Нартова Тамара
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе
«Незнайка в лаборатории»
Воспитатель: Нартова Т. К.
Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.
2. Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.
3. Формировать умение разрешать противоречия.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
4. Применять «моделирование маленькими человечками» при решении задач.
Воспитательные:
1. Прививать вкус к творческой работе.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.
2. Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.
Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».
Оборудование: Иллюстрации: Капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней на ветке, морозные узоры на окне. Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.
Словарная работа: испарение, таяние
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать.
- Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?
- Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе.
- Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:
Раз, два, три, покрутись
В ученого – исследователя превратись.
- Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?
(Дети рассматривают карточки - символы)
Педагог : Ребята, скажите, что обозначают эти символы? ( Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге»)
Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.
Задание1:
Игра «Что общего?»
( На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).
Вопросы к детям:
- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках? (На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса)
- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.)
- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное.
- Вы были внимательны и правильно выполнили задание.
Проходите, занимайте места на стульчиках.
Задание 2: Опыты.
Педагог:
- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите свойства воды»
Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы- карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено.
( Выставляю карточки: вода течет, вода разливается; вода отражает предметы, не имеет вкуса)
- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.
Опыт «Вода не имеет формы»
- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? (Ответы детей). А теперь проверим наши предположения.
- Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы). Лед это жидкое вещество или твердое?
(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда).
-Где находится лед? (На тарелке, в банке, в стакане)
- Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)
- Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять).
-А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму)
Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?
Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)
- Ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование. Подойдите к столам. Посмотрите, что у нас находится на столе (Стаканы с водой, стаканы с молоком, картинка, ложки). Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать что вода прозрачная?
Опыт «Вода прозрачная»
Можно в сосуд с водой опустить, какой – либо, предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой, а в стакане с молоком нет. Можно поставить рядом со стаканом картинку. Вода прозрачная, мы видим изображение на картинке.
-Какое свойство воды мы исследовали?
Вывод: Вода - прозрачная.
- Вы справились с заданием, садитесь на стульчики.
(Выставляю карточку – схему: вода прозрачная)
Педагог: Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному : могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.
- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)
Игра малой подвижности «Маленькие человечки»
- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки?
- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти.
- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга).
-Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков.
Садитесь на стульчики.
3адание 3: Игра «Моделирование маленькими человечками».
- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено?
(Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).
- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой)
- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха).
Задание 4: Практическая работа детей за столами:
Ребята, я хочу предложить вам, практическое задание. Подойдите к столам, что вы видите на столах? (Карточки – схемы с изображениями разных состояний воды, карточки – модели «маленьких человечков»). На столах лежат карточки - чайник с водой, тающий снеговик, сосулька, дождь.
- Возьмите карточку, и с помощью «маленьких человечков» изобразите разные состояния воды. А теперь поменяйтесь местами с соседом, и проверьте, правильно ли выполнено задание.
- Вы были внимательны, и задание выполнили правильно. Я очень рада. Незнайка много нового узнал о воде. Садитесь на стульчики.
Задание 5: Проблемные ситуации
Ситуация 1.
Скажите, ребята, если мы постираем белье и вывесим сушиться на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или пасмурную погоду? (Если на улице, солнечная погода, белье высохнет быстрее.) Солнышко притягивает капельки, капельки нагреваются и превращаются в пар (испаряются).
- Вывод: Вода испаряется быстрее там, где теплее.
Ситуация 2.
Незнайка был в гостях у Снежной королевы, она сделала Незнайке подарок – красивую, прозрачную, чашечку, упаковала в красивую коробку. Когда Незнайка приехал домой, и открыл коробку, в ней ничего не было, только мокрое пятно. Почему Незнайка не нашел подарка?
Вопросы к детям:
- Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? (Вода нужна, для того, чтобы умываться, готовить пищу, поливать цветы)
- Правильно, вода нужна и человеку, и растениям и животным. Воды на земном шаре действительно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т. к. в океанах и морях вода соленая, а в некоторых водоемах вода просто загрязнена. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать).(Выставляю карточки – бережем воду)
Итог
- Ребята, как вы думаете? Мы помогли Незнайке, или нет? (Да смогли помочь).
- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?
- Что сегодня показалось самым трудным?
- С какими заданиями мы успешно справились?
(Проводили опыты с водой, составляли с помощью «м м ч» схемы разных состояний воды, узнали свойства воды, помогли Незнайке.)
– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!