Мария Левицкая
Конспект НОД по экологии «Получен сигнал SOS! Экспериментальная лаборатория. Заседание комитета юных исследователей природы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. ПРОСВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА»
КОНСПЕКТ
«ПОЛУЧЕН СИГНАЛ «SOS!»
Экспериментальная лаборатория. Заседание комитета юных исследователей природы подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Автор-составитель:
Левицкая Мария Дмитриевна
Публикация «Конспект НОД по экологии „Получен сигнал SOS! Экспериментальная лаборатория, Заседание комитета юных исследователей природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
воспитатель высшей квалификационной категории
п. г. т. Рощинский
План-конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
«ПОЛУЧЕН СИГНАЛ «SOS!»
Экспериментальная лаборатория. Заседание комитета юных исследователей природы подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Подготовила и провела:
воспитатель высшей квалификационной категории Левицкая М. Д.
Возрастная категория: 6 -7лет
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие
Цель: создать условия для познавательного развития детей подготовительной группы компенсирующей направленности.
Задачи:
Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, вода, воздух). учить проводить эксперименты, соблюдая правила безопасности. формировать у детей элементарные экологические знания, познакомить с понятием «экологическая катастрофа», развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность – рассуждать, аргументировать суждения, способствовать совершенствованию уровня практических навыков, умение экспериментировать, развивать желание совершать открытия, воспитывать любознательность, бережное отношение ко всему живому.
Речевое развитие: развивать связную диалогическую и монологическую речь,
согласование слов в предложении, учить выражать свои мысли правильно,
обогащать словарь детей по теме, вызывать речевую активность ребенка через игру.
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей сотрудничество через экспериментирование, способствовать развитию свободного общения взрослого и детей, развивать экологическую грамотность детей, воспитывать любовь к родной земле.
Физическое развитие: развивать согласованность движений, внимание быстроту реакции, снятие эмоционального напряжения.
Художественно-эстетическое развитие: Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, миру природы, восприятие музыки.
Методы и приемы:
-практические:
-наглядные:
- словесные:
Демонстрационный материал: с изображением природы, экологических катастроф, пиктограммы;
Таблица-схема ориентир «Правила поведения в лаборатории»;
Ноутбук, беспроводная компьютерная мышка; плакаты «Свойства воды», «Свойства воздуха», «Строение Растения».
Раздаточный материал: пробирки, чашки Петри, микроскоп, банки, растение бальзамин, бутылки с проросшим овсом, перья, растительное масло, моющее средство, растение хлорофитум, лупа, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, чернила, пипетки, емкость с чистой водой.
Предварительная работа: Работа над проектом по экологии «Земля наш общий дом», рассматривание глобуса, физической карты мира, просмотр видеороликов: «Катастрофы на нашей Планете», «Голубые киты», «Лес легкие нашей Планеты». Закладка опытов : «Питание растений», «Рост растений».
Детская деятельность
Формы и методы организации детской деятельности
Двигательная Физминутка «», дыхательная гимнастика
Игровая Игра «Вопрос-ответ», проведение «научной» конференции.
Познавательно - исследовательская Участие в проведении опытов и экспериментов.
Коммуникативная Беседа о экологических катастрофах о воде, воздухе. растениях. вопросы, ответы, обсуждение, рассуждения, умозаключения.
Музыкальная Музыкальное сопровождение
Трудовая (самообслуживание и элементарный бытовой труд) Уборка рабочего места после проведения исследований.
Логика образовательной деятельности
№
п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Звучит песня с мультфильма КОАПП.
Воспитатель: Ребята сегодня мы собрались на внеочередное заседание нашего комитета юных исследователей природы. На повестке дня чрезвычайная ситуация:
поступают тревожные сигналы со всех уголков планеты.
Уважаемые коллеги, предлагаю выяснить, что случилось. Для этого прошу надеть халаты и занять место в лаборатории.
Но прежде чем проводить исследования, я должна убедиться, что вы хорошо помните правила поведения в исследовательской лаборатории. Слушают, проявляют интерес к теме, отвечают на вопросы воспитателя. Дети отвечают на вопросы, называют правила поведения при проведении опытов и экспериментов, согласно схеме, одевают халаты
Дети обладают установкой положительного отношения к теме, проявляют любознательность, знания по теме.
2 Звучит тревожный сигнал «SOS»
- Коллеги, что случилось чей это голос?
На экране появляется изображение грязной речки +шум воды
- Мне кажется сигнал «сос» доносится с реки, давайте посмотрим. (Слайды1-3)
- Среди и лесов окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная, со студёной водой.
На речке построили завод и провели к воде две трубы. По одной трубе из реки на завод поступает чистая вода, а по другой - в реку сливают грязную воду. Вот и стала речка от сточных вод красной и растения возле воды выкрасили листья в красный цвет. (слайд4)
Что происходит с растениями в природе, мы посмотрим на примере комнатного растения. Дети смотрят видеоролик, слушают рассказ воспитателя. Дети проявляют интерес, и желание опытным путем определить, что произойдет с растениями, которые будут брать корнями воду с грязной речки.
3 Детям предлагается надрезать черенок лопаткой (появляется обильный сок, рассмотреть место надреза и сок через лупу.
Вопрос к детям:
- Как пьёт растение?
Эксперимент :
Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив объем воды в банке до начала эксперимента) и оставляют на некоторое время. Потом возвращаются и наблюдают за ним.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, помогают воспитателю, делают выводы:
1. Стебель цветка содержит множество волокон, наполненных соком.
2. Воды в банке стало меньше – это видно на отметке;
3. Стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него.
4. Так и вода с речки попала в стебель и листья растения, и оно стало красного цвета.
5. Такое растение долго не проживет, а погибнет от отравления.
Сформировано представление о строение стебля растения, о питании растения, о вреде выбросов грязной воды с завода в речку.
4. Сигнал «SOS» (Слайд - Разлив нефти с танкера, птицы в нефти).
- Уважаемые коллеги смогут ли птицы летать и жить в таком состоянии, и как им помочь. Проверим это экспериментально. Дети рассуждают, выдвигают предположения, версии.
Дети проявляют интерес.
5. Экспериментальная деятельность по этапам:
• Возьмем перышки, обмокните их в растительное масло. Какое стало перышко?
• Налейте чистую воду из банки №1 в чашку Петри.
• Погрузите перышко в чистую воду. Что произошло?
• В воду добавьте капельку моющего средства, оно находится в банке № 2.
-Что произошло?
- Может ли птица найти моющее средство?
• Возьмите чистые перышки и подбросьте вверх, посмотрите, что произойдет?
• Подбросьте вымытое перышко вверх, что произойдет?
• Что случится с животными, которые попаду в воду с мазутом? Слушают информацию и задания воспитателя. Вместе с воспитателем проводят опыт. Опытным путем приходят к выводу, что птицам, живущим возле воды нужна чистая вода, при экологической катастрофе - помощь человека. Сформировано представление о том что в экологической катастрофе связанной с разливом нефти, птицам и рыбам нужна помощь человека.
6. Звук «SOS» (Слайд -Выброс китов на берег). Свалка мусора в океане. (Слайд).
-Мы должны определить экспериментальным путем почему погибли киты. Слушают, проявляют интерес к теме.
Сформирован интерес к предстоящей экспериментальной деятельности.
7. Давайте вспомним, как питается дышит кит. Просмотр видеоролика.
Экспериментальная деятельность
• Поймаем воздух пакетом.
• Завяжем пакет и опустим его на воду.
• Подуем на воду. Поплыли кораблики по воде.
• Возьмем шприц и наберем воды, вспомним как питается кит.
• Выльем воду фонтанчиком из шприца.
• Наберем коктель с воды с обрезками пакетов.
• Выльем воду фонтанчиком из шприца. Что случилось?
Вот и Слушают информацию и задания воспитателя. Выполняют дыхательную гимнастику. Вместе с воспитателем проводят опыт. Опытным путем приходят к выводам:
- у китов забиваются от пакетов и нерастворимого мусора дыхательные отверстия
-морским животным нужна чистая вода, без загрязнений Сформировано представление о причинах загрязнение мирового океана. Виновен в этом человек.
8. Выполняют движения и произносят слова физкультминутки: Сформировано умение согласовывать движения со словами, развиты моторные способности кистей рук.
9. Звучит сигнал «SOS». На экране высвечивается слайд с лесом.
- Что случилось с лесом?
(слайд дым заводских труб, выхлопные газы машин, сухой лес). Дети выдвигают предположения.
Сформирован эмоционально положительный отклик. Активизация речевой активности.
10. Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух.
Чтобы проверить это, заранее смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через семь дней листок пожелтел. Слушают информацию и задания воспитателя. Выполняют задания.
Отвечают на вопросы Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.
Делают вывод. : из-за загрязнения воздуха закупориваются поры на листьях и растения не могут дышать, погибают. Сформировано представление о дыхании растений и о значении воздуха в жизни растений.
11. Звучит снова звук «SOS». На экране высвечивается слайд с потрескавшейся почвой Сформирован интерес к ранее заложенным опытам.
12. Продолжение опыта: обильно поливаем нашу установку водой, избыток который вытекает через горлышко бутылок.
Собираем вытекающую воду и сравниваем. Слушают информацию. Наблюдают: Растения активно удерживают комочки почвы корнями. Но если растений нет (вырубили лес, затоптали) – почва вымывается водой. Делают вывод, если растений нет (вырубили лес, затоптали) – почва вымывается водой, а это ведет к ее обеднению и образованию оврагов. Сформировано представление о роли растений в почвообразовании.
13. Звучит сигнал «SOS».
(Слайд горение леса.)
-Отчего загорелся лес.
-Можно ли загасить пожар леса водой?
Дети выдвигают предположения.
Сформирован интерес к опыту.
14. Показ опыта: «Пена для тушения пожара самолетом» Наблюдают за проведением опыта, соблюдая правила личной безопасности.
Сформирована экологическая культура ребенка.
15. Звучит сигнал «SOS». Слайд дымят заводы, город накрыл смог.
-Коллеги какую экологическую катастрофу вы здесь видите? Дети рассуждают, выдвигают предположения, версии.
Экологическая катастрофа, загрязнение воздуха города.
Вызван интерес к эсперементированию.
16. Давайте посмотрим как заводы загрязняют нашу атмосферу. Показ опыта «Дым труб». Дети приходят к выводу : заводы загрязняют воздух и человек тоже находится в зоне экологической катастрофы. Сформировано представление о вреде выбросов заводов и машин в городах.
17 - Сегодня мы с вами исследовали и раскрыли причины нескольких экологических катастроф, но на Земле их очень много. (Показ карты «Экологические катастрофы). Во многих катастрофах, к сожалению, виноваты люди. Природа, посылая сигнал SOS, просит нас о помощи
Игра-превращение: «Если бы я был.»
Игра-превращение: «Если бы я был…» «Капелькой» я попросил бы у людей чтобы не загрязняли водоемы.
Если бы был «Растением» я попросил бы у людей чтобы не разжигали в лесу костры Сформированы экологические понятие «Экологическая катастрофа».Сформирован интерес к проблемам экологии Планеты.
19. Благодарит детей, объявляет заседание комитета юных исследователей природы закрытым. Под песню….дети уходят из лаборатории
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М. : Проспект, 2014. 160 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Книги, печатная периодика
3. Веракса Н. Е. Познаательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет- М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -80с.
4. Посвянская Н. П. Живая планета. Занятия с детьми дошкольного возраста. - М,; ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2005. 64с.
5. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом природа» ,Учеб. - метод комплект по эколог образованию дошкольников. -М. ; Линка Пресс 2003-56с
6. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста; Методическое пособие. - СПб. ; ДЕСТВО-ПРЕСС,2008.-128с
Электронные ресурсы
7. Адаптация и основные способы приспособления живых организмов к экстремальным условиям среды [Электронный ресурс] https://studfiles.net/ (Дата обращения 07.12.2017)