Татьяна Ястребова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Посуда для Федоры», разработанного на основе технологии «Интеллект-карта»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе комбинированной направленности на тему «Посуда для Федоры»
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Посуда для Федоры“, разработанного на основе технологии „Интеллект-карта“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- Темочки
Подготовила : учитель- логопед Ястребова Т. А.
г. Зима,2023 г.
Цель: создание условий для развития лексико- грамматического строя речи по теме «Посуда».
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять и расширять представления о посуде, её назначении и материалах из которых она изготовлена.
2. Упражнять:
- в образовании существительных во множественном числе со словом «много»;
- в образовании имен существительных родительного падежа единственного числа без предлога и с предлогом У;
- в правильном образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением через игровое упражнение «Волшебный клубок».
3. Расширять и обогащать словарь по теме «Посуда».
II. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать у детей:
- речевую активность, диалогическую речь через вопросы – ответы в беседе.
- зрительное и слуховое внимание;
- мышление, коммуникативные способности.
2. Осуществлять контроль над автоматизацией поставленных звуков в речи.
III. Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности.
2. Воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде.
Материалы и оборудование
Для педагога:
1. Предметные картинки по теме «Посуда»
2. Карта приветствия.
3. Клубок ниток.
4. Картинки посуды из разных материалов.
5. Конверты с заданиями.
6. Мультимедийное оборудование.
7. Музыкальный проигрыватель.
8. Корзина.
Для детей
1. Конверты с картинками для составления интеллект- карты.
2. Чистый лист для составления интеллект- карты.
Предварительная работа:
1. Рассматривание сюжетных картинок с изображением кухни и предметов посуды.
2. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чего не стало», «Один- много», «Путаница», «Из чего сделано» «Из чего делают посуду?», «Третий лишний», «Что забыл нарисовать художник?», «Парные картинки», «Что в чём?», «Какая это посуда?»,«Вспомни и назови», «Найди такой-же?» .
3. Разучивание пальчиковых гимнастик «Моем посуду», «Зелёная миска», «Машина каша», «Мамины помощники».
4. Разучивание физминуток «Чайник», «Посуда».
5. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и журавль», русская народная сказка «Лиса и кувшин», К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха- Цокотуха», Братья Гримм «Горшочек каши».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал под музыку
Логопед : Здравствуйте ребята! Посмотрите на карту и вы сразу поймете для чего я вас сегодня пригласила. (Логопед показывает карту приветствия)
Дети: Чтобы узнать много нового и интересного.
Логопед : А для этого нам что необходимо? (Хорошее настроение)
Правильно, нам нужно хорошее настроение. Улыбнитесь, подарите улыбки мне и своим друзьям. (В зал под музыку забегает Федора)
2. Сообщение темы занятия.
Федора : Ребята, у меня случилось большое горе, от меня убежала вся посуда, Вы не видели ее?
Дети: Нет.
Федора : Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти мою посуду?
Логопед : Ребята, а вы хотели бы помочь Федоре найти её посуду?
Дети: Да.
Логопед : Ребята, а как мы можем помочь Федоре? (В зале на полу нарисованы тропинки)
Дети: Мы можем отправиться по дорожкам и поискать посуду.
Логопед : Тогда я предлагаю нам с Федорой разделиться. Федора, по какой тропинке вы хотите пойти (Федора выбирает себе тропинку)
Логопед : Хорошо, тогда ты Федора иди по той дороге (Федора уходит из зала)
Логопед : Ребята, как вы думаете, почему от Федоры убежала вся посуда?
Дети: она ничего не знала о посуде и не ухаживала а ней.
Логопед : Я предлагаю вам найти посуду и составить для Федоры умную карту, глядя на которую она сможет узнать для чего нужна посуда и как за ней ухаживать.
Логопед : Вы хотите составить такую карту?
Дети: Да
Логопед : У меня есть чистый лист. Как вы думаете, чистый лист поможет Федоре запомнить всё о посуде? (логопед показывает чистый лист)
Дети: Нет
Логопед : Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы из чистого листа получилась карта о посуде?
Дети: Нужно приклеить или нарисовать картинки.
Логопед : Правильно, молодцы!
Логопед : Ребята, предлагаю вам взять корзину и отправиться на поиски посуды.
Логопед и дети идут по тропинке и находят тарелку рядом с которыми, лежит конверт с заданием
Логопед : Ребята посмотрите, здесь есть конверт, вы хотите чтобы я его открыла?
Дети: Да.
Логопед : Ребята здесь написано, что посуду можно забрать, только если мы выполним задание. Хотите его выполнить?
Дети : Да.
Логопед : Задание называется «Исправь ошибки». Вы внимательно слушайте, и если услышите какую- то ошибку, сразу поднимайте руку, чтобы её исправить. Не выкрикиваем. Договорились?
Дети : Да
Логопед : Ну тогда начнём. Здесь написано, что суп едят вилкой
В кастрюли жарят мясо
Ножом едят котлеты
Со сковороды пьют чай
Из кружки едят суп
В ложке варят компот
Логопед : Правильно ребята, Молодцы! Исправили все ошибки, теперь можем забрать тарелки (Дети поднимают тарелки, и находят там картинки, забирают тарелки и кладут в корзину)
Логопед : Ребята, посмотрите здесь есть картинки, предлагаю вам их взять с собой, думаю они нам пригодятся.
Логопед : Ну что ребята пойдемте дальше?
Дети: Да (Идут по тропинке и находят кастрюлю, рядом с которой конверт)
Логопед : Ребята посмотрите что это?
Дети: Кастрюля.
Логопед : Рядом с кастрюлей есть конверт и клубок, сейчас я открою конверт и мы поймем для чего нам нужен мяч.
Логопед : В письме написано, что этот мяч не простой, он всё превращает в маленькое. Вспомните, как мы называем маленькие предметы?
Дети: Мы называем маленькие предметы- ласково
Логопед : Правильно. Я буду называть большой предмет и передавать вам мяч, а вы будете называете этот предмет ласково и передавать его мне.
Например: ложка- ложечка, если вы все ответите правильно, тогда мы сможем забрать кастрюлю. Готовы?
Дети: Да
(Логопед по очереди передает мяч каждому ребёнку, называя слова)
Чашка-
Кастрюля-
Нож-
кружка-
Вилка-
Сковорода-
Чайник-
Лопатка-
Крышка-
Логопед : Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Можете забирать кастрюлю. (Дети поднимают кастрюлю, и находят там картинки забирают её и кладут в корзину)
Логопед : Ребята, посмотрите здесь тоже есть картинки, Заберём их?
Дети: Да
Логопед : Ну что ребята пойдемте дальше?
Дети и логопед находят кружку, рядом с которой лежит конверт)
Логопед : Ребята посмотрите что это?
Дети: Это кружка.
Логопед : Посмотрите в конверте ещё одно задание. На картинках изображены предметы посуды, которые убежали от Федоры, вам нужно сказать чего не стало у Федоры, я буду показывать вам картинки, а вы говорить «У Федоры нет ….»(кружки, ножа, ложки, вилки, чашки, кастрюли, сковороды)
Логопед : - Молодцы!
Логопед : Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Можете забирать кружку. (Дети поднимают кружку и находят под ней картинки. Кладут кружку в корзину.)
Логопед : Ну что ребята, будем продолжать наши поиски посуды (Идут по тропинке и находят сковороду, рядом с которой конверт с заданием)
Логопед : Ребята посмотрите что это?
Дети: Сковорода.
Логопед : Ребята, посмотрите в конверте ещё одно задание. В этом конверте разрезные картинки с изображением разной посуды, вы хотите их собрать?
Дети: Да.
Логопед : Тогда нужно разделиться по 2 человека и присесть за стол.
(Дети собирают картинки с изображением посуды из разных материалов)
Логопед : Молодцы, правильно собрали картинки.
Логопед : Ребята, посмотрите из чего сделана посуда, которая у вас изображена на картинке? Предлагаю вам по-очереди ответить.
(Дети называют из чего сделана их посуда и как она называется)
Дети:
Посуда сделана из стекла – она называется стеклянная.
Посуда сделана из дерева - называется деревянная.
Посуда сделана из железа – называется железная.
Посуда сделана из пластмассы – называется пластмассовая.
Логопед : Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Можете забирать сковороду. (Дети поднимают сковороду и находят там картинки, кладут сковороду в корзину)
Логопед : Ребята, здесь тоже есть картинки, заберём их?
Дети: Да
Логопед : Ну что ребята, мы нашли всю посуду, которая убежала от Федоры и картинки, которые мы сможем приклеить на наш чистый лист, по которому станет понятно, как нужно ухаживать за посудой и зачем она нужна. Логопед : Предлагаю вам приступить к изготовлению карты, но перед этим нам нужно размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Моем посуду».
Посуду моет наш Антошка.
Потирают ладошки друг о друга
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран.
Выполняют имитирующее движение.
Дети совместно с логопедом изготавливают карту для Федоры.
Логопед : Ребята, посмотрите какая умная карта у нас получилась, глядя на неё Федора ничего не забудет.
В зал вбегает грустная Федора
Федора : Ребята, я весь город обошла и ни где не нашла свою посуду.
Логопед : А мы с ребятами нашли всю твою посуду и собрали её в корзину. Ушла она от тебя не просто так, а потому что ты за ней совсем не ухаживала и ничего о ней не знала. Просто так мы тебе её с ребятами не отдадим. Ребята для тебя изготовили карту, с помощью которой ты узнаешь много нового о посуде и научишься за ней ухаживать.
Логопед : Ребята Вы хотите рассказать Федоре о посуде?
Дети :Да
Дети рассказывают по карте правила хранения, ухода за посудой, её назначении и материалах из которых она изготовлена.
Федора : Я всё поняла, теперь я всё знаю о посуде и буду за ней ухаживать.
Логопед : Ну что ребята, отдадим Федоре посуду?
Дети: Да
Логопед : Держи Федора свою посуду и карту, которую сделали ребята.
Федора : Спасибо ребята, я пойду помою свою посуду и составлю её на полки. До свидания.
Дети отдают Федоре посуду и карту, Федора уходит из зала
Логопед : Как вы думаете, мы помогли Федоре узнать много нового о посуде? А как мы ей помогали? А что вам понравилось больше всего? Ребята, мы сегодня такие молодцы, помогли Федоре узнать много нового и полезного. Ребята в нашей библиотеке есть книга про Федору, пойдёмте её найдём.