красноштанова ирина николаевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительные камни»
Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
- способствовать формированию интереса к изучению камней;
- упражнять в классификации камней по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, плавучесть, способность впитывать воду);
- закрепить навыки работы с увеличительными приборами;
- закреплять умение составлять рассказ по итогам исследовательской работы;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Удивительные камни“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь детей;
- воспитывать у детей способность сопереживать другим.
ОО: «Познавательное развитие».
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Деятельность детей : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: экспериментирование.
Возраст детей: 4-5 лет.
Оборудование: набор схем-рисунков о свойствах камней, наборы камней, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, салфетки.
Структура деятельности :
1. Мотивация детей к деятельности.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Вы их узнали? Из какой они сказки?
Дети: Это поросята из сказки «Три поросёнка».
Воспитатель: Вспомните, кого они боялись больше всего на свете?
Дети: Серого волка!
Воспитатель: Что же помогло нашим героям спастись от волка?
Дети: Они построили дома.
Воспитатель: Правильно! Из чего же были сделаны дома поросят?
Дети: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили соломенный и деревянный домики, а Наф-Наф – дом из камня.
Воспитатель: Скажите, какой дом оказался самым крепким и надёжным?
Дети: Дом Наф-Нафа из камня.
2. Постановка детьми цели деятельности.
Воспитатель: Вы правы, только Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не понимают, почему их домики оказались такими непрочными. Поможем поросятам разобраться?
Дети: Да!
Воспитатель: Как мы можем доказать поросятам, что дом из камня надёжнее?
Дети: Нужно рассказать Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу про камни.
Воспитатель: А что вы знаете о камнях? А, может, чего-то не знаете о них? (ответы детей)
Воспитатель: А где можно узнать о камнях?
Дети: Можно спросить у кого-нибудь, узнать из книг, посмотреть в Интернете, понаблюдать.
Воспитатель: А ещё можно провести опыты или эксперименты. Поспешим в нашу исследовательскую лабораторию и проведём с камнями интересные эксперименты. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории. Какие?
Дети: Не мешать друг другу, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать камнями и не кидать их.
3. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Опыт №1. Определение цвета и формы камней.
Воспитатель: Сначала поработаем глазками. Давайте внимательно осмотрим камни. Какого они цвета?
Дети делятся наблюдениями: камни разные по цвету : коричневые, серые, белые, голубые, разноцветные.
Воспитатель: А какие камни по форме?
Дети делают вывод: по цвету и форме камни разные.
Воспитатель прикрепляет на доску рисунок-схему «Цвет и форма камней».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, меняет ли камень свою форму? Давайте сожмём камень в ладошках и проверим. А теперь сожмите в руке пластилин? Что произошло с пластилином?
Дети: Он изменил форму.
Воспитатель: Молодцы! А камень? Почему?
Дети: Камень твёрже пластилина.
Вывод: Камень твёрдый, прочный. Он твёрже пластилина.
Опыт №2. Определение размера камней.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно камни и скажите : все ли камни одинакового размера?
Дети: Нет. Они разные.
Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень. А теперь самый маленький.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель прикрепляет на доску схему-рисунок «Размер камней».
Физминутка «Камни»
Камни мы найдём в горах,
Их верхушки в облаках. (Поднимаем руки, тянемся вверх)
На дороге камни есть,
Под ногами их не счесть. (Наклоны вниз, тянемся руками к пальцам ног)
Если в море мы нырнём,
Камни даже там найдём. (Приседаем, задерживаем дыхание, будто ныряем)
Опыт №3. Определение характера поверхности камней.
Воспитатель: Сейчас нам понадобятся очень чувствительные пальчики.
Воспитатель: Возьмите и погладьте каждый камушек. Какая поверхность камней?
Дети делятся открытиями.
Воспитатель: Покажите самый гладкий камень. А теперь – самый шершавый.
Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Поверхность камней».
Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней, воспользуемся лупами.
Дети при помощи лупы изучают камни.
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Вывод: камни имеют рисунок : ямочки, узоры, крапинки, полоски, углубления.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Рисунок камней»
Опыт №5. Определение веса камней.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, разные или одинаковые камни по весу. Возьмите в одну руку маленький камень, а в другую – большой. Подержите их в ладошках, взвесьте. Что вы заметили?
Вывод: камни бывают разные по весу: лёгкие и тяжёлые.
Опыт №6. Плавучесть камней.
Перед детьми прозрачные стаканы с водой. Воспитатель предлагает детям отметить уровень воды в стакане карандашом.
Воспитатель: Как думаете, что произойдёт, если мы положим камень в стакан?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем.
Каждый ребёнок опускает камень в свой стакан. Уровень воды в сосуде повышается относительно отмеченного карандашом уровня. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, потому что они тяжёлые и плотные. Камни благодаря своему весу выталкивают воду.
Воспитатель: Как изменились камни в воде?
Дети: Они стали темнее, ярче.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Плавучесть камней».
4. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.
Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать поросятам о камнях и сделать важный вывод о свойствах камней?
Один ребёнок рассказывает по схемам обо всех проделанных опытах.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Как вы думаете, получилось у нас помочь поросятам?
- Как мы помогали Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу?
- В каком домике теперь захотят жить поросята? Почему?
Воспитатель: Вы – большие молодцы! Мы с вами доказали, что камень – очень надёжный материал для строительства дома, и волку он не по зубам.