Яшина Екатерина Андреевна
Конспект логопедического занятия с использованием устного народного творчества «Путешествие в тридевятое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Путешествие в тридевятое царство».
Вид занятия: подгрупповое занятие.
Структура дефекта: ФФНР. Дислалия. Сигматизм.
Возраст: подготовительная к школе группа.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.
Публикация «Конспект логопедического занятия с использованием устного народного творчества „Путешествие в тридевятое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Цель занятия: автоматизация правильного произношения звуков [с], [з], [ц] в слогах и словах на материале устного народного творчества.
Задачи занятия:
Коррекционно–образовательные задачи:
- уточнить правильную артикуляцию звуков [с], [з], [ц];
- упражнять в умении правильно и четко произносить звуки[с], [з], [ц]; в слогах и словах;
- развивать умение завершать предложения, подбирая слоги и слова, подходящие по смыслу.
Коррекционно–развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат и мелкую моторику;
- развивать творческое воображение.
Коррекционно–воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность и умение работать в коллективе.
Оборудование: презентация (с изображением персонажей: ворота (с открывающимися дверьми 2 шт., Вовка, Царь, Золотая рыбка, Василиса-Премудрая, Двое из ларца одинаковых с лица, кисточки, символы звуков, листочки с напечатанными контурами звуков[с], [з], [ц]; ларец, рисунок рыбки, камни «Марблс», копилка (стаканчик, фишки, листочек с напечатанными сундуками; конверт с письмом, фишки-монетки, карандаши, зеркала.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Вовка из тридевятого царства». Обсуждение мультфильма и его персонажей, поведения Вовки в различных ситуациях. Ответы на вопросы.
I. Организационный этап
1. Психологический настрой
Приветствие.
Упражнение «Какое сейчас время года?». Логопед: «Ребята, какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вот выпал первый снег и вам случайно попали снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы будете лепить снеговика (ставят снежные комы друг на друга). Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на занятии».
2. Мотивация, создание проблемной ситуации
Логопед: «К нам в садик пришло письмо, а от кого оно вы постарайтесь догадаться сами. Оно от мальчика, который отправился в путешествие в тридевятое царство. Кто это? Да, это он! Вовка написал нам письмо, давайте я его вам прочту: «Здравствуйте, дети детского сада «Дарование», пишет вам Вовка из тридевятого царства. Кроме вас мне никто не сможет помочь. Я очень хочу вернуться домой, к своим школьным друзьям, но не могу отсюда выйти…Для этого мне надо выполнить несколько заданий сказочных героев. Я один не справлюсь, так как ничего не знаю и не умею… Пожалуйста, помогите мне!»
Логопед: «Вовка попал в беду. Вы хотите ему помочь?
Не горюй, Вовка, то беда – не беда! Письмо попало в детский сад, в руки наших дошколят. Мы сейчас тебе поможем, горевать тебе негоже!».
2. Основной этап
1. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
1) Слайд 2 (ворота закрытые).
Логопед: «Перед нами ворота тридевятого царства. Но простым ключом мы их не откроем, так как они волшебные. Что бы они открылись, нам необходимо выполнить волшебную артикуляционную гимнастику. Садимся на стульчики и берем индивидуальные зеркала».
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой:
Если в сказку всем сердцем поверить
В мир волшебный откроются двери (широко открыть рот и раскрыть ладони)
Вы туда без труда попадете
На летучем большом корабле («Горка» + кулак)
Или с Бабой-Ягой на метле («Болтушка» + разжимать/сжимать кулаки)
А может верхом на коньке Горбунке («Лошадка» + хлопать по коленкам ладошками)
А еще на грибке-боровичке («Грибочек» + ладонь вертикально и сверху поставить вторую горизонтально)
Можно в сказку влететь на Жар-Птице («Качельки» + ладони вверх и вниз)
Или же с кроликом в норку спуститься
Где он с часами своими резвится («Часики» + ладони влево/вправо)
Можно въехать как слон на еже («Месим тесто» + кулаками стучать друг об друга)
Ой, мы, кажется, в сказке уже!
Логопед: «Выполнив с вами волшебную артикуляционную гимнастику, мы с вами смогли открыть ворота в сказку».Слайд 2 (ворота открыты).
2) Слайд 3 (Вовка).
Логопед: «А вот и Вовка нас встречает, заданья выполнить желает, чтобы домой скорей помчаться и в школе снова оказаться! Вовка так рад, что вы смогли прийти к нему на выручку и помочь ему пройти вместе с ним испытания сказочных героев!
В волшебном царстве мы гуляем и кого мы там встречаем?»
2. Звуковые дорожки
3) Слайд 4 (Царь)
Логопед: «Царь-государь сидит на троне, взором всё своим обводит, Вовку дальше не пускает, тунеядцем обзывает.
А кто знает, кто такой тунеядец? Верно, это человек, который не хочет ничем заниматься, по-другому лентяй и бездельник. Дети, а мы с вами тунеядцы? Конечно нет, мы с вами трудолюбивые ребята, мы трудиться не боимся! Верно!
Царь пропустит нас дальше, если мы выполним его задание. Нам нужно помочь ему покрасить забор. А делать мы будем это с помощью звуковых дорожек на звуки [с], [з], [ц] и волшебных кисточек для рисования.
Давайте вспомним положение органов артикуляции на эти звуки:
Какое самое основное упражнение мы с вами всегда делаем, когда работаем над этими звуками?
Давайте вспомним его «Киска спинку выгнула, зашипела, фыркнула» (губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубки, выгибаем спинку языка и проводим по ней зубками, будто гладим кошечку по спинке).
Помните, как правильно дышать при выполнении звуковых дорожек (делаем глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом). Давайте немного потренируемся.
Дыхательная гимнастика: «Звуковые дорожки»: берем кисточки и проводим ими по линиям на заборчике, произнося нужные звуки (хоровое и индивид. ; громко-тихо).
А теперь перевернули все заборчики, смотрите, какая красота у нас получилась. Какие вы молодцы, на славу постарались. Угодили мы царю, он нас дальше отпускает и удачи вам желает!
4) Логопед: «В волшебном царстве мы гуляем и кого мы там встречаем?».
Слайд 5 (рыбка).
«Рыбка золотая, чешуей сверкает, плавает, ныряет, Вовку дальше не пускает. Рыбка нас пропустит, если мы выполним ее задание. Когда старик свой невод забросил в море…а что такое невод, кто знает? Верно! Это большая рыболовная сеть. Так вот, когда дед забросил в третий раз невод в море и вытащил рыбку, ее красивая чешуя запачкалась и совсем не блестит. И рыбка просит нас помочь ее почистить, чтобы она вновь засияла как раньше. А помогать мы ей будем с помощью игры «Подбери рифму».
3. Игра «Подбери рифму» с применением камней «Марблс».
Вам сейчас нужно будет назвать слог, чтобы он подходил по рифме к строчке (звуки [c] и [з] произносим протяжно, как на звуковых дорожках, кто называет слог, тот приклеивает чешуйку рыбке на брюшко – кладет камушки «Марблс»):
- На траве блестит роса, нам пропели струйки – СА СА-СА-СА-СА-СА.
- Пьет жучок в саду росу, произносим слоги – СУ СУ-СУ-СУ-СУ-СУ.
- Вышло солнце, нет росы, повторяем слоги – СЫ СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ.
- Где-то сдулось колесо, пропоет оно нам – СО СО-СО-СО-СО-СО.
- Будет в доме жить лиса, произносим слоги – СА СА-СА-СА-СА-СА.
- Закрывай скорей глаза, комары звенят нам – ЗА ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗА.
- Вьются сверху и внизу и звенят все громче – ЗУ ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ.
- Мы уселись на возы, уезжая, слышим – ЗЫ ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ.
- День рождения у козы, произносим слоги – ЗЫ ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ.
- Принесла шары коза, и пропела громко – ЗА ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗА.
- Очень нравится птенцу, пень на воле звонко – ЦУ ЦУ-ЦУ-ЦУ-ЦУ-ЦУ.
- Птицы, сидя на крыльце, распевают звонко – ЦЕ ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ.
- Скоро вырастут птенцы, пропоют нам дружно – ЦЫ ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ.
- Опустело вдруг крыльцо, раздается звонко – ЦО ЦО-ЦО-ЦО-ЦО-ЦО.
- На лугу стоит овца, произносим слоги – ЦА ЦА-ЦА-ЦА-ЦА-ЦА.
Какая теперь рыбка красивая стала, чешуя у нее теперь блестит и сверкает. Спасибо рыбка говорит и дальше путь держать велит.
5) «В волшебном царстве мы гуляем и кого мы там встречаем?»
Слайд 6 (Василисы-Премудрые).
4. Игра «Доскажи словечко»
Логопед: «Василисы-Премудрые нас зовут, по обмену премудростями нас уже ждут. Они нас пропустят, если мы поделимся с ними интересными знаниями. А делиться мы будем ими с помощью игры «Доскажи словечко» (кто называет слово, тот кладет свою премудрость в копилку к Василисам-Премудрым).
Садимся на стульчики и раздаю по 3 алмаза каждому ребенку
- Серый волк в густом лесу, встретил рыжую – ЛИСУ.
- Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не – КИСКА.
- Заправляю сам кроватку, быстро делаю – ЗАРЯДКУ.
- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался – ЗАЙКА.
- Села мышка в уголок, съела бублика – КУСОК.
- Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста – МИСКА.
- Помогать я маме буду, быстро вымою – ПОСУДУ.
- Для птенцов и для зверят, тоже нужен детский – САД.
- Кря-кря-кря-кричат утята, цып-цып-цып-кричат – ЦЫПЛЯТА.
- Две разноцветные курицы, бегают по – УЛИЦЕ.
- Из соседнего колодца, целый день водица – ЛЬЕТСЯ.
- Купили каракатице кружевное – ПЛАТЬИЦЕ.
- Вазу мы наполним сами, разноцветными – ЦВЕТАМИ.
- Долго в парке мы гуляли, мы там листья – СОБИРАЛИ.
- Мы цветы поставим сразу, в эту голубую – ВАЗУ.
- Пес совсем от солнца сник, даже высунул – ЯЗЫК.
«Василисам понравилась наша игра и дальше в путь идти нам пора.
Давайте с вами отдохнем и дальше в путь опять пойдем!
6) «В волшебном царстве мы гуляем и кого мы там встречаем?»
Слайд 7 (Двое из ларца). Выполнять стоя.
«Двое из ларца - одинаковых с лица, Вовке всё они мешают, за него все выполняют. Они нас пропустят если мы их немного развеселим, а то они устали уже в ларце сидеть. А развлекать мы их будем с помощью игры «Кто внимательнее» (если услышите звук [c] - хлопайте в ладошки, если услышите звук [з] - то показывайте комарика, а если звук [ц] - то топайте ножками: Сани, камыши, лук, Цапля, ракета, Завод, карта, муСор, лопата, Целый, шахматы, пуСтыня, лодка, куЗов.
Вот мы и развлекли братьев. Двое из ларца нам спасибо сказали и до свидания нам помахали.
Вот и дошли мы до выхода из нашего тридевятого королевства. Помогли мы Вовке все испытания пройти. Вот и прощаться время настало, но Вовке грустно стало… Ему так не хочется уходить от таких хороших ребят, которые помогали ему пройти весь этот нелегкий путь и стали ему близкими друзьями.
А давайте ребятки подарим Вовке подарки, чтобы он не грустил. Дарить мы ему будем волшебные рисунки. Сейчас включаем всю свою фантазию и воображение. Подумайте, какой сказочный герой вам нравится больше всех, и нарисуйте его.
Но прежде, чем начать, нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать, будем сказки называть: Три медведя, Теремок, Колобок-румяный бок, Репку мы не забываем, знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад!
Проходим за столы. Помощь по необходимости.
Вывешиваем рисунки на доску.
Ребята, посмотрите, какие у вас рисунки получились! Просто шедевры!
III. Итог занятия
Логопед: «Вовке очень понравились ваши подарки, он передает вам большое спасибо за вашу помощь в прохождении испытаний, он вас никогда не забудет и будет часто вспоминать, смотря на эти рисунки! Вовка с нами прощается и отправляется на встречу со своими школьными друзьями.
Понравилось вам помогать Вовке? Вы сегодня были большие молодцы! Вы отзывчивые, трудолюбивые, помогли Вовке пройти все испытания. Подарили ему невероятные, просто необычайной красоты рисунки. Благодаря вашему примеру, он станет более усидчивым, старательным и ответственным.
Рефлексия
1) рефлексия содержания учебного материала
- Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить? (звуки [с], [з], [ц]).
А теперь посмотрим, кто был самым внимательным и запомнил расположение органов артикуляции при произношении этих звуков? (губы в улыбке, язык за нижними передними зубами, зубы сомкнуты).
2) рефлексия настроения и эмоционального состояния (карточки-символы настроения)
- Ребята, посмотрите, здесь у меня лежат карточки-символы. Если у вас не возникло трудностей в прохождении сегодняшних испытаний, то берем себе «солнышко», а если были какие-либо сложности при выполнении некоторых испытаний или у вас может что-то не получилось, берем себе «солнышко, закрытое тучкой». Опросить детей кто взял солнышко: какое испытание понравилось больше всех? Кто взял солнышко, закрытое тучкой: что у тебя не получилось? где у тебя возникли трудности? что сделаешь в следующий раз, чтобы у тебя все получилось?
Психологический настрой на завершение занятия. Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться, чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять!