Валентина Ковыркина
«Знакомство со свойствами воздуха». Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с воздухом (представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении).
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование и материалы: компьютер, запись звуков (шелест листвы, пение птиц); фонарик; духи, апельсин, лимон, лук, чеснок, яблоко, свежий огурец; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, целлофановые пакеты; веера из бумаги.
Предварительная работа: беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки. Так мы поздоровались. И улыбнемся, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение.
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель:Дети, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?
Ответы детей.
Воспитатель:А что будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и все же,
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель:Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Ответы детей.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 1.
Воспитатель: И,приступая к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вздохнули?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: У меня фонарик. Сейчас я посвечу. Что вы увидели?
Дети: Ничего не видим.
Воспитатель: Значит, какой воздух?
Дети: Невидимый.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 2.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пустой.
Воспитатель:Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему?
Дети: Потому что он пустой.
Воспитатель:Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете?
Дети: Воздух.
Воспитатель:Как вы думаете, на что стал похож пакет?
Ответы детей.
Воспитатель:Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети: Там воздух.
Воспитатель:Где можно использовать это свойство воздуха?
Дети: Летом - надувные матрасы, спасательный круг.
Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Воспитатель:Дети, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Опыт 3.
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. (Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок,). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Миша ничего не почувствовал. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы; воздух переносит запахи.
Физкультурная минутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт 4.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете?
Дети: Ветер.
Вывод: Воздух может двигаться.
Опыт 5.
Воспитатель: Еще раз помашу веером. Скажите, ветер какой?
Дети: Холодный.
Воспитатель: А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали?
Дети: Теплый ветер.
Воспитатель: Как вы думаете, где бывает горячий ветер?
Дети: Около печки, костра, если включить фен.
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Опыт 6.
Воспитатель: Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.
Посмотрите внимательно на экран. (Презентация, изображения природы).
Воспитатель: Какой в лесу воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему он там чистый?
Ответы детей.
Воспитатель: В лесу чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода. Как же можно назвать растения?
Дети: Наши помощники, спасатели.
(Продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Воспитатель: Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух?
Ответы детей.
Вывод: воздух бывает чистым и грязным.
4. Итог.
Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня много узнали о воздухе. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух?
Дети: Воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный; приобретает форму того предмета, в какой он попадает; мы можем его вдыхать и выдыхать, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
Воспитатель: А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!