Марина Комарницкая
Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации «Пришла Коляда, отворяй ворота!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации
Цель: Закрепить знание русских народных традиций. Развить коммуникативные навыки. Развить речь.
Задачи: Познакомить детей с русским обычаем колядования во время праздника"Святки". Объяснить значение ряжения, колядовочных величальных песен. Воспитывать в детях уважение к другим людям, гостеприимство, благодарность.
Публикация «Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации „Пришла Коляда, отворяй ворота!“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Содержание: Разыгрывание сценок колядования. Рассказ родителя об обычае колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр:"Бабка Ежка", "Прялица".
Сделать любые интересные маски из бумажных тарелок, из материала, сделать смешные носы, надеть одежду задом наперед, нарисовать на маске морду любого животного. На ноги надеть лапти (если есть). Повязать платок, на платок надеть шляпу, к ней приделать рога и. т. д. Фантазия приветствуется.
Ряженые поют песенку-колядку:
Коляда-коляда, отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, принесите хлебца,
Доставайте чашки, положите кашки,
Сладкие конфетки, медные монетки,
Кренделек и бублик, и железный рублик!
Угостите калачом, не болейте нипочем!
Дай Бог радости тому, кто-да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,
Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, будет жизнь у вас сыта!
Колядовщики:-"Пришла Коляда-отворяй ворота!"
Воспитатель:-"Кто вы?"
Колядовщики:-"Это мы, колядовщики, а колядки-это песенки, которые величают хозяина со всем семейством. Пропев их, исполнители получали награду-разные подарки, угощения.
Кто-то из колядующих говорит:
-От Рождества до Крещения,
-Приготовив угощение,
-Пели разные колядки,
-По дворам ходили в Святки.
-Наряжались и шутили,
-Праздник ждали и любили.
-Так давайте же сейчас
-Встретим мы его у нас.
Первый колядовщик:-"Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, детки малые!"
Второй колядовщик:-"Позвольте в дом к вам зайти, позвольте песенку спеть!"
Колядовщики поют, при этом двигаются, приплясывают, машут руками, притопывают ногами.
Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Воспитатель:-"Проходите, гости дорогие!"
Колядовщик:-"А хотим с детьми сыграть, себя и их потешить, ну-ка, ребятки, становитесь в круг".
Игра-Как на тоненький ледок. Выбрать Ваню и двух подружек, играть 2 раза.
Третий колядовщик:-"Что-то хочется мне на лавочку сесть!"
Четвертый колядовщик:-"На лавочку сесть, да песенку спеть!"
Лавочка уже стоит. Садятся на лавочку.
Колядовщики поют:
-Коляда, Коляда!
-Подавай пирога,
-Дай блин, дай свиную ножку,
-Всем понемножку.
-Неси-не тряси!
-Давай-не ломай!
Воспитатель:-"Что-то мы не узнаем вас, дорогие колядовщики, и почему вы в масках?"
Колядовщики:-"А как же без них? Сейчас время неспокойное-Святочная неделя. А кто такой святой? (дети высказывают свои предположения.)
Да, это безгрешный человек, который никому не делает плохого, помогает другим. В Святки, всякая нечисть человека напугать норовит и праздник испортить. Вот и спрятались, чтобы не узнали. Затем снимают маски. Дети узнают клолядовщиков.
Первый колядовщик:-"Чем вы нас, хозяюшка, одарите?"
Второй колядовщик:-"Денег мешок или каши горшок?"
Третий колядовщик:-Кувшин молока или кусок пирога?"
Колядовщики исполняют песню-колядку:
1
-Гуси-лебеди летели!
-мы малешеньки
-Колядовщички,
-Мы пришли прославлять,
-Хозяев величать!
2
-А дай Бог тому,
-Кто в этом дому!
-Наделил бы нас Господь
-И житьем и бытьем
-И богатством!
(кланяются хозяевам)
Колядовщики (любой из взрослых):-"Вот такими песнями-колядками и начинали праздновать зимние Святки. Это был любимый праздник молодежи. молодые люди, собравшись небольшим группами, ходили по улице от одного двора к другому, и пели под окнами. Каждая семья ждала к себе в гости колядовщиков. Хозяева с удовольствием выслушивали колядки, а затем давали угощение. Кто давал пирог, кто блин, кто конфетку, кто колечко колбаски.
При этом надо показать картинку, или иллюстрацию картины, где было бы видно, как проходило колядование. Парни и девчата стоят перед окном, со Святочными атрибутами, а им дают угощение
Колядовщики:
-Коляда, моляда,
-Уродилась Коляда!
-Кто подаст пирога
-Тому двор живота,
-Да еще и мелкой скотинки!
-А кто не даст лепешки-завалим окошки!
Воспитатель:-"Не надо нам окошки заваливать, мы угостим вас. "
Дети угощают колядовщиков, по одной конфетке кладут в мешок.
Дети садятся на места (на стулья).
Колядовщики:
-Ах, добрые здесь живут хозяева!
-У доброго мужика уродись рожь густа:
-Колоском хороша, а соломкой-то пуста!
Кто-то из колядовщиков продолжает рассказ:-"После шумного, веселого обхода домов, молодежь собиралась на посиделки в какой-нибудь избе и устраивала общую пирушку. Съедали все, чем колядовщиков одарили. очень любили парни и девушки устраивать посиделки, да друг другу загадывать загадки. "
Первый колядовщик:
-Отворилась тихо дверь,
-И вошел усатый зверь.
-Сел у печки, жмурясь сладко,
-И умылся серой лапкой.
-Берегись, мышиный род,
-На охоту вышел. Дети отвечают (кот)
Второй колядовщик:
-Он все время занят делом,
-Он не может зря идти.
-Он идет и красит белым
-Все, что видит на пути. Дети отвечают (снег)
Третий колядовщик:
-Что вверх корнями растет? Дети отвечают (сосулька)
Четвертый колядовщик:
-В синем небе светляки,
-Не дотянешь к ним руки,
-А один большой светляк
-Изогнулся как червяк. Дети отвечают (звезды, месяц)
Если дети затрудняются, то им надо помочь наводящими вопросами.
Колядовщик:-"В Святки парни высматривали себе невест, после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, в играх, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы. Мы с вами тоже знаем один такой хоровод. "
Проводится игра-хоровод "Прялица".
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит "жених". Играющие ходят по кругу, приговаривая:
-Ах ты, прялица, кокорица, моя.
-С горя выброшу на улицу тебя.
-Стану прясть, да попрядывать,
-На беседушку поглядывать.
После этих слов,"жених" выбирает себе "невесту". Они пляшут, дети хлопают. Игра продолжается. Другой "жених" выбирает себе "невесту".
Колядовщик:-"А еще ребята и взрослые любили рядиться. надевали разные маски, вот совсем как мы. Рядились, например, нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.
Проводится русская народная игра-Бабка Ежка-
-Баба Яга-костяная нога,
-Печку топила, кашу варила,
-С печки упала, ногу сломала,
-Вышла на улицу- раздавила курицу,
-Пошла на базар-раздавила самовар.
Бабку Ежку выбирает колядовщик, дает ей в руки помело (швабру, веник, что есть.
В середину круга встает водящий-Бабка Ежка. В руках у нее помело. Вокруг бегают играющие дети и дразнят ее. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. К кому прикоснется-тот замирает. Играем пока не надоест.
Колядовщик:-"Ну, и наигрались мы, пора и отдохнуть. Посмотрим, что же нам на подарили сегодня. Ребята, садитесь все за столы, вместе будем угощаться.
Игра-развлечение подходит к концу. Дети и колядовщики угощаются разными сластями.
В заключение колядовщики благодарят за все, прощаются, уходят.