться в лед?
Дети. (Да, если она попадет в лужу, в речку, в озеро и замерзнет).
Воспитатель. Когда это может произойти?
Дети (Зимой)
Воспитатель. Значит,ребята,вода в природе может быть жидкой,
газообразной в виде пара, тумана) и твердой (в виде снега и льда). А как вы думаете, есть ли у воды звуки? Давайте послушаем.
(Дети слушают шум водопада, реки, скрип снега, шум дождя, журчанье родника, прибой. Выставляется фотографии с изображением этих объектов)
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Капелька» - физминутка (проводиться игра)
Воспитатель. Вот сколько интересного мы узнали о воде. Хотите узнать еще секреты Волшебницы - Воды?
Дети. (Да).
Воспитатель. Тогда, я приглашаю вас в исследовательскую лабораторию. Я буду старшим лаборантом,а вы младшим. Мы будем работать в специальной одежде. При работе вы должны быть осторожными, внимательно слушать и выполнять мои указания. (Дети надевают халаты, шапочки).
Опыты
Воспитатель.
1)На-столе 2 стакана.
Что в этом стакане? (Вода). А в этом? (Молоко). В оба стакана я положу ложки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? (Вода прозрачная, а молоко - нет).
Итак, вода прозрачная, а молоко - нет.
2)Перед нами деревянная игрушка, какой она формы? (Форма куба). Если я поставлю кубик на стол, изменится его форма? А если положу в тарелку. Правильно, форма кубика не меняется. А как вы думаете, есть ли форма у воды? А сейчас мы это выясним. Наливаю воду в тарелку, в стакан и в колбу. Какую форму приняла вода в тарелке (форму тарелки, а в стакане, а в колбе. А если вы дома нальете в кувшин, чайник, кастрюлю. Какую форму примет вода.
Значит. Вода не имеет собственной формы, потому что она жидкая и текучая, она принимает форму того сосуда в которой находится.
3) Посмотритеи скажите:какая вода в стакане? (Чистая,прозрачная). Я возьму ложку почвы и смешиваю в стакане. Что случилось с водой? (Она стала мутной, грязной). Можно ли пить такую воду, умываться ею? (Нет). А как сделать ее чистой? Такую воду можно очистить с помощью фильтра. Оставим на время. Займемся другими опытами. Займите рабочие места.
4) Перед вами подносы с номерами. Подвиньте поближе к себе подносы по № 1. Перед вами 2 стакана с водой. Возьмите ложечку сахарного песка,положите в один стакан и хорошенько размешайте. Что случилось с песком? (Он растворился). Изменился ли цвет воды? (Он остался чистым и прозрачным). Теперь в другой стакан положите ложку речного песка и тщательно размешайте. Что произошло? (Песок остался на дне стакана, о не растворился).
Итак. В воде сахарный песок растворился,а речной песок нет.
Теперь подвиньте поднос № 2. Наберите гуашь кисточкой и размешайте в стакане с водой. Какая стала вода? (Цветная).Почему цвет изменился?
Потому что краска смешалась, растворилась в воде). Теперь я капну в стакан немного растительного масла. Попробуем перемешать палочкой. Что вы заметили? (Масло поднимается к верху, потому что легче воды). Масло и вода -жидкость, но никогда не смешивается. Итак. Гуашь смешивается в воде, а масло - нет.
6) Теперь возьмите поднос № З. В них стаканы с водой из - под крана. Возьмите в руку 1 картофелину. Как вы думаете - утонет она в воде или нет? Давайте проверим. (Картофель утонул). Плотность воды низкая. А теперь в другой стакан положите 3-4 ложки соли и тщательно размешайте. Какая стала вода? (Соленая). Положите другую картофелину в соленую воду. Что произошло с ней. (Она не тонет).У соленой воды плотность высокая, поэтому картофелина не тонет, плавает на поверхности.
Вернемся к нашему опыту с почвой. Вода заметно очистилась. Грязь осела на фильтр.
Мы с вами узнали самый простой очистки воды. Некоторые пользуются домашними фильтрами. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтруется. В нашем городе воду берут из подземных скважин, затем она поступает в очистительную станцию, которое находится вблизи профилактория «Агидель» Там воду очищают с помощью сложных фильтров, и только затем она попадает в водопровод. Ею можно умываться, стирать, поливать цветы, готовить пищу. Но пить сырую воду из-под крана нельзя. В ней остаются микробы. Воду нужно прокипятить и только после этого пить.
Нам с Капелькой очень понравилось у вас, с вами было интересно. Спасибо! На прощание мы хотим вам пожелать:
Мирного неба
Свежего хлеба
Чистой воды
И никакой беды!