Любовь Писарева
Конспект подгруппового занятия по развитию общих речевых навыков для детей подготовительной группы «В гости к Веселушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по развитию общих речевых навыков для детей подготовительной группы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 11 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию общих речевых навыков
для детей подготовительной группы
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию общих речевых навыков для детей подготовительной группы „В гости к Веселушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тема: «В гости к Веселушке».
Конспект составлен учителем-логопедом Писаревой Л. Ю.
Санкт-Петербург
2020
Цель. Развивать общие речевые навыки.
Задачи.
1). Систематизировать знания детей о звуках.
2). Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
3). Закрепить понятие «гласный звук».
4). Развивать умение выделять ударный гласный в слове.
5). Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию.
6). Приобщать к истокам народной культуры через восприятие малых фольклорных форм.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал «Заяц, еж и черепаха», «Тихо – громко», картинки «Паронимы», дидактическая игра «Собери цветок».
Аккордеон, набор букв, картинки «замок», «замок», терем, ключ.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
Логопед в наряде Веселушки-хохотушки – у входа.
Ребенок: Тетушка, тетушка, в гости пора!
Логопед: На чем ехать-то, деточка!
Ребенок: А ты на рогоже!
Логопед: На рогоже негоже!
Ребенок: А ты в лукошке!
Логопед: Вывалюсь по дорожке!
Ребенок: Привяжись ремешком!
Логопед: Нет, уж лучше пойду пешком!
Логопед выходит к детям.
Веселушка : Здравствуйте, ребятки! Зовут меня Веселушка-хохотушка. И так люблю веселых детей!
Лентяев нет? (Нет.)
Настроение есть? (Да)
Улыбки всегда? (Да)
Пойдем ко мне в гости, в сказку? (Да)
Ребята, живу я в сказочном лесу. Только тропинка в сказке совсем не простая. Отгадайте загадку, и догадайтесь на чем мы туда поедем.
Загадка.
Не пахарь, не столяр, не плотник,
А первый на селе работник. Кто это? Конь.
Поехали!
(Едем галопом и «цокаем»)
Работа над тембром голоса. Добавляем оттеночных значений «пожалели», «сильные, так надо». Докучная сказка.
Едем, едем, видим – мост!
Под мостом – ворона мокнет.
Мы ворону – шасть на мост!
Пусть ворона сохнет!
В конце – пожалели, закинули ворону на мост. Едем дальше.
Цок, цок, цок. Вот это мы едем, ребята, ничего себе!
Аж от топота копыт, пыль по полю летит!
Знаете вы такую скороговорку? А давайте ее выучим!
Мы с вами сейчас как ехали? Быстро или медленно? (Дети отвечают.)
Медленно, как черепахи? (Нет.) Быстро, быстро, как зайчики? Ели средним темпом, как еж?
Дети отвечают.
Давайте мы нашу скороговорку скажем медленно, слова наши поползут медленно, как черепахи.
А теперь средним темпом, как ежики, а теперь – быстро, как зайчики. Но четко!
А теперь, скажем тихо, представим, что малыш в коляске спит рядышком.
А теперь, словно вы участвуете в конкурсе «кто лучше прочитает скороговорку» : громко – но кричать нельзя, быстро. Повторяют.
Кто хочет один проговорить?
Ребята, а вот еще один мост - веревочный, узкий, высокий. Лошади здесь не пройдут.
Возьмитесь за руки, перейдем мост приставным шагом, осторожно.
Ох, уморилась я, да и жарко стало, может, тенек найдем, посидим немного.
Ой, вокруг жужжат мухи, пчелы. Да уж, вздремнуть видно не придется.
Летела пчела около чела – жжжж (соединяют большой и указательный).
Летела оса около носа – дзззз (большой и средний около носа)
Летела мушка около ушка – бззз (большой и безымянный около уха)
Летел жук – в голову – бух! (ладошкой по лбу).
Вот разжужжались, птицы распелись. Заткну-ка я уши, хорошо будет.
(Затыкает бирушами, храпит.)
Вскакивает: ой, ребятушки, а познакомиться-то я с вами и забыла!
Как хоть вас зовут-то, детоньки?
А? Что? Ничего не понимаю. В чем дело? Ой, не слышу.
Вытаскивает. Ой, как хорошо стало.
Вот попробуйте, заткните и вы уши.
А как вас зовут, я так и не услышала. Звучит музыка.
Ага! Подслушиваете, тоже слышать захотелось!
Для чего нам нужно слышать звуки музыки?
А для чего звонок в школе, в квартире звенит?
А если голодный котенок в такой-то мороз за дверью замяукает, а мы его не услышим?
Для чего еще нам нужно слышать звуки? (Называют.)
Какие еще звуки мы слышим в окружающем нас мире?
Конечно! Слышать звуки нам очень даже нужно. А то, как же я с подружками общаться буду! А, ежели, меня комар надумает укусить, зажужжит, а я его раз – и отгоню. А, ежели, машина внезапно загудит, я услышу, и отойду от греха подальше, чтоб не задавила.
Веселушка :
Эх, ребята-ребятушки, у вас ушки на макушке? (Проверяет).
Да у вас такие ушки, что хоть сочиняй частушки!
Ребята, наши ушки так устроены, что мы можем услышать разницу, даже если слова отличаются всего одним звуком.
Давайте найдем похожее по звучанию слово к слову уточка. Выберите из картинок похожее, складное слово. Получится рифма, как в стихах или частушках.
Уточка – удочка.
Туточка-потуточка
Прилетела уточка.
Ловит рыбку уточка,
Где же моя удочка?
Найдите слово, похожее по звучанию к слову трава.
Трава – дрова
На дворе лежат дрова, вся примялася трава. Ух!
Вот, оказывается, частушки сочинять совсем легко!
Скок-скок поскок,
Дрозд взобрался на пенек,
Он гармошку развернул,
Гласный звук как затянул!
Ой, вот я спела! Глаасный. Это что еще за гласный? Глас – по старинному – голос. Значит, он поется голосом, тянется, хоть сколько, ему ничего не мешает. Так это же то, что мне нужно, я петь очень люблю!
Ребята, а какие гласные звуки вы знаете?
Называют, а я выставляю на доску (или из кубиков). И сразу придумываем слова, которые начинаются с этого звука.
А, о, у, и, э, ы.
Сколько всего гласных звуков в родном нашем русском языке? Шесть.
А остальные как тогда называются? Согласные.
Ребятки, посмотрите, лесенка получилась.
Давайте поднимемся по этой лесенке голосом.
А, о, у, и, э, ы. А теперь спустимся.
Ой, рассыпались лепестки. Нужно нам полянку украсить красивыми цветами.
Подберите картинки так, чтобы в каждом слове был ваш звук.
Что-то мы засиделись с вами, надо нам дальше идти.
Давайте я расскажу вам про мой терем, куда мы идем.
Я буду говорить слово, а вы будете переспрашивать и удивляться, словно что-то не поняли.
Например:
За морями. За морями?
За горами. За горами?
За железными столбами. За железными столбами?
На пригорке теремок. На пригорке теремок?
На двери висит замок. На двери висит замок?
Да, замок. Я ушла, а на терем свой, замок повесила.
Ребята, а что такое замок? (Показываю картинку.)
Правильно. Споем это слово? Замооооок.
Какой гласный звук мы потянули погромче и подольше? Словно стрелу из лука пустили. И звук долго летит. Или, словно молоточком ударили. Замоооок!
Здорово!
А если мы второй гласный потянем. Звук А? Что получится? Давайте попробуем!
Заааамок. А что такое замок? (Дети отвечают. Я показываю картинку.)
Что же это, другое слово, что ли получается? Точно!
Значит, если я потяну один гласный, то получится одно слово, а если другой – другое? Вот это да!
Значит мне надо правильно в словах гласный тянуть, ударение ставить, а то люди меня неправильно поймут.
Ну вот, что-то мы с вами заладили – замок, замок. Подумаешь, замок.
Я вот больше (мечтательно) терем люблю – бревенчатый, русский, родной, чтоб и петух на крыше! В замке жить в такой мороз – одно мучение, муууука, холодно, и уборки полно! А вот терем – другое дело! Из мукиииии пирогов да кренделей напечешь! Сидишь – чай пьешь!
Ой, что-то я опять заболталась – мука, мука. На какой гласный падает ударение в слове мука? А в слове мука?
Ай да молодцы! Что-то мне так в свой терем захотелось, пойдемте скорей, ребятушки!
А просто идти совсем не интересно. Можно по-разному идти. Сначала - еле-еле, а потом, все бегом, бегом, бегом. (Попробовали).
А можно еще и так: я покажу, а вы повторите за мной (оттопываем 2-3 ритма).
А вот и мой терем. Что-то замок не открывается, ключ заело. А, вспомнила, мой теремок незнакомых детей к себе не впускает. Надо на него посмотреть и громко ласково назвать свое имя.
Дети называют. Замок открылся.
Дети входят.
Детушки, ребятушки, хорошие, пригожие. Вы хорошо потрудились – такой длинный путь преодолели. Положено вам за это угощение. Ведь как говорится, человек хорош делами, а изба красна – пирогами. Племянница моя смышленая, напекла для вас печенье. Да какое-то оно необычное. Посмотрите. Да это же наши гласные! А мне досталась буква согласного звука. Какого? Кто знает? Х.
Даю печенье в виде букв.
Гостинцы вы получили. У каждого своя буква. Вы съедите свое печенье, когда вернетесь в детский сад. А теперь можно и повеселиться, хоровод устроить!
Вставайте в кружок!
Показывайте свои буквы, а я свою: мне досталась буква согласного звука Х.
Я буду шагать по кругу, а вы петь:
Иди-ка веселушка, по нашему кружочку,
Найди-ка веселушка, для себя дружочка.
Я нахожу пару. Дети читают что получилось. Изображают голосом.
Умные дети! Хорошие!
В садик возвращаться пора. Какие есть волшебные способы вернуться быстро, за одну секунду в садик?
Покрутись, повертись, и в наш садик ты вернись. Закрываем глаза.
Считаем: раз, два, три!
Умнички-разумнички! Не хочется мне с вами расставаться, да нужно в терем возвращаться.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Вы сидите – я пойду.
Соловушку послушаю,
Пряничка покушаю.
До свидания, ребята!