Фая Селимханова
Конспект познавательного проектно-исследовательского занятия в подготовительной к школе группе «Такой загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в процессе экспериментальной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.
Задачи:
- дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,
- научить проводить эксперимент,
- пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,
- формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса,
- формировать умение делать выводы по результатам опытов.
Ход занятия.
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Публикация «Конспект познавательного проектно-исследовательского занятия в подготовительной к школе группе „Такой загадочный космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
– Здравствуйте.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Скажите, ребята, а какой недавно праздник отмечала наша страна?
- Наша страна отмечала «День космонавтики».
- Как вы уже знаете, 55 лет назад первый в мире полёт на космическом корабле совершил советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Своим героическим поступком он открыл дорогу в бесконечное пространство.
- Как вы понимаете, что же такое космос?
(Выслушать ответы, уточнить).
- Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом.
- Ребята, а кто из вас хочет прямо сейчас узнать, что же такое космос, далёкий и загадочный, и что в нём происходит? Желающих много! В таком случае, я вам предлагаю прямо сейчас стать учеными – экспериментаторами, чтобы разгадывать загадки космоса, и приглашаю вас в «космическую лабораторию».
А чтобы мы ничего не забывали, некоторые опыты мы будем отображать в своих учёных карточках.
- Космос называют еще и другим словом - Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё, что окружает нашу планету со всех сторон.
Например, небо, а на небе Солнце. Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.
Опыт № 1 «Солнце и Земля»
Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и маленький шарик, иллюстрация Солнца.
Ход: если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с этот шарик. Что больше?
Вывод: Солнце намного больше земли.
- Чтобы запомнить, наклейте солнце и землю на своих карточках.
Разгадайте загадку : Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю, предлагаю провести опыт.
Опыт № 2 «Почему Луна не падает на Землю?»
Цель: объяснить детям, почему Луна не падает на землю.
Оборудование: кольцо спортивное, верёвка, иллюстрация Луны, иллюстрация опыта.
Ход: один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.
Вывод: весь секрет в движении.
- Чтобы запомнить этот закон, приклейте луну на своих карточках.
В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Звёзды не светят так ярко, как солнце, но они светятся. Звезды светятся всегда, но днём мы их не видим. Почему?
Опыт № 3 «Дневные звёзды»
Цель: показать, что звёзды светятся всегда.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба.
Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.
Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только ночью на тёмном небе.
- Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар, на котором есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от палящих лучей солнца и падающих с неба метеоритов. Они сгорают в атмосфере. А что же случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты? (Показать иллюстрации метеоритного дождя и метеоритов.)
Опыт № 4 “Метеориты и метеоритные кратеры”
Цель: объяснить детям, что случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты.
Оборудование: тарелка с мукой, теннисный шарик.
Ход: Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?
Вывод: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
- Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. А еще нашу Землю называют Голубой Планетой. Как вы думаете, почему?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт.
Опыт № 5 «Голубое небо»
Цель: установить, почему землю называют голубой планетой.
Оборудование: стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик, иллюстрация Земли из космоса.
Ход: наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода разбавленная молоком имеет голубовато-серый оттенок.
Вывод: в атмосфере находиться кислород, который также как частицы молока выделяет голубой цвет, когда на него падают лучи солнца. От этого с земли небо кажется голубым, а земля кажется голубой из космоса. Если в воздухе много пыли и влаги, то небо кажется серым.
Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты ближе к нам, чем другие звёзды. И они также как и наша Земля вращаются вокруг солнца. Все планеты, а их 9, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему.
Физкультминутка.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(автор стихотворения - А. Хайт)
Ребята, чем дальше планета находится от Солнца, тем меньше солнечных лучей до неё доходит, тем и греют они планету меньше. Планета Меркурий самая горячая. Самая холодная - Нептун. А на планете Венера очень жарко и на ней много вулканов. Давайте посмотрим, как действует вулкан, и чем он опасен.
Опыт № 6 «Вулкан»
Цель: систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.
Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красная гуашь, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода, моющее средство.
Ход: В макет кратера вулкана добавляем соду, лимонную кислоту и постепенно вливаем воду. Для более зрелищной демонстрации эксперимента необходимо заранее в макет добавить красную гуашь и немного моющего средства. Тогда «лава» получится правдоподобной. Дети рассматривают «действие вулкана».
Вывод: Вулкан очень опасен: он все сжигает и сносит на своем пути.
Итог. Сколько загадок космоса мы сегодня попытались с вами разгадать! А как много космических загадок ещё осталось не разгаданными!
- Ребята, давайте вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать?
- Какой закон вас удивил?
- Какой закон оказался для вас самым интересным?
- Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?
Благодарю вас за работу в нашей «космической лаборатории», и горжусь вами, как «маленькими учеными». Вы прекрасно справились с сегодняшней задачей «ученых-экспериментаторов».