олеся долгополова
Конспект познавательного занятия «В гости к водяному» на тему «Свойства воды в зимнее время года» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : подготовительная
Предмет: познавательно – исследовательское;
Тема: «В гости к водяному»;
Этап обучения по данной теме: основной;
Цель: Обобщение представлений о свойствах воды в зимнее время года и формирование познавательного интереса к экспериментированию с водой.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить представления о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой;
обогащать словарь пословицами о воде.
Развивающие:
Публикация «Конспект познавательного занятия „В гости к водяному“ на тему „Свойства воды в зимнее время года“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные и логические задачи через экспериментирование с водой;
развивать зрительное восприятие, внимание, любознательность;
Воспитательные:
воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей природе.
Тип занятия : познавательный
Мотивация: проблемно - игровая
Методы и приемы:
· словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение;
· наглядные: мультимедийная презентация слайдов;
· практические: экспериментирование с водой, игры.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, стакан с водой, три пластиковые бутылки с разными пробками (красная, зелёная и синяя, бумажные снежинки и капельки по количеству детей, миска с водой, растительное масло, лист бумаги с написанным молоком словом, утюг, диск с музыкой воды, две удочки и рыбки с магнитами, журнал «Чудо-чадо».
Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира,
к экспериментированию с водой.
Предварительная работа: экскурсии к водоёмам, целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты с водой, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Ход занятия:
Дети встают около воспитателя. На столе стоит стакан с водой.
Воспитатель загадывает загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
(Воспитатель достает стакан с чистой водой)
- Правильно отгадали. Это загадка про воду. Это она умеет превращаться и в снег, и в туман, и в лед, и в иней, и в пар, как настоящая волшебница.
(1слайд - снег, туман, лед, иней, кружка с паром).
Воспитатель:
- У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство, чтобы узнать о воде много нового и интересного.
Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг, и ты, мой друг.
Крепче за руки возьмитесь
В водном царстве очутитесь
музыка воды (диск «Звуковое сопровождение к занятиям «Добро пожаловать в экологию»)
(2 слайд – вода)
Основная часть:
(3 слайд – водяной и ветер)
Воспитатель:
Узнали? Это кто? (водяной)
Как вы догадались?
Дети : Он живет в воде, у него есть хвост, на голове водоросли.
Воспитатель:
- Правильно, в лесу живет леший, а в воде (водяной). Посмотрите внимательно: мне кажется, он грустный. Наверное, что–то случилось.
Голос, записанный на магнитофоне: «Помогите мне, пожалуйста, дети. Холодный северный ветер налетел, волны поднял, и разлетелись капельки в разные стороны, замерзли. Соберите их, пожалуйста.
Когда вам будет очень трудно, позовите Капитошку, это мой друг, он вам поможет»
(слайд – Водяной с другом Капитошкой)
Воспитатель: Для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, нам нужно вспомнить какая вода бывает летом, а какая зимой.
1 задание: (игра «Снежок»)
Я вам буду бросать снежок, а вы ловите и быстро отвечайте:
- Летом идет дождь, а зимой (снег)
- Летом бывают лужи, а зимой (сугробы)
- Дождь летом теплый, а снег зимой (холодный)
- Летом тучи с дождем, а зимой (со снегом)
- Летом окна чистые, а зимой (бывают с узорами)
- Летом на траве роса, а зимой на деревьях (иней,
- Летом на реке купаются, а зимой (катаются, рыбу ловят,
-Летом ходят на рыбалку, а зимой (тоже ходят)
Воспитатель:
-С первым заданием вы справились, и у Водяного появилась первая капелька (слайд – водяной с капелькой).
2 задание («Отгадай загадку»)
Что за звездочки сквозные
На пальто, на рукаве.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке (снежинки)
(слайд – снежинки)
Воспитатель:
-Капельки мороз превратил в снежинки. Посмотрите ветер и к нам прилетел, снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые. (игра с бумажными снежинками)
Дети ищут, но не находят. Посмотрите, Капитошка нам хочет помочь
(слайд – Капитошка, снежинки)
Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
- У всех снежинок шесть лучиков, это ученые разглядели, но похожих нет, мороз постарался. Лучики такие тонкие, ломаются у нас под ногами, а мы слышим, как скрипит снег.
- А вот капельки все одинаковые, поэтому и говорят «Похожи, как две капли воды» (слайд – близнецы).
- Что будет со снегом в теплом помещении? (он растает и превратится в воду)
-Вот как ветер спрятал капельки хорошо, да мороз ему помог. Но мы их все равно нашли (слайд – водяной с капельками).
Воспитатель:
- Рассердился ветер, что мы так хорошо капельки находим, надул туч лохматых, на деревьях иней развесил (слайд – иней на деревьях, на окнах узоры сказочные нарисовал, а мороз ему во всем помогает, холода добавляет (слайд – морозные узоры).
Воспитатель:
-Как вы думаете, не спрятал ли ветер и тут капельки воды?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
- В воздухе всегда есть капельки воды, в сильный мороз они превращаются в иней – снежинки. На стекле есть маленькие трещинки, теплый воздух через мелкие щелочки проходит, оседает на стекле, превращается в кристаллики льда – так получаются морозные узоры.
Воспитатель:
- Приготовьтесь, следующее задание может быть очень трудным.
3 задание:
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло (лед на реке)
(слайд – река зимой)
Воспитатель: Зимой на реке лед, лед - это твердая вода. Если мы лед принесем в группу, что будет? (растает)
- А где же плавают зимой рыбы? (рыбы живут подо льдом, вода не промерзает полностью)
Воспитатель:
Назовите рыб (слайд – щука, карась, окунь, лещ)
Воспитатель:
Посмотрите на водяного, у него еще две капельки добавилось
(слайд – водяной с капельками)
Воспитатель:
- Пора нам немножко отдохнуть, на рыбалку сходить, зимой тоже можно ходить на рыбалку.
(Игра «Рыбалка» : две удочки, рыбки с магнитами, таз с водой).
Воспитатель:
- Эти рыбки живые или игрушечные? (игрушечные, настоящие умеют плавать, дышать, едят корм)
Воспитатель:
- Я знаю бумажную рыбку, которая плавает, как живая.
- Воспитатель показывает фокус «Живая рыбка» (рыбка из картона с отверстием в середине, растительное масло, пипетка).
Кладем рыбку в воду, капаем в отверстие большую каплю масла, рыбка плывет вперед.
Воспитатель:
- А теперь попробуйте сами показать фокусы с водой.
Фокус «Разноцветная вода» (Три бутылки с разными пробками, на пробках внутри засохшая краска по цвету пробки)
Воспитатель:
- Повторяйте за мной волшебные слова:
Ты, водичка, друг студеный,
Стань не прозрачной, а зеленой
(ребенок взбалтывает воду в бутылке с зеленой пробкой, она окрашивается в зеленый цвет)
Ты, водичка, друг прекрасный,
Стань не прозрачной, а красной
(ребенок взбалтывает воду в бутылке с красной пробкой, она окрашивается в красный цвет)
Ты, водичка, а не иней,
Стань не прозрачной, а синей
(ребенок взбалтывает воду в бутылке с синей пробкой, она окрашивается в синий цвет)
- Ребята, посмотрите на ветер, он стих
(слайд – добрый ветер, Водяной с капельками).
Воспитатель:
- Мы нашли все капельки. Где ветер и мороз их прятали (в снежинках, в инее, в морозных узорах на окне, во льду на реке).
- Посмотрите, Водяной нам в подарок письмо прислал и волшебные капельки - путешественницы.
(Воспитатель достает бутылку с бумагой внутри, достают лист, а лист – чистый.)
- Что же здесь написано? Как нам прочитать? (предположения детей)
Воспитатель:
Попросим помощи у Капитошки.
(слайд - Капитошка и утюг)
Фокус «Секретное письмо» (Текст написан молоком, проявляется при нагревании утюгом).
(После проглаживания появляется слово «Молодцы»)
Воспитатель: Вы помогли Водяному, хорошо справились со всеми заданиями. У него снова большое озеро, много воды. Наступит весна, солнышко начнет припекать, все капельки проснуться, и северный ветер им будет не страшен.
Пора нам возвращаться в детский сад
Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг, и ты, мой друг.
Крепче за руки возьмитесь
В детском саду очутитесь
3 часть
Воспитатель:
И на нашей планете Земля тоже много воды.
Посмотрите на фотографию Земли из космоса (слайд фотография Земли).
Синий цвет – это вода на нашей планете. Ее много, но чистой пресной воды, пригодной для жизни очень мало.
Вода – это чудо природы,
И нам без воды не прожить,
Вода – достоянье народа,
Водой мы должны дорожить
Не забывайте выключать кран, берегите воду.
Спасибо, с вами приятно было путешествовать.
Рефлексия: Нарисуйте капельку, я подарю ее другим детям и расскажу о нашем путешествии, и о том, какие вы умные и добрые дети.