Елена Виноградчая
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебные свойства магнита»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
• Образовательные: создать условия для формирования представлений детей о магните и физическом явлении – магнетизм; расширять знания о свойствах магнита, выявляя их опытным путем.
• Развивающие: развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий. Проявление творческого потенциала, индивидуальности. Развивать свободное общение взрослого с детьми, компоненты устной речи в различных видах деятельности.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитательные: формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать и договариваться.
Материалы и оборудование: набор «наука о магните», набор из серии «Наураша» - Магнитное поле, игрушки из разных материалов (дерево, пластмасса, ткань, медь, железо, банка с водой, скрепки.
Ход занятия:
-Ребята, мы сегодня вновь пришли в нашу лабораторию, в которой проведем новые опыты. А с каким предметом мы сегодня познакомимся, узнаем, если отгадаем загадку.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Или
Этот жадный предмет
Все железо хватает,
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
Правильно, это магнит. Магнит – это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня – магнитного железняка (магнетита, он отличается от обычных камней тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это осмысление его способности притягивать к себе.
Свойства магнитов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используются в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве – компас, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора. Свойства магнита иногда кажутся чуть ли не волшебством. Хотите узнать о магните больше? Но сначала я познакомлю вас с мерой предосторожности: все магниты которыми мы будем сегодня пользоваться очень сильные и притягивают друг друга очень быстро, поэтому не кладите палец между двумя магнитами, чтобы избежать травмы. Итак…
Опыт №1. Какие предметы притягивает магнит?
Перед собой вы видите предметы из разных материалов: кусок ткани, бумага, деревянная зубочистка, железная скрепка, камень, стеклянный шарик, алюминиевая крышка. Сейчас по очереди к этим предметам вы будете подносить магнит и мы выясним какой предмет притянется к нему? (Для детей, обычно бывает открытием, что не все блестящие предметы сделаны из железа, оказывается есть алюминий, медь, которые магнит не притягивает).
Вывод: магнит притягивает только железо.
Опыт №2. Действие магнита через другие материалы.
На столе вы видите – ткань, бумагу, пластмассу. Может ли притягивать магнит железные предметы через эти препятствия (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод, что может притягивать железные предметы через препятствия).
Задача на сообразительность: в стакане с водой находятся скрепки. Как их достать не намочив рук? (с помощью магнита).
Опыт №3. Магнит имеет два полюса.
Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется что они одним концом притягиваются, а другим отталкиваются. Один конец называется южным полюсом или положительным и отмечается знаком «+», а другой - северным полюсом или отрицательным и обозначается знаком «-». Магниты притягиваются друг к другу разными полюсами, а одинаковыми – отталкиваются.
Наглядный показ:
Левитрон. Чтобы увидеть как это происходит, проведем опыт. Возьмем подставку, вставим в нее трубочку, теперь возьмем два кольцевых магнита. Один ребенок наденет магнит в произвольном порядке, а второй наденет сначала разными полюсами (соединяются, затем одинаковыми (плавает)
Магнитный гонщик. Опыт показывает как магнитные поля отталкиваются и как магнитный суперкар двигается благодаря отталкивающей силе. Необходимо найти одинаковые поля у суперкара и магнита – бруска, дети почувствуют как невидимая сила толкает машину вдаль.
Опыт №4. Временные магниты. Две железные гайки (скрепки) не притягиваются к друг другу, т. к. не имеют свойства магнита. Но если их положить одна на другую на сильный магнит и через какое-то время снять, они так и останутся висеть друг на друге. Или поднесите гайку к более легкому железному предмету (например, игла) и вы увидите, что гайка сама на время превратилась в магнит. Но это притяжение недолговечное и его легко уничтожить, если резко дернуть предмет.
Опыт №5. Магнитное поле Земли.
Наша планета Земля – это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты, но не совпадают с магнитными. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, ст релка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.
Компас изобрели в Китае. Хотите воспроизвести это изобретение? Для этого нам понадобится иголка, салфетка, магнит и миска с водой. От места проведения нам нужно убрать все магниты, в стороне намагнитить иголку магнитом. После этого положить иголку на кусочек салфетки и аккуратно положить на поверхность воды. Иголка начнет плавать и не просто плавать, а развернется в определенном положении (сколько бы раз не проводили опыт, она всегда будет поворачиваться). Если проверить показания иголки с показаниями компаса- то они совпадут.
Итог:
Мы сегодня познакомились с волшебным магнитом. Что нового вы узнали о нем? (Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются к друг другу разными полюсами и отталкиваются одинаковыми. Земля сама является магнитом.)
А где в нашей группе можно встретить магнит? (игра «Рыбалка», паровозики). А дома? (магнит на холодильниках).
Хотите посмотреть что случилось с героями мультфильма «Смешарики», когда они нашли магнит? Тогда, смотрим. (или «Фиксики»).