Александра Люткова
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.
2. Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
3. Уточнить знания о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба. Уточнить знание профессий.
4. Расширять словарь, учить отвечать на вопросы грамматически правильно.
5. Воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.
Публикация «Конспект познавательного занятия для детей старшей группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Предварительная работа: Расматривание хлебных изделий в повседневной жизни, наблюдение за привозом хлеба в д/с, экскурсия в хлебный магазин. Чтение р. н. с. «Колосок», книги «Откуда хлеб пришел», рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и пословиц, отгадывание загадок.
Оборудование: Иллюстрации, магнитофон, камни, тарелочки с мукой и зерном, тесто, дошечки, салфетки, протвень.
Ход занятия
-Ребята, помните мы читали р. н. с. «Колосок»?
-С чего начинается сказка? (Петушок нашёл колосок)
-А где же вырос колосок? Кто его посадил?
-Об этом в сказке не сказывается.
-А дело было так. В те далёкие времена на Кубанской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлуеб не вырастишь. И вот по весне начинали стучать топоры.
-Зачем?
-Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие мощные деревья шли на строительство, остальные – на дрова.
-Что оставалось на месте деревьев? (Пни). Начиналась очень трудная работа – выкорчёвка пней.
-И вот на этом месте уже не лес, а … (Поле). Теперь надо его вспахать (Иллюстрация). Лошадь запрягали в деревянную саху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких как я,
Будет целая семья. (Семя)
-О чём загадка? (О семяни)
-Можно сеять. К этому событию готовились: мылись в бане, надевали чистую рубаху, и с лукошком на груди выходилив поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева на право (от сердца). Давайте представим себе, что мы сеятели (дети изображают действия).
-Как вы думаете, какая должна быть погода в день сева? (безветренная).
-Почему?
-Что необходимо для роста и жизни растений? (солнце, дождь). Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенки пели:
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Физминутка: Представьте, что вы зёрнышки (дети сворачиваются в клубочек на полу) музыка
-Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись к верху). И вот уже два листика тянутся к солнышку (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
-И вот выросли наконец хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше делали так. Мужчины брали косы, а женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-та мог потерятся колосок. Помните, что с ним сделал петушок?
-Обмолотил. Взял цепу, ею бил по колоску, и зёрна из него высыпались. Их надо провеять, ведь в зёрнах есть другие частички колоска и мусор (дуем на лодошку).
-Отгадайте загадку: Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (колосок)
-Это было в старину! А в наше время с помощью чего убирают урожай?
-Посмотрите на картинку. Что делает комбайн?
-Скашивает колоски, обмалачивает их, а зерно увозят от комбайна на грузовых машинах.
-Как называются профессии тех, кто работает в поле?
-Комбайнёр, тракторист, шофёр, а одним словом они кто – ХЛЕБОРОБЫ.
-Отгадайте загадку: Вырос в поле дом
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом. (зерно)
-А куда везут зерно, чтобы долго хранить его?
На просторе, в море хлеба
Замок с башнями до неба,
Сохранит всё море хлеба. элеватор)
Воспитатель показывает иллюстрацию.
-Элеватор - это башни, в которых хранится зерно.
-Кто расскажет, что дальше происходит с зерном? (рассказы детей)
-Правильно, на больших грузовых машинах зерно везут на мельницу. А как вы думаете как получается мука?
-Зёрна мелют, растирают и получается мука (дети растирают зёрна у стола).
-Сравните муку и зёрна. Мука какая? Мягкая, белая, сыплется.
-А зерно – жёлтое, твёрдое (трогают зерно и муку)
-Кто расскажет, что происходит дальше с мукой, куда её везут?
Рассказ ребёнка
-На хлебном заводе, в пекарне или на кухне, из муки пекут хлеб, дополните что ещё? Во все изделия кладут: дрожжи, сахар, масло и другие продукты, но главный продукт какой? -МУКА-
-Отгадайте загадки: «Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый
А бывает подгорелый.» (хлеб)
«Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают.» блин)
-А как вы думаете, когда сеют хлебные зерна, чтобы получить новый урожай хлеба?
-Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождь»
«По земле сырой, не жёсткой,
Там, где трактора прошли,
Не глубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли.
И до вечера и позже
До полночи с темнотой
Зёрна сыпались, как дождик
Точно дождик золотой!
Ты расти, расти травинка,
Наливайся сладким соком,
Поднимайся надо мной
Спелым колосом высоким.»
-Как вы думаете долго ли ратёт хлеб? - Всё лето.
-Когда убирают урожай с поля? – В конце лета, осенью.
-И каравай хлеба у нас на столе! (рассматриваем каравай)
-Вспомните, как называются профессии людей, которые трудятся в поле?
-А все вместе они кто? -ХЛЕБОРОБЫ-
«Человек привык трудится:
Люди пашут, сеют, жнут,
В каждом зёрнышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – труд» (воспитатель)
-А какие русские пословицы о хлебе и труде вы знаете?
«Хлеб – всему голова»
«Худ обед, когда хлеба нет»
«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»
«Труд человека кормит, а лень – портит»
«Не трудится – хлеба не добиться»
«Хочешь есть калачи - не лежи на печи»
«Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда»
-А сейчас мы с вами потрудимся и слепим из теста булочки: садитесь за столы, вытрите руки салфетками и приступайте к работе. (работа детей)
-А теперь наши изделия отправятся на кухню, где в жаркой печи они превратятся в душистые булочки.
ИТОГ. Сегодня мы узнали, как много труда люди разных профессий вкладывают, чтобы хлеб был у каждого человека в доме.
-ХЛЕБ НАДО БЕРЕЧЬ! ЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ, ЕГО МОЖНО ОТДАТЬ ЖИВОТНЫМ, ПТИЧКАМ.
ОТНОШЕНИЕ К ХЛЕБУ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕРЕЖНОЕ!
ЛЮДИ ГОВОРЯТ: «НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ХЛЕБА,ЧЕМ МОЖЕШЬ СЪЕСТЬ».
«НЕ КРОШИ ЕГО ЗА СТОЛОМ!»
«НИКОГДА НЕ ВЫБРАСЫВАЙ ХЛЕБ!»