Ирина Иванова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми разновозрастной «Свойства льда»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Кутушинский детский сад»
КОНСПЕКТ
познавательно -исследовательской деятельности с детьми разновозрастной группы (4-7 лет) на тему «Свойства льда»
Подготовила: воспитатель Иванова ИВ
2020 г.
Цель: познакомить детей со свойствами льда : скользкий, хрупкий, легкий, имеет
форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.
Задачи:
- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми разновозрастной „Свойства льда“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
-способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное
отношение к своему здоровью и жизни.
Оборудование: одноразовая посуда: халаты, шапочки, мелкие тарелки, глубокие тарелки, стаканы, салфетки, лед, краска, схемы, письмо, надпись лаборатория
Ход занятия
Воспитатель:
Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Какие сказки мы прочитали с вами в последнее время?
Про какую героиню эти слова?
Про кого эта загадка?
На санях, как ветер, мчится,
К ней опасно прислониться.
Лишь дотронься-заморозит,
В царство снежное увозит.
Злые чары вход пускает
-Сердце в льдинку превращает.
Дети: Эта загадка про Снежную Королеву.
Воспитатель:
Ребята, кто может мне кратко рассказать и напомнить о том, что произошло в сказке «Снежная королева»?
Молодцы, ребята!
Представляете, я сегодня пришла в группу, и увидела письмо. Яего еще не читала!
Воспитатель:
Интересно, от кого оно? Давайте откроем конверт и прочитаем. (Дети читаютписьмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Герда, вы, конечно, помните из какой я сказки. Сказка закончилась хорошо, мой брат Кай снова со мной, он добрый и веселый. Но случилась другая беда: Снежная королева от злости заколдовала всех наших друзей, с которыми мы часто играли во дворе и у них теперь тоже лед в сердце. Вы добрые и смелые ребята и сможете мне помочь, если узнаете какую опасность приносит лед и какую радость!».
А вы хотите узнать, что поможет вам? Разложите эти льдинки в порядке возрастания
–от самой маленькой до самой большой, и на них прочитаете, что поможет нам. (Дети выполняют задание, получается слово «дружба»).
Назовите пословицы о дружбе.
Дети:
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
С хорошим другом горы свернёшь, а с плохим -горя хлебнёшь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Нет друга -ищи, а нашёл -береги.
Не бросай друга в несчастье.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Воспитатель:
Много пословиц о дружбе вы знаете!
Хорошо, друзья, скажите, куда нам нужно дружно отправиться, чтобы изучить свойства льда?
Дети: в лабораторию!
Воспитатель:
-А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:
«В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В лабораторию нас унесет».
Воспитатель:Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Нельзя громко
разговаривать.
-Почему? (ответы детей)
Нельзя бегать, толкаться.
Быть аккуратными и внимательно слушать.
Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают
шапочки и садятся за столы).
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Напомните мне, что такое лед?
Дети:Лед –это замерзшая вода. Это твердое состояние воды!
А что, такое свойства льда?
Дети:это значит надо узнать каким он бывает, что он может делать, что с ним можно
делать.
-Дети, в этом письме Герда написала нам задачи, которые мы должны выполнить.
Опыт № 1
-На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через
тонкий кусок льда можно смотреть).
Проверить: лед -скользкий?
Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик
скользит.
-Так какой лед? (скользкий)
-Если лед скользкий, когда это может быть опасно?
-Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций).
-что мы узнали из первого опыта!
Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять,
превращается в воду).
Опыт № 2
Проверить: лед хрупкий или нет?
Дети ломают кусочек льда руками.
-Дети, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)
-А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)
-Можно ли ходить по льду? (предположение детей)
-Почему?
-Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку?
(Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд –нет).
Опыт№3
-Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)
-А что это значит? (Лед легкий)
Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.
Физкультминутка
Ла-ла-ла,
(Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел -(Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится.
Опыт № 4
Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом
стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан.
Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы
детей.
Как сделать цветной лед?
Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её).
Воспитатель.
-Дети, мы с вами выполнили все задания Герды и можем возвращаться
в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:
«Крибле, Крабле, покрутись,
И в саду окажись»
Заключительная часть
Итог. Рефлексия
-Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)
-Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).
Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в
гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед
намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т. д.)