МААМ-картинки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» в средней группе

красноштанова ирина николаевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Удивительные камни»

Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

- способствовать формированию интереса к изучению камней;

- упражнять в классификации камней по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, плавучесть, способность впитывать воду);

- закрепить навыки работы с увеличительными приборами;

- закреплять умение составлять рассказ по итогам исследовательской работы;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Удивительные камни“ в средней группе» размещена в разделах

- развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь детей;

- воспитывать у детей способность сопереживать другим.

ОО: «Познавательное развитие».

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Деятельность детей : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: экспериментирование.

Возраст детей: 4-5 лет.

Оборудование: набор схем-рисунков о свойствах камней, наборы камней, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, салфетки.

Структура деятельности :

1. Мотивация детей к деятельности.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Вы их узнали? Из какой они сказки?

Дети: Это поросята из сказки «Три поросёнка».

Воспитатель: Вспомните, кого они боялись больше всего на свете?

Дети: Серого волка!

Воспитатель: Что же помогло нашим героям спастись от волка?

Дети: Они построили дома.

Воспитатель: Правильно! Из чего же были сделаны дома поросят?

Дети: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили соломенный и деревянный домики, а Наф-Наф – дом из камня.

Воспитатель: Скажите, какой дом оказался самым крепким и надёжным?

Дети: Дом Наф-Нафа из камня.

2. Постановка детьми цели деятельности.

Воспитатель: Вы правы, только Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не понимают, почему их домики оказались такими непрочными. Поможем поросятам разобраться?

Дети: Да!

Воспитатель: Как мы можем доказать поросятам, что дом из камня надёжнее?

Дети: Нужно рассказать Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу про камни.

Воспитатель: А что вы знаете о камнях? А, может, чего-то не знаете о них? (ответы детей)

Воспитатель: А где можно узнать о камнях?

Дети: Можно спросить у кого-нибудь, узнать из книг, посмотреть в Интернете, понаблюдать.

Воспитатель: А ещё можно провести опыты или эксперименты. Поспешим в нашу исследовательскую лабораторию и проведём с камнями интересные эксперименты. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории. Какие?

Дети: Не мешать друг другу, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать камнями и не кидать их.

3. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

Опыт №1. Определение цвета и формы камней.

Воспитатель: Сначала поработаем глазками. Давайте внимательно осмотрим камни. Какого они цвета?

Дети делятся наблюдениями: камни разные по цвету : коричневые, серые, белые, голубые, разноцветные.

Воспитатель: А какие камни по форме?

Дети делают вывод: по цвету и форме камни разные.

Воспитатель прикрепляет на доску рисунок-схему «Цвет и форма камней».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, меняет ли камень свою форму? Давайте сожмём камень в ладошках и проверим. А теперь сожмите в руке пластилин? Что произошло с пластилином?

Дети: Он изменил форму.

Воспитатель: Молодцы! А камень? Почему?

Дети: Камень твёрже пластилина.

Вывод: Камень твёрдый, прочный. Он твёрже пластилина.

Опыт №2. Определение размера камней.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно камни и скажите : все ли камни одинакового размера?

Дети: Нет. Они разные.

Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень. А теперь самый маленький.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Воспитатель прикрепляет на доску схему-рисунок «Размер камней».

Физминутка «Камни»

Камни мы найдём в горах,

Их верхушки в облаках. (Поднимаем руки, тянемся вверх)

На дороге камни есть,

Под ногами их не счесть. (Наклоны вниз, тянемся руками к пальцам ног)

Если в море мы нырнём,

Камни даже там найдём. (Приседаем, задерживаем дыхание, будто ныряем)

Опыт №3. Определение характера поверхности камней.

Воспитатель: Сейчас нам понадобятся очень чувствительные пальчики.

Воспитатель: Возьмите и погладьте каждый камушек. Какая поверхность камней?

Дети делятся открытиями.

Воспитатель: Покажите самый гладкий камень. А теперь – самый шершавый.

Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми.

Воспитатель прикрепляет на доску схему «Поверхность камней».

Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней, воспользуемся лупами.

Дети при помощи лупы изучают камни.

Воспитатель: Что интересного вы увидели?

Вывод: камни имеют рисунок : ямочки, узоры, крапинки, полоски, углубления.

Воспитатель прикрепляет на доску схему «Рисунок камней»

Опыт №5. Определение веса камней.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, разные или одинаковые камни по весу. Возьмите в одну руку маленький камень, а в другую – большой. Подержите их в ладошках, взвесьте. Что вы заметили?

Вывод: камни бывают разные по весу: лёгкие и тяжёлые.

Опыт №6. Плавучесть камней.

Перед детьми прозрачные стаканы с водой. Воспитатель предлагает детям отметить уровень воды в стакане карандашом.

Воспитатель: Как думаете, что произойдёт, если мы положим камень в стакан?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем.

Каждый ребёнок опускает камень в свой стакан. Уровень воды в сосуде повышается относительно отмеченного карандашом уровня. Дети высказывают свои мнения.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, потому что они тяжёлые и плотные. Камни благодаря своему весу выталкивают воду.

Воспитатель: Как изменились камни в воде?

Дети: Они стали темнее, ярче.

Воспитатель прикрепляет на доску схему «Плавучесть камней».

4. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать поросятам о камнях и сделать важный вывод о свойствах камней?

Один ребёнок рассказывает по схемам обо всех проделанных опытах.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Как вы думаете, получилось у нас помочь поросятам?

- Как мы помогали Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу?

- В каком домике теперь захотят жить поросята? Почему?

Воспитатель: Вы – большие молодцы! Мы с вами доказали, что камень – очень надёжный материал для строительства дома, и волку он не по зубам.

Публикации по теме:

Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни»Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.

Фотоотчет к кратковременному познавательно-исследовательскому проекту «Эти удивительные камни»Фотоотчет к кратковременному познавательно-исследовательскому проекту «Эти удивительные камни» В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир,.

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Волшебное мыло» Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями Задачи: Обучающие: Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе Конспект по познавательно - исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе. Цель: Расширить.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Цель. Сформировать у детей представление.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: "Волшебная вода" Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» в средней группе
Опубликовано: 17 января 2022 в 18:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем красноштанова ирина николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД