Юлия Калинина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с природным миром «Сказочная зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме
Задачи:
• закрепить знания о характерных признаках зимы;
• учить устанавливать причинно – следственные связи;
• развивать логическое мышление, внимание, память;
• активизировать словарь по теме.
Образовательные области:
• Ознакомление с окружающим миром;
• Развитие речи.
Планируемые результаты:
• дети знают и называют основные признаки зимы;
• дети логически мыслят, самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы, умозаключения;
• активно используют словарь по теме.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с природным миром „Сказочная зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Целевые ориентиры:
• Проявляет интеллектуальную активность. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.
• Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
• Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания. Способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
Материально – технические ресурсы для педагога: интерактивная доска, флешка
Для детей: пазлы времени года зима, карточки с временами года (зима, весна, лето, осень) к дидактической игре «Подбери и назови правильно»
Предварительная работа:
• беседы;
• рассматривание картин на зимнюю тематику;
• календарь наблюдений;
• чтение стихов А. С. Пушкина, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, В. И. Сурикова и др. о зиме.
Содержание ОД
Введение в ОД. Мотивация детей
В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.
Дети, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем беседовать, нужно собрать картинки – пазлы. То, о чем мы будем говорить, подскажут картинки.
На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. Посмотрите на обратную сторону фрагмента. Видите, «рубашки» у фрагментов разного цвета. Те дети, у кого фрагмент с синей «рубашкой» подойдите к столу, на котором лежит лист синей бумаги; те, у кого «рубашка» желтая – подойдите к столу, где лежит лист желтой бумаги. Соберите пазлы.
Дети, посмотрите внимательно на получившиеся у вас картинки. Рассмотрите картинки, которые получились на других столах. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Д: О зиме.
В: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года «Зимушке – зиме».
Слайд№1
Совместная постановка познавательной цели
В: Все мы очень любим зиму. Любуемся ею, ждем ее, радуемся ей. Дети, а что есть зимою, чего нет в другом времени года?
Д: Снега.
В: Правильно снега. Вы знаете, что снег очень интересное явление природы? Откуда берется снег? Что он из себя представляет? Вы хотите узнать?
Д: Да.
Актуализация знаний детей
В: Скажите, какая бывает зима? Какими красивыми словами можно сказать о зиме?
Д: Зима бывает : белая, холодная, пушистая, снежная, злая, блестящая, красивая, волшебная, серебристая.
В: Молодцы дети, много красивых слов сказали о зиме. Присаживайтесь.
На нашей планете Земля наблюдается очень разнообразный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, там круглый год лето. (Слайд №2) Есть такие места, где всегда холод, там круглый год зима. (Слайд №3) А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму. Мы с вами живем в такой стране. Напомните, как называется наша страна?
Д: Россия
В: Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени (слайд №4, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги (слайд №5, осень осыпает землю золотом (слайд №6, зима укрывает землю серебром (слайд №7).
Ребята, кто знает загадки о зиме?
Д: Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Д: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки) дети отгадываю загадки.
В: Молодцы, правильно отгадали загадки.
Дети, вы сказали, что зима бывает серебристая. Что же это за серебро бывает зимой?
Д: Ответы детей.
В: Серебро это снег, когда он блестит на солнце, можно сравнить его с серебром. Он серебрится.
Дети, а вы знаете, из чего состоит снег?
Д: Снег состоит из снежинок. (Слайд №8)
Совместное открытие нового знания
В: Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель В. Архангельский. (Воспитатель читает рассказ)
В: Посмотрите, на слайде изображение настоящих снежинок. Как они хороши и разнообразны. В природе двух одинаковых снежинок не бывает, как нет двух одинаковых людей. Обратите внимание, форма у снежинок только шестиугольная. Такая форма получается во время образования снежинок. Снежинки ложатся на землю, укрывая все снежным покрывалом. Как удивительно и прекрасно идти по свежевыпавшему снегу. Как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?
Д: Ответы детей.
В: У кого из вас есть другое мнение? Мне интересно мнение каждого из вас.
Д: Ответы детей.
В: (Если дети не ответили). Снег хрустит потому, что под тяжестью наших ног ломаются звездочки и лучики у снежинок.
Зимой, куда не посмотришь, все вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь остановилась?
Д: Конечно нет. Снег, словно одеялом защищает землю от мороза. Зимой природа не погибает, а просто спит.
В: Зима длиться три месяца. А по своим признакам зима больше периода трех месяцев или меньше?
Д: Больше трех месяцев.
В: Кто из вас вспомнит название зимних месяцев?
Д: Ответы детей.
В: Так бывает, чтобы весна пришла раньше зимы?
Д: Ответы детей.
В: Послушайте пословицы, и давайте попробуем их объяснить. (Слайд №9)
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь – студенец.
Январь – году начало, зиме середина. (Слайд №10)
Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
Январь – крыша зимы.
Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей. (Слайд №11)
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»
Первичное закрепление нового знания
В: Дети, вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер? Зима бывает тихая и нежная, снежная и морозная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая. (Слайд №12)
Давайте вспомним, какая зима в рассказе К. Ушинского «Проказы старухи – зимы»
Воспитатель читает текст.
Дети, как красноречиво рассказывает о зиме писатель. Этот небольшой рассказ дает нам полное представление о зиме, о жизни птиц, животных и людей. О каких явлениях природы говорит автор в своем рассказе?
Д: Навалило большие сугробы, одела деревья ледяной коркой, идут мороз за морозом, замерзли реки, узорами украсило оконницы в окнах.
В: Дети, какие вы еще знаете зимние явления природы?
Д: Ответы детей (оттепель, вьюга, гололедица, изморозь, иней, хруст снега под ногами, снегопад, мороз). (Слайд №13)
В: Зимой можно строить ледяные фигуры. (Слайд №14)
Хотите узнать, как получаются ледяные фигуры зимой?
Д: Да.
В: Давайте поиграем в игру «Ледяные фигуры»
Подвижная игра «Ледяные фигуры»
Вьюга заметает всё (Дети идут врассыпную, вращая руками)
Вьюговеем кружимся (Кружатся на месте)
А мороз ударит как (Сжимают пальцы в кулак и разводят руки в стороны)
И фигурой ледяной станем мы сейчас (Качают головой, руки на поясе)
Мороз ударил – раз!
Мороз ударил – два!
Мороз ударил – три! (Хлопают три раза в ладоши)
Ледяная фигура замри! (Замирают в различных позах)
Солнце припекает – ледяные фигуры тают.
Включение нового знания в систему знаний
В: Наступила среди зимы оттепель, солнышко пригрело и наши ледяные фигуры стали детьми. Садитесь на свои места.
Слайды №15, 16, 17
Развивающая игра «Что лишнее»
В: Дети, посмотрите на доску. На доске четыре картинки. Они правильно подобраны? Что вы заметили? Нет ли какой ошибки?
Д: Среди них одна лишняя.
В: Почему, объясните.
Д: Ответы детей.
Дети выходят к доске и находят лишнюю картинку. Воспитатель, при этом, задает вопросы: Как думают остальные дети? Правильно ли справился с задание Артем? Вы согласны с ответом Маши?
Работа за столами с карточками. Дидактическая игра «Подбери и назови правильно».
В: Перед вами на столе картинки. Возьмите по одной картинки каждого времени года. Разложите их на столе последовательно, по временам года (осень, зима, весна, лето, чтобы было понятно – что было сначала, а что было потом.
Дети выбирают картинки и распределяют их по временам года.
В: Как вы думаете, вы правильно сделали задание? Докажите. Объясните, почему так.
Д: Ответы детей.
В: Зима – замечательное время года.
Речевая игра «Укрась слово» (Слайд № 18)
Зима (какая…; Снежинка (какая …; Мороз (какой …; Снег (какой …; Метель (какая ….
Д: Ответы детей.
В: Так как зима – это еще и сказочное время года, то мы с вами тоже станем сказочниками. Хотите?
Д: Да.
В: У меня в руках волшебная палочка, к кому она в руки попадет, тот превращается в писателя. Давайте станем в круг, передавая палочку друг другу, будем говорить по одному предложению о зиме. У нас получится рассказ о зимушке – зиме.
На улице зима. Все покрыто пушистым снегом. Снег серебрится на земле и на крышах домов. Солнышко освещает верхушки укрытых снегом елей. Большие сугробы выросли возле дорожек. Солнце спряталось за снежную тучу. С неба полетели ажурные шестигранные снежинки. Налетела метель. Ветки на деревьях стали сильно качаться. От сильного ветра стало холодно. К утру метель стихла. Намело новые сугробы. Снег хрустит под ногами. Вокруг так волшебно. Сказочное время года – зима!
Совместное подведение итогов
В: Дети, о чем мы сегодня вели беседу?
Д: Ответы детей.
В: Что вы узнали нового?
Д: Ответы детей.
В: Что показалось самым интересным?
Д: Ответы детей.
В: Кому вы расскажите, о том, что узнали?
Д: Ответы детей.