Марина Цепцура
Конспект подгруппового логопедического занятия «Домашние животные» в средней группе для детей 4–5 лет с ТНР
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней логопедической группе для детей 4-5 лет с ТНР на тему: «Домашние животные» провела учитель-логопед Цепцура М. Ю.
Цель: Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Домашние животные“ в средней группе для детей 4–5 лет с ТНР» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные задачи: Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, бык, теленок, конь, лошадь, жеребенок, козел, коза, козленок, пес, собака, щенок, свинья, поросенок, кот, кошка, котенок). Формирование обобщающего понятия домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок,-ат, -ят).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, фонематического слуха и восприятия.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным.
Оборудование. Макет кошка, предметные картинки и фигурки домашних животных, фетр, бумага, природные материалы: фасоль, горох, гречка, каштаны.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Ушки мерзнут», чтение рассказов К. Д. Ушинского «Коровка» и «Конь», индивидуальная работа над речевым дыхание «Вьюга», разучивание физминутки «Рыжий кот».
Ход деятельности.
Логопед : Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
Встанем рядышком по кругу, скажем здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день! Если каждый улыбнется, утро доброе начнется. Давайте скажем нашим гостям доброе утро!
Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных.
Ребята, сегодня утром я получила письмо. Написала мне его кошка Муся. Она приглашает нас к себе в гости, в деревню. А вы хотите поехать в деревню?
Дети: Да!
Логопед :Ну тогда сейчас мы туда отправимся, а во время нашего путешествия мы поиграем с нашими язычками, щечками и губами!
Артикуляционная гимнастика. А поедем мы в деревню на лошадках. (Дети бегут голопом по кругу и щелкают языком).
Вот мы и оказались в деревне. Давайте немного отдохнем после дороги, садитесь, на стульчики и незабывайте держать спинку ровно, а я сейчас расскажу вам сказку. Жила-была кошка, и была у нее чашка-вот такая (упр. чашечка) И она очень любила лакать из нее молоко-вот так (упр. Киска лакает молоко, а потом умываться-вот так (упр. вкусное варенье). Кошка дружила с собакой и они часто играли в догонялки-вот так (упр. часики). Когда собака догоняла кошку, она тихонько кусала ее за хвост –вот так (самомассаж языка, кошка сердилась-вот так (упр. киска сердится, поднимала свой хвост (упр. парус) и прыгала на заборчик -вот такой (упр. заборчик). После такой игры собаке становилось жарко-вот-так (упр. лопата). Кошка спрыгивала с заборчика (вот такого) и они мирились с собакой –вот так (упр. улыбка). Потому что кошка и собака были лучшими друзьями!
Ребята, о ком мы сейчас говорили? (о кошке и собаке). А каких еще домашних животных вы знаете? (ответы детей). А почему их называют домашними.
Ответы детей : Потому что они живут рядом с человеком.
Кошка Муся : (трек 1) Мяу, Мяу, Мяу! (В группу с громким мяуканьем вбегает кошка Муся, она чем-то обеспокоена).
Логопед : Ребята, это кошка Муся, которая написала нам письмо. Посмотрите, Муся чем -то встревожена! Муся, что случилось?
Кошка Муся: (трек 2). Мяу, мяу!У нас в деревне страшный переполох! Мяу,мяу, Все детеныши домашних животных потерялись и мамы и папы не могут их найти! Что делать?
Логопед : Не переживай, Муся! Ребята, давайте поможем мамам найти своих детенышей. Сейчас я по очереди каждый из вас сможет поискать пропавшего детеныша! Согласны!
Ответы детей : Да!
Логопед : Ребята, давайте сначала подойдем ко взрослым животным и посмотрим детеныши каких животный потерялись. Корова потеряла теленка, коза потеряла козленка, собака-щенка, кошка-котенка,свинья-поросенка, лошадь-жеребенка.
А теперь пойдемте поищем пропавших детенышей в деревенском дворе, может быть среди запасов на зиму кто-то спрятался? (на столе стоят заранее приготовленные контейнеры с природными материалами, в которых спрятаны фигурки детенышкй домашних животных. Контейнеры прикрытые салфетками).
Логопед : Андрей, кого ты нашел?
Ответы детей : Я нашел теленка.
Логопед : А среди каких запасов на зиму ты их нашел?
Ответ ребенка: В горохе.
Логопед : Молодец, отведи теленка к маме.
Логопед : А кого нашла ты Вероника?
Отвт ребенка: жеребенка.
Логопед : А в чем спрятался жеребенок?
Ответ ребенка: В сене.
Логопед : Никита, а у тебя получилось найти пропавшего детеныша?
Ответ ребенка: Да, я нашел котенка.
Логопед : А в чем он спрятался?
Ответ ребенка: В орехах.
Логопед : Молодец! Отведи его к маме!
Логопед : А кого нашла ты, Даша? И в чем спрятался пропавший детеныш?
Ответ ребенка: Я нашла поросенка. Он был в желудях.
Логопед : Отводи его к маме!
Логопед : Саша, а у тебя получилось найти детеныша?
Ответ ребенка: Да, я нашел щенка! Он спрятался в фасоли.
Логопед : Отлично! Отводи его к маме!
Кошка Муся: (трек 3) Какие вы молодцы! Каждому детенышу нашли свою маму!Ребята, а можно я с вами поиграю? А играть мы с вами будем на свежем воздухе. Воздух в нашей деревне очень чистый. А чтобы быть здоровыми и сильными нужно правильно дышать!
Логопед : Давайте веселиться! Устроим снежную вьюгу, подуем, сделаем ветер. Вдох делаем носом, выдох ртом, щеки не раздуваем, плечи опускаем.» (2 раза, а теперь сделаем 3 коротких вдоха носом и один плавный выдох ртом.
Вот так вьюга у нас получилась, сразу холодно стало! Ребята, давайте погреемся! Хотите?
Ответы детей : Да!
Подвижная игра с элементами логоритмики «Давайте, погреемся!» -играет фонограмма ушки мерзнут (растираем их 2 раза, ножки мерзнут (растираем их 2 раза, бровки мерзнут (растираем их 2 раза,ручки мерзнут (растираем их 2 раза) и т. п. Потом логопед намеренно путает детей :говорит одно указание, а движение показывает другое. Дети должны внимательно слушать и выполнять речевую команду. Например, показывает на логти, а растирает щечки и т. п.
Кошка Муся: (трек 4) Ой! Как с вами интересно, ребятки! Но мне пора бежать, кормить своих котят! Приезжайте к нам в деревню еще! До новых встреч!
Ответы детей : До свидания!
Логопед : Ребята, а мы с вами продолжим гулять по деревне и играть в интересные игры! Согласны?
Ответы детей : Да!
Логопед :Садитесь на стульчики и приготовьтесь играть в игру «Правда или неправда».
Правда, что когда котенок вырастет, то он станет кошкой?
Ответы детей : Да
Логопед :А правда, что когда жеребенок вырастет, то он станет свиньей?
Ответы детей нет : Нет.
Логопед : А кем он станет?
Ответы детей : Лошадью.
Логопед :Правда, что когда козленок вырастет, он станет козой?
Ответы детей : Да.
Логопед : А правда, что когда щенок вырастет, то он станет коровой?
Ответы детей : Нет.
Логопед : А кем он станет?
Ответы детей : Собакой.
Логопед : Молодцы рябята, вы хорошо знаете домашних животных и их детенышей!
А чтобы поиграть в следующую игру, нам надо, чтобы наши ушки были внимательными, а для этого надо их разбудить!
Самомассаж ушных раковин. Ушки непослушки, только у вреднюшки,а у хороших ребят ушки слушать хотят.
Опустили, потянули, вверх подняли, не уснули!
Д/и «Внимательные ушки» Логопед : Мы сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки».Я буду называть слова правильно и неправильно, когда я буду произносить слово правильно-вы будете ловить это слово, хлопая в ладошки, а когда я буду произносить слово неправильно-вы будете топать ногами. Даша, что ты сделаешь, когда услышишь правильное произношение слова?
Ответ ребенка: Хлопну в ладоши.
Логопед : Радмир, а что сделаешь ты, когда услышишь, что я говорю слово не правильно?
Ответ ребенка:Топну ногами.
Логопед : Начинаем играть! Коська, котька, кошка; "сябяка", "бабака", "собака", "кабака", "колева", "ковова", "колова" ," корова", "лосять", "восять", "уошадь", "лошадь".
На каждое слово дается реакция детей.
Логопед : Молодцы ребята, у вас очень внимательные ушки!
Ребята, а вы помните, что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?
Ответы детей : делать зарядку и заниматься физкультурой!
Логопед : Правильно!А еще очень полезно делать разминку! Давайте вспомним игру «Рыжий кот», встанем в круг и поиграем в нее!
Физминутка «Рыжий кот»
Рыжий котик потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел, и как будто бы пошел.
Туловищем он повертел и за столик тихо сел.
Логопед : И мы сейчас с вами сядем за столы и поиграем в игру «Длинное и короткое слово».
Д/и «Длинные и короткие слова»
Оборудование: Длинные и короткие сигнальные полоски, бумажные фишки.
Логопед :У каждого из вас лежат 2 полоски и фишки. Длинная полоска означает длинное слово, короткая полоска –короткое. Когда вы услышите длинное слово, то нужно положить фишку под длинную полоску, а когда услышите короткое слово, то положите фишку под короткую полоску. Ребята, у меня для вас есть подсказка, можно отхлопать слово в ладоши, если слово длинное, то получится два или больше хлопков, а если короткое, то один хлопок.
Приготовились? Начинаем?
Ответы детей : Да.
Логопед :Кот-собака, корова-бык,пес-лошадь.
Логопед : Молодцы!
У вас отлично получилось играть в эту игру! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. А как вы думаете, на чем мы туда поедем?
Ответы детей : На поезде.
Логопед : Правильно, на поезде!
Садитесь на ковер друг за другом, каждый в свой вагон. Поезд отправляется, давайте погудим все вместе. Сначала громко, а потом все тише и тише. Ту-Тууууууууу. (минусовка полька).
Ребята, что-то у нас замерзли окна в вагонах, давайте их отогреем, подышим на них вот-так -х-х-х-х, а теперь подуем, не раздувая щек, вот так- нужно сделать глубокий вдох носом и затем сделать длительный выдох ртом. Здорово, окна отогрелись! Давайте протрем их, сначала правой рукой-вот так, потом левой-вот-так, а теперь двумя сразу. Вот и виднеется наш детский сад. Давайте поприветствуем наш детский сад гудком сначала тихим голосом, а потом все громче и громче, увеличивая силу голоса. Вот так, Ту-туууууууууу.
Рефлексия. Логопед : Вот мы и в детском саду! (дети остаются сидеть в кругу с логопедом). Ребята, вам понравилось в деревне?
Ответы детей : Да!
Логопед : И мне понравилась! Давайте запишем в нашу книгу путешествий новую главу. Как мы ее назовем?
Ответы детей : Домашние животные
Логопед : Но для этого надо вспомнить, куда мы сегодня ездили.
Ответы детей : В деревню.
Логопед : А кто нас туда пригласил?
Ответы детей : Кошка Муся.
Логопед : А какой хороший поступок мы сегодня совершили?
Ответы детей : Нашли детенышей домашних животных.
Молодцы! Я вами горжусь! И жду вас в гости завтра!