МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»

Александра Люткова
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: 1. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.

2. Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

3. Уточнить знания о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба. Уточнить знание профессий.

4. Расширять словарь, учить отвечать на вопросы грамматически правильно.

5. Воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.

Публикация «Конспект познавательного занятия для детей старшей группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Предварительная работа: Расматривание хлебных изделий в повседневной жизни, наблюдение за привозом хлеба в д/с, экскурсия в хлебный магазин. Чтение р. н. с. «Колосок», книги «Откуда хлеб пришел», рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и пословиц, отгадывание загадок.

Оборудование: Иллюстрации, магнитофон, камни, тарелочки с мукой и зерном, тесто, дошечки, салфетки, протвень.

Ход занятия

-Ребята, помните мы читали р. н. с. «Колосок»?

-С чего начинается сказка? (Петушок нашёл колосок)

-А где же вырос колосок? Кто его посадил?

-Об этом в сказке не сказывается.

-А дело было так. В те далёкие времена на Кубанской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлуеб не вырастишь. И вот по весне начинали стучать топоры.

-Зачем?

-Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие мощные деревья шли на строительство, остальные – на дрова.

-Что оставалось на месте деревьев? (Пни). Начиналась очень трудная работа – выкорчёвка пней.

-И вот на этом месте уже не лес, а … (Поле). Теперь надо его вспахать (Иллюстрация). Лошадь запрягали в деревянную саху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём таких как я,

Будет целая семья. (Семя)

-О чём загадка? (О семяни)

-Можно сеять. К этому событию готовились: мылись в бане, надевали чистую рубаху, и с лукошком на груди выходилив поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева на право (от сердца). Давайте представим себе, что мы сеятели (дети изображают действия).

-Как вы думаете, какая должна быть погода в день сева? (безветренная).

-Почему?

-Что необходимо для роста и жизни растений? (солнце, дождь). Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенки пели:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Физминутка: Представьте, что вы зёрнышки (дети сворачиваются в клубочек на полу) музыка

-Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись к верху). И вот уже два листика тянутся к солнышку (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

-И вот выросли наконец хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше делали так. Мужчины брали косы, а женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-та мог потерятся колосок. Помните, что с ним сделал петушок?

-Обмолотил. Взял цепу, ею бил по колоску, и зёрна из него высыпались. Их надо провеять, ведь в зёрнах есть другие частички колоска и мусор (дуем на лодошку).

-Отгадайте загадку: Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. (колосок)

-Это было в старину! А в наше время с помощью чего убирают урожай?

-Посмотрите на картинку. Что делает комбайн?

-Скашивает колоски, обмалачивает их, а зерно увозят от комбайна на грузовых машинах.

-Как называются профессии тех, кто работает в поле?

-Комбайнёр, тракторист, шофёр, а одним словом они кто – ХЛЕБОРОБЫ.

-Отгадайте загадку: Вырос в поле дом

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стволе золотом. (зерно)

-А куда везут зерно, чтобы долго хранить его?

На просторе, в море хлеба

Замок с башнями до неба,

Сохранит всё море хлеба. элеватор)

Воспитатель показывает иллюстрацию.

-Элеватор - это башни, в которых хранится зерно.

-Кто расскажет, что дальше происходит с зерном? (рассказы детей)

-Правильно, на больших грузовых машинах зерно везут на мельницу. А как вы думаете как получается мука?

-Зёрна мелют, растирают и получается мука (дети растирают зёрна у стола).

-Сравните муку и зёрна. Мука какая? Мягкая, белая, сыплется.

-А зерно – жёлтое, твёрдое (трогают зерно и муку)

-Кто расскажет, что происходит дальше с мукой, куда её везут?

Рассказ ребёнка

-На хлебном заводе, в пекарне или на кухне, из муки пекут хлеб, дополните что ещё? Во все изделия кладут: дрожжи, сахар, масло и другие продукты, но главный продукт какой? -МУКА-

-Отгадайте загадки: «Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый

А бывает подгорелый.» (хлеб)

«Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают.» блин)

-А как вы думаете, когда сеют хлебные зерна, чтобы получить новый урожай хлеба?

-Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождь»

«По земле сырой, не жёсткой,

Там, где трактора прошли,

Не глубокие бороздки

В чёрной пашне пролегли.

И до вечера и позже

До полночи с темнотой

Зёрна сыпались, как дождик

Точно дождик золотой!

Ты расти, расти травинка,

Наливайся сладким соком,

Поднимайся надо мной

Спелым колосом высоким.»

-Как вы думаете долго ли ратёт хлеб? - Всё лето.

-Когда убирают урожай с поля? – В конце лета, осенью.

-И каравай хлеба у нас на столе! (рассматриваем каравай)

-Вспомните, как называются профессии людей, которые трудятся в поле?

-А все вместе они кто? -ХЛЕБОРОБЫ-

«Человек привык трудится:

Люди пашут, сеют, жнут,

В каждом зёрнышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба – труд» (воспитатель)

-А какие русские пословицы о хлебе и труде вы знаете?

«Хлеб – всему голова»

«Худ обед, когда хлеба нет»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»

«Труд человека кормит, а лень – портит»

«Не трудится – хлеба не добиться»

«Хочешь есть калачи - не лежи на печи»

«Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда»

-А сейчас мы с вами потрудимся и слепим из теста булочки: садитесь за столы, вытрите руки салфетками и приступайте к работе. (работа детей)

-А теперь наши изделия отправятся на кухню, где в жаркой печи они превратятся в душистые булочки.

ИТОГ. Сегодня мы узнали, как много труда люди разных профессий вкладывают, чтобы хлеб был у каждого человека в доме.

-ХЛЕБ НАДО БЕРЕЧЬ! ЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ, ЕГО МОЖНО ОТДАТЬ ЖИВОТНЫМ, ПТИЧКАМ.

ОТНОШЕНИЕ К ХЛЕБУ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕРЕЖНОЕ!

ЛЮДИ ГОВОРЯТ: «НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ХЛЕБА,ЧЕМ МОЖЕШЬ СЪЕСТЬ».

«НЕ КРОШИ ЕГО ЗА СТОЛОМ!»

«НИКОГДА НЕ ВЫБРАСЫВАЙ ХЛЕБ

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Презентация «Путешествие зернышка» Цель: Познакомить и систематизировать знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; познакомить детей о сельскохозяйственными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 6 октября 2013 в 00:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Люткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД