Ирина Гинятуллина
Конспект НОД для подготовительной группы «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать формировать представления детей о космосе, важности
исследования космического пространства человеком.
Программные задачи:
1. Познавательное развитие
• Расширять и уточнять представления детей о космическом пространстве, роли человека в его освоении, о работе космонавтов и ученых, первых полетах живых существ в космос.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Формировать элементарные представления о строении солнечной системы, космических объектах. Совершенствовать умение делать простейшие выводы, участвуя в экспериментальной деятельности, устанавливать причинно – следственные связи.
• Развивать познавательную активность и интерес к космосу.
2. Речевое развитие
• Продолжать работу по совершенствованию связной речи, умению активно задавать вопросы и отвечать на вопросы педагога развёрнутым и полным предложением.
• Ввести в активный словарь понятия и слова: «космическое пространство», «солнечная система», «планета», «комета», «кратер», «спутник» и др.
• Использовать в речи названия обследовательских действий.
• Развивать умение строить деловой диалог.
3. Физическое развитие
• Воспитывать интерес к физическим упражнениям, развивать потребность ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, осознанно относиться к своему здоровью.
• Формировать правильную осанку в различных положениях.
• Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве,
• Способствовать развитию выносливости, организованности.
4. Художественно – эстетическое развитие
• Обращать внимание детей на красоту окружающего мира
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, поэтические произведения.
• Развивать воображение.
5. Социально – коммуникативное развитие
• Устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками на основе соблюдения элементарных норм поведения (не мешать друг другу, помогать, считаться с другими детьми)
• Развивать нравственные чувства (любовь, гордость, щедрость)
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на Луне», Г. Ильина «Сказка о Луне», Ю. Гагарин «Вижу Землю» (отрывки)
• Рассматривание и изучение детской энциклопедии «Космос» (серия «Моя первая энциклопедия»)
• Художественное конструирование «Космический корабль»
• Придумывание творческих загадок, в том числе по опорным таблицам
• Просмотр видеофильма (презентации) о космосе
• Беседа о первом космонавте, Ю. А. Гагарине
Используемые материалы и оборудование:
• Таблички с названиями станций
• Медали «Юный космонавт» (по количеству детей)
• Гимнастические палки (12 штук)
• Схема космического корабля
• Незаполненный «Бортовой космический журнал»
• Карточка с блиц – вопросами
• Звёздочки из цветной бумаги (12 штук)
• Текст физ. минутки
• Фото детей (общее)
• Макет поверхности планеты (пластиковая ёмкость с манной крупой)
• Мячики – попрыгунчики «метеориты» (по количеству детей)
• Изображение кометы
• Опорные таблицы для составления загадок
• Изображения планет (для бортового журнала)
• Аудиозаписи «космической» музыки, шума леса и пения птиц
• Фотографии проведения опыта: «Как образуются кратеры»
• Фотографии планет
В: - Ребята, я думаю, что все люди любят путешествовать. Согласны? Сегодня я предлагаю и вам отправиться в загадочное и интересное путешествие, путешествие в космос. Скажите, на чем можно отправиться в космос? ( ответы: на ракете, на космическом корабле)
- Путешествие будет непростым. Нам необходимо обладать некоторыми знаниями о космосе. Мы с вами тщательно готовились: читали интересные рассказы. Вспомните какие? ( ответы детей: «Незнайка на Луне» и т. д.). Ещё мы рассматривали иллюстрации о космосе, беседовали о первых живых существах побывавших в космосе. Кто помнит, кто это был? ( ответы: собаки, Белка и Стрелка). Вы, наверняка, все хорошо запомнили нашего первого космонавта? ( ответ детей: Ю. Гагарин). А еще мы с вами разгадывали и придумывали космические загадки (вместе с детьми вспомнить некоторые из них)
- Космос всегда интересовал человека (вкл. аудиозапись: космическая музыка) Ведь это важно знать – есть ли жизнь где-нибудь ешё? Кто занимается изучением космоса? (ученые). А людей, осваивающих космос, называют как? (космонавты).
- Какими качествами должны обладать эти люди? ( ответы детей: сила, выносливость, смелость, мужество, ум, любознательность, умение дружить и т. д.)
- А что космонавты делают в космосе? ( ответы детей: управляют космическим кораблем, наблюдают за космическими объектами, изучают разные планеты и т. д.)
- Перед полетом я посвящаю вас в космонавты, потому что считаю вас и смелыми, и сильными, и дружными, и любознательными.
(воспитатель раздаёт медали «Юный космонавт»)
- Мы ко всему привычные! Команда у нас отличная! Готовим наш космический корабль к полёту!
Игровое упражнение «Собери ракету» (по схеме из
гимнастических палок собрать ракету, поставить стулья)
- Можно занимать свои места и готовиться к старту.
- Закройте глаза и произносите вместе со мной следующие слова: «10. 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3 - в звёздный космос полети!»
- За время нашего космического путешествия мы должны, как настоящие космонавты, заполнить бортовой космический журнал. На каждой страничке интересное задание для нашей космической команды.
- Посмотрите в иллюминаторы, сейчас мы приближаемся к первой космической станции.
Станция «Скоростная»
- Нам необходимо быстро ответить на несколько блиц – вопросов. За каждый верный ответ мы получаем звезду, которую и помещаем на страничку бортового журнала.
Блиц – опрос:
• Первые собаки – космонавты? (Белка и Стрелка)
• Костюм космонавта? (скафандр)
• Первый человек, побывавший в космосе? (Ю. Гагарин)
• Планета, на которой есть жизнь? (Земля)
• Какой формы планета Земля? (круглой)
• Самая большая планета? (Юпитер)
• Сколько планет в Солнечной системе? (9)
• Планета с кольцами? (Сатурн)
• Спутник Земли? (Луна)
• Вокруг какой звезды вращаются планеты? (Солнце)
• Планета, состоящая из газа? (Юпитер)
• Какую планету называют красной? (Марс)
- Отличные ответы! Мы можем отправляться к следующей станции.
Станция «Спортивная»
- Каждый день космонавты делают космическую зарядку. Скажите, как вы думаете для чего? ( ответы детей: для того, чтобы оставаться здоровыми, крепкими и выносливыми)
- И у нас по распорядку все выходят на зарядку!
Физ. минутка «Самолёты и ракеты»
- Следующая космическая станция «Исследовательская»
Станция «Исследовательская»
- На поверхности многих планет с помощью мощных телескопов ученые видят круглые впадины (рассмотреть с детьми фотографию). Может вы, знаете, как называются эти впадины? (предположения детей)
- Как вы думаете, как они образуются? (выслушать предположения и вопросы детей).
- Предлагаю вам провести научный эксперимент.
Опыт «Как образуются кратеры»
- Это макет поверхности планеты. А это небесные (космические тела, метеориты. Посмотрите, какая поверхность у нашей «планеты»? (ровная). А теперь устроим метеоритный дождь, который часто возможен в космическом пространстве (дети берут «метеориты»). Теперь бросайте свой «метеорит» на поверхность нашей «планеты». Аккуратно теперь достанем «метеориты» и что видим? Что образовалось? (ответы детей)
- Эти круглые ямки называют кратерами.
- Что образовалось после метеоритного дождя? (кратеры)
- В наш космический журнал мы поместим научные фотографии, проведенного эксперимента (подготовлены заранее).
- А нас ждет следующая станция.
Станция «Загадочная»
- Посмотрите в иллюминатор, к нам приближается неопознанный объект.
Загадка : «Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост, понесется до звёзд!» (комета)
- Ученые утверждают, что кометы – это обычные небесные каменные тела, огромные глыбы, покрытые толстым слоем льда (рассматривание изображения кометы). Когда комета приближается к Солнцу, что начинает происходить, как вы думаете? (предположения детей). Правильно! Лёд начинает испаряться от жары и за кометой образуется огромный хвост из пара и газа.
- С кометой познакомились. В бортовой журнал мы должны записать загадку, но не простую. Её нужно придумать самим. Помогут нам в работе таблицы – помогалочки (см. приложение)
Составление загадки по опорной таблице (первую загадку составляем все вместе)
Пример загадки : Каменная, но не дом.
Летит, но не птица,
С хвостом, но не мышь…
(Далее дети делятся на 2 команды, выбирают любую по сложности опорную табличку для своей группы и придумывают сами загадку, выбирая самые удачные сравнения.)
- Отправляемся на следующую станцию.
Станция «Планетная»
- У каждой планеты есть своя дорожка, по которой она вращается вокруг Солнца. Вспомните, как называется эта дорожка? ( ответ: орбита). Солнце и все девять планет, которые движутся по своим орбитам, спутники планет – это Солнечная система.
- Одни планеты расположены близко к Солнцу, другие дальше. Найдите для каждой планеты свою орбиту (дети ориентируются на цифры)
Изготовление плоскостного макета Солнечной системы (по ходу работы воспитатель дает детям интересную краткую информацию о каждой планете)
• Меркурий: Самая близкая к Солнцу (на фотографии дети рассматривают планету и отмечают, что на ней много кратеров)
• Венера: Вторая планета от Солнца, очень жаркая (на её поверхности можно быстро пожарить яичницу). Венеру окутывают густые облака.
• Земля: Единственная обитаемая планета. Большую часть её занимает океан. У Земли есть один спутник – Луна.
• Марс: Её называют красной планетой, которую с земли можно увидеть без телескопа. На Марсе холоднее, чем на Земле. Почему? (дети ведут обсуждение)
• Юпитер: Самая большая планета. Её называют газовым гигантом. На Юпитере бывают сильные штормы, а ещё полярные сияния. У Юпитера очень много спутников (63)
• Сатурн: Это тоже газовый гигант с сильными ветрами. У планеты есть кольца, которые состоят из частичек льда и пыли. У Сатурна тоже очень много спутников (62)
• Уран: У него тоже есть кольца, только они прозрачные и почти незаметные. У Урана 27 спутников.
• Нептун: Эту планету называют ледяным гигантом. На ней самые сильные ветры.
• Плутон: Карликовая, самая маленькая и далекая планета в Солнечной системе. Её очень сложно изучать, т. к. она очень далеко находится от Земли.
(по ходу изготовления макета дети и воспитатель делятся информацией из личного опыта, рассматривают фотографии планет)
- Теперь все планеты движутся строго по своей орбите (закончить заполнение бортового космического журнала).
- Вы прекрасно прошли все испытания. В полёте вы доказали, что многое знаете и умеете. Нам пора возвращаться на Землю.
- Внимание! Закройте глаза и считайте вместе со мной: 5, 4, 3 – наш космический корабль, ты на Землю нас верни!
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Что понравилось больше? (дети делятся впечатлениями)
(вкл. аудиозапись: шум леса, пение птиц)
Есть одна планета – сад в этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету – ведь другой на свете нету!
- Чтобы вы помнили о нашем путешествии, я дарю вам именные звёздочки. Смотрите на них и, знайте, вы – маленькие яркие звёздочки своей планеты, Земля!