Наталья Операй
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности «Осень» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнять и закреплять знания детей об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : развивать навыки звукового анализа и синтеза; развивать навыки словообразования; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (Дождь-дождик, лист-листик, закреплять знания детей об овощах и фруктах, о деревьях.
Публикация «Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности „Осень“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие : развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику, речевое дыхание, пространственные представления, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные : создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к природе, развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
Демонстрационный материал: компьютер, видео «Загадки о овощах и фруктах», осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, мяч, музыка для физминутки и релаксации.
Раздаточный материал: набор листьев на каждого ребенка, карандаши.
Ход занятия:
I Вводная часть:
Дети стоят полукругом.
Учитель-дефектолог: Ребятки, какое сегодня доброе утро! Дети, посмотрите друг на друга, улыбаемся друг другу, какие мы красивые!
Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп- хлоп)
Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)
Здравствуйте, щечки! (плюх-плюх-плюх) Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок) Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк) Здравствуй, мой носик! (бип-бип-бип)
Здравствуйте, гости! Всем привет! Воспитатель: Молодцы! А теперь сели на стульчики.
Учитель-дефектолог: Ребята, сейчас какое время года?
Учитель-дефектолог: Правильно «Осень»
Учитель-дефектолог: Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).
Учитель-дефектолог: Желаю всем успеха на занятии!
II. Основная часть:
Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).
Учитель-дефектолог: Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.
Учитель-дефектолог: Давайте подышим ароматом осеннего леса!
Пальчиковый игротренинг «Облако».
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок) Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой) Устремилось облако (выпрямить руки) Выше, выше, выше. (потянуться руками в верх) Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой) Превратилось облако
В дождевую тучу (руками описать через стороны вниз большой круг и опустить присесть).
Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке)
Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно",
посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики",
посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели",
услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер",
испугался и спрятался ("Прятки",
потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки,
он пошёл дальше и увидел кудрявую капусту (удивиться, рядом рос лук (нахмуриться).
Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)
Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик,
Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки",
потом закрыл первые двери (зубы, потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
К нам в гости пришел гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Игра «Друзья Осени» Цель: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением., Развитие логического мышления.
Дождь-дождик, лист-листик
Ветка-веточка, трава-травка и т. д.
Игра «С какой ветки детки»
Учитель-дефектолог: Какие изменения происходят в природе осенью?
(Осенью становится холоднее. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Трава желтеет и вянет.)
Учитель-дефектолог: Поиграем в игру: «С какой ветки детки?»
Угадайте, с какого дерева этот лист. Какой это лист?
Дети называют дерево и лист.
Физминутка
«Дерево» (под музыку)
Дети стоят, руки вытянуты вверх.
Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук
Потом веточки, опустить кисти рук
Затем ветки, опустить предплечья
Потом уснуло всё дерево. опустить руки
«Дождик»
Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе
Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе
А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны
От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом
Развитие глагольного словаря
Игра «Подбери действие»
Учитель-дефектолог: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:
Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки. Ветер осенью – Ветер дует, …
Игра «Отгадай-ка»
Учитель-дефектолог: Что собирают осенью в садах и в огородах?
(Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)
Отгадайте загадки об овощах и фруктах
Просмотр видео
Игра - задание «Найди отличия».
Учитель-дефектолог: А теперь сравните 2 картинки с фруктами и найдите отличия.
Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.
Учитель-дефектолог предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске
Какой лист в середине?
Какой лист слева?
Какой лист справа? (ответы детей).
Релаксационная минутка.
Учитель-дефектолог: А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Звучит спокойная музыка.
Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло,
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет.
Озимь на полях.
Туча небо кроет.
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели.
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.
Итог занятия.
Учитель-дефектолог: Занятие подошло к концу. Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? На прощанье мы тоже хотим подарить осени подарок – свои листочки.
Рисование по контуру шаблона листа клена с элементами штриховки.