Надежда Якушева
Конспект занятия по математике «Знакомство с календарем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с календарем»
Задачи:
• Познакомить детей с разными видами календаря (П) ;
• Закреплять знания детей о последовательности времён года (П) ;
• Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать (П) ;
• Продолжать формировать умения высказывать свою точку зрения (К) ;
• Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими времена года и их признаки (К) ;
Материалы и оборудование :
Публикация «Конспект занятия по математике „Знакомство с календарем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• Макет календаря;
• Календари разных видов;
• Иллюстрация «Путаница» - времена года;
• Мяч;
Содержание:
(На фланелеграфе картина «Путаница»)
Дети встают в кругу, педагог обращает внимание на картину, расположенную на столе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: А почему у вас разные точки зрения?
Воспитатель: Да, не возможно точно назвать время года, потому что все времена года перепутаны.
А с помощью чего можно узнать, какое время года?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: время года можно узнать по подсказкам природы (признакам, можно спросить у взрослых, можно посмотреть в календарь.
А что такое календарь?
Поднимите правую руку те, у кого есть дома календарь.
Воспитатель уточняет, какие календари есть у детей
Воспитатель: Календари бывают разные, а вы хотите их увидеть?
Пойдемте, я их вам покажу.
Дети садятся на стулья, воспитатель показывает иллюстрации.
Первый календарь появился 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12, как 12 месяцев в году. Через много лет люди придумали бумажный календарь. Этот бумажный календарь появился 300 лет назад. Он был сделан в виде книги. Настольный календарь в форме пирамиды. Настенные календари. Листья этих календарей скрепляются между собой при помощи пружин. Этот календарь располагают на стене. Они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?
Дети: Потому что столько месяцев в году.
Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.
Дети: потому что семь дней недели.
Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.
Календарь – «закладка». Этот календарь чаще используют школьники и студенты. Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день? Каждый лист календаря, отмечает один день, в конце дня лист отрывают. Закончились листья в календаре, закончен и год. Карманный календарь. Маленький, удобный календарь, который можно носить в кармане или в сумке. Перекидной календарь в виде домика. Листок такого календаря обозначает один месяц. А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают. Воспитатель: Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе. Календарь «Пазлы». Каждый день в течение года необходимо с календаря – игры снимать по одной фишке – дате, переворачивать её и ставить на место. В конце месяца картинка собирается. На протяжение года собираются 12 картинок. Магнитный календарь. Этот календарь делают из пластмассы с магнитами.
Воспитатель: Вы увидали много календарей, а давайте попробуем сами сделать календарь.
Воспитатель показывает макет календаря времён года.
Воспитатель: Я приготовила вам макет, он круглой формы, как наша планета, как круглы год.
Как вы думаете, почему он разделён на 4 части?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, потому что в году 4 времени года, каждый цвет относится к определённому времени года.
Как вы думаете, жёлтый цвет на какое время года указывает?
Правильно, осень!
Ребята, а какие вы знаете осенние месяца?
Воспитатель: Правильно, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Назовите признаки осени.
Я предлагаю на нашем календаре отметить признаки осени, а поможет нам наша «Путаница».
Выберите те картинки, которые относятся к осени и прикрепите к макету
(Педагог приглашает детей к календарю наклеить осенние признаки на жёлтый сегмент круга календаря)
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, осень весёлое или грустное время года?
(Воспитатель передвигает стрелку календаря на синий сегмент)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, к какому времени года подходит синий цвет?
Воспитатель: А у зимы тоже есть 3 месяца, кто знает, назовите их.
Воспитатель: Да, зимние месяца: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Ребята, а чем вам нравится зима?
Чем вам нравиться заниматься зимой?
Зима весёлое время года. Самый волшебный праздник «Новый год» - зимой. А вспомните зимние забавы: лыжи, санки, коньки, снеговики. Как весело!»
Физкультминутка «В понедельник я купался»
В понедельник я купался (изображение пловца)
А во вторник – рисовал (рисуют)
В среду долго умывался (умываются)
А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)
В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)
Очень долго танцевал
А субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (приседают)
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним и назовём признаки зимы.
Воспитатель: Давайте отметим их на нашем макете.
(педагог приглашает ребёнка к календарю)
(переводит стрелку на следующий сегмент – зелёный)
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года обозначает зелёный цвет?
Правильно, весна. У весны, как и у других времён года есть свои 3 месяца. Назовите их.
Воспитатель: Это март, апрель май.
Назовите признаки весны.
(Воспитатель предлагает ребёнку отметить эти признаки на календаре)
Воспитатель: А какие звуки мы слышим весной?
Правильно, это звуки капели, журчание ручейков, весёлая песня птиц, вернувшихся в свои гнёзда.
Воспитатель: Посмотрит на наш календарь, какое время года показывает стрелк
Кто назовёт летние месяца?
Ребята, назовите признаки лета.
(Воспитатель приглашает ребёнка к календарю отметить картинками лето)
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?
Правильно, КАЛЕНДАРЬ.
Для чего нам нужен календарь?
(Дети высказывают свои предположения)
Календарь у нас получился, но можно ли на таком календаре найти день недели, выходные дни?
Воспитатель: значит в календаре нужно еще деление на дни и недели.
Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)
(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: В неделе 7 дней.
Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.
Воспитатель: Как называется первый день недели? Третий? Шестой?
Воспитатель: В какие дни мы не ходим в детский сад?
Дети: В субботу и воскресенье.
Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?
Дети: Между четвергом и субботой находится пятница.
Воспитатель: С какого дня начинается неделя?
Дети: С понедельника.
Замечательно мы с вами потрудились. Скажите, пожалуйста что вам запомнилось? Что было трудно?