Марина Микаелян
«Вода и жизнь». Конспект познавательного занятия «Деятельность детей в экологических зонах»
Конспект познавательного занятия
"Деятельность детей в экологических зонах"
Тема: "Вода и жизнь"
Программные задачи:
1. Воспитательные:
1. воспитывать у детей любознательность, познавательный интерес к живой и неживой природе.
2. Развивающие:
Публикация «„Вода и жизнь“, Конспект познавательного занятия „Деятельность детей в экологических зонах“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
1развивать психологические процессы: способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения, стремление экспериментировать.
3. Обучающие:
1. систематизировать знания детей о воде, ее значении для всего живого.
2. продолжать учить самостоятельно выбирать набор и объем трудовых действий по уходу за растениями, учитывая их характерные особенности и биологические потребности.
3. познакомить детей с различными способами очистки воды.
Оборудование:
Спиртовка, колба, лист растения, глобус, картинки с изображением животных, растений, человека, предметов рукотворного мира, емкость с мутной водой, стаканы с воронкой по количеству детей, ткань, салфетка, почва, песок, камешки, глина, вата, уголь, лейки, кисточки, вода, картины с изображением моря, болота, пустыни, картинки животных моря, пустыни, болота, листы бумаги с изображением капельки,фломастеры.
Ход занятия:
Загадываю детям загадку:
В морях и реках обитает, но чисто по небу гуляет
а как наскучит ей летать, на землю капает опять. (вода)
- А почему вы решили, что это вода?
- Ребята, а что такое вода?
(жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная.)
- А вы знаете где в природе есть вода?
(в реке, в море, в ручейке, в болоте, в воздухе, в виде снега, льда. Вода - это дождь, снег, град, роса, облако, иней,радуга, рисунок на стекле)
- А сейчас давайте проведем опыты и узнаем, где еще есть вода :
Опыт № 1
Вот у меня есть сухая почва. Как вы думаете в ней есть вода? давайте проверим. Насыпаем в колбу немного почвы, поставим колбу над пламенем спиртовки. Через несколько минут на стенках колбы появятся капельки воды.
- Значит какой мы можем сделать вывод? (в почве есть вода).
Опыт № 2
-Вот у меня лист каланхоэ. Как вы думаете есть ли в нем вода? Давайте проверим. Предлагаю выдавить на стекло сок из листика.
-Значит и в растения есть вода.
-А как вы думаете, есть ли вода в теле человека и животных? (в крови - она состоит в основном из воды, в составе слюны, желудочного сока, в смазке суставов).
- Значит мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле животных и человека.
- А теперь, ребята, посмотрите внимательно на глобус (быстро раскручиваю,какого он вам кажется цвета? (голубого)
-А ведь посмотрите, на глобусе есть и желтый и зеленый и коричневый цвета. А почему он кажется голубым? (Потому что на нем больше голубого цвета).
- А что изображают на глобусе голубым цветом?
- Значит на Земле чего больше, суши или воды?
-Вода на Земле занимает площадь, большую чем суша, в 3 раза.
- Воды так много на Земле, а для чего же она нужна?
- Давайте поиграем в игру и определим кому же нужна вода.
Предлагаю карточки с изображением животных, растений, предметов рукотворного мира, человека. Надо определить, кому из них нужна вода и расположить по группам : растения, животные, рукотворный мир, человек.
- Какие картинки остались на столе (ничего не осталось)
- Значит что у нас получилось (вода нужна всем)
Не умыться, не напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем нужна вода.
- А для чего нужна вода растениям?
-Животным?
-Предметам рукотворного мира?
-А для чего она нужна человеку?
-Всякая ли вода годиться для нужд человека (пресная, чистая)
-А можно ли пользоваться водой из моря (нет она соленая)
-А из реки (можно,но ее нужно вначале очистить)
-А где ее очищают (на водоочистительных станциях, сначала ее очищают от крупных примесей, затем отстаивают, фильтруют, потом хлорируют, только потом вода попадает в кран.)
-Так вот ребята, на Земле много воды, но чистой пригодной для нужд человека, мало и ее становится все меньше и меньше. А почему? (ее загрязняют заводы и фабрики различными отходами, с полей с дождевой водой поступают минеральные соли)
- Надо ли нам беречь воду?
-Как можно ее беречь (закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать, устранять течь воды из труб, не загрязнять реки.)
-Человек использует для своих нужд только чистую воду. А можем ли мы с вами превратить мутную воду в чистую? Давайте проведем исследования и определим чем же лучше очистить воду. У нас на столах есть воронки с различными материалами для фильтра. Каждый выбирает себе воронку с фильтром. Эти воронки поместите в стакан. Налейте одновременно во все воронки одинаковое количество воды и понаблюдайте что произойдет с водой.
-Какой фильтр лучше очистит воду (делаем вывод)
-А теперь, ребята, давайте пройдем в уголок природы и посмотрим нужна ли там кому вода.
(хомяку - его надо поить водой, мыть клетку, рыбкам - они не могут без нее жить, комнатным цветам- их надо поливать, мыть.)
-А сколько воды нужно цветам? (всем по разному, растениям у которых много мелких листьев, которые быстро растут надо много воды, их надо часто поливать, у которых длинные, плотные или мясистые листья надо мало воды). Надо проверить землю, давайте мы с вами потрудимся и всех напоим водичкой.
-А сейчас давайте подойдем к нашему уголку-музею и посмотрим что у нас там есть? (рассматриваем).
-У нас здесь есть панно : "Море", "Болото", "Пустыни", но мне кажется, что они безжизненны, на них чего то не хватает. Как вы думаете, ребята (животных).
-Вот у меня животные на картинках. Давайте мы с вами расселим их в море, в болоте, в пустыне. (дети прикрепляют животных на липучках. (дети прикрепляют животных на липучках, рассматриваем панно.)
-А сейчас давайте с вами поиграем. Выберем среди вас облачко, а вы все будете детки-капельки. (выбираем облачко, одеваем его)
Облачко: А ну мои детки -капельки, отправляйтесь в путь. Посылаю вас, капельки на землю. Пролейтесь дождиком, полейте землю, растения, попутешествуйте.
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (делают два ручейка, взявшись за руки).Плывут капельки по реке путешествуют. Текла -текла река и попала в большой - пребольшой океан (перестраиваются в круг).Плавали-плавали капельки, пригрело солнышко, стали капельки легкими, поднялись вверх к своему облачку (подбегают к облачку).
Облако: Молодцы капельки, хорошо путешествовали. Я вам в подарок принесло капельки цветные. А вы попробуйте оживить их. Дорисуйте фломастерами рисунок и постарайтесь чтобы он состоял из капелек. (дети дорисовывают фломастерами).
- И так, ребята мы с вами сегодня поговорили о воде. Что вы узнали интересного о ней?
- И так ребята запомните на всегда :
символ жизни на Земле -вода!
экономь ее и береги-
мы ведь на планете не одни!