МААМ-картинки

«Знакомство со свойствами воздуха». Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников

Валентина Ковыркина
«Знакомство со свойствами воздуха». Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с воздухом (представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении).

Задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Оборудование и материалы: компьютер, запись звуков (шелест листвы, пение птиц); фонарик; духи, апельсин, лимон, лук, чеснок, яблоко, свежий огурец; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, целлофановые пакеты; веера из бумаги.

Предварительная работа: беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки. Так мы поздоровались. И улыбнемся, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель:Дети, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?

Ответы детей.

Воспитатель:А что будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый, и все же,

Без него мы жить не можем!

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель:Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?

Ответы детей.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

Воспитатель: И,приступая к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вздохнули?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня фонарик. Сейчас я посвечу. Что вы увидели?

Дети: Ничего не видим.

Воспитатель: Значит, какой воздух?

Дети: Невидимый.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 2.

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пустой.

Воспитатель:Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему?

Дети: Потому что он пустой.

Воспитатель:Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете?

Дети: Воздух.

Воспитатель:Как вы думаете, на что стал похож пакет?

Ответы детей.

Воспитатель:Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?

Дети: Там воздух.

Воспитатель:Где можно использовать это свойство воздуха?

Дети: Летом - надувные матрасы, спасательный круг.

Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель:Дети, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

Опыт 3.

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. (Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок,). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Миша ничего не почувствовал. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы; воздух переносит запахи.

Физкультурная минутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт 4.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете?

Дети: Ветер.

Вывод: Воздух может двигаться.

Опыт 5.

Воспитатель: Еще раз помашу веером. Скажите, ветер какой?

Дети: Холодный.

Воспитатель: А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали?

Дети: Теплый ветер.

Воспитатель: Как вы думаете, где бывает горячий ветер?

Дети: Около печки, костра, если включить фен.

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Опыт 6.

Воспитатель: Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.

Посмотрите внимательно на экран. (Презентация, изображения природы).

Воспитатель: Какой в лесу воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему он там чистый?

Ответы детей.

Воспитатель: В лесу чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода. Как же можно назвать растения?

Дети: Наши помощники, спасатели.

(Продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Воспитатель: Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух?

Ответы детей.

Вывод: воздух бывает чистым и грязным.

4. Итог.

Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня много узнали о воздухе. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух?

Дети: Воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный; приобретает форму того предмета, в какой он попадает; мы можем его вдыхать и выдыхать, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Воспитатель: А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность «Знакомство со свойствами глины» в старшей группеПознавательно-исследовательская деятельность «Знакомство со свойствами глины» в старшей группе Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным творчеством, с изделиями филимоновских, дымковских, каргопольских мастеров неразрывно.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Использование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольниковИспользование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольников Как известно большинство детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство со свойствами воздуха». Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников
Опубликовано: 19 января 2025 в 17:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство со свойствами воздуха». Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ковыркина (УИ 347366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД