Елена Второва
Конспект подгруппового коррекционного занятия «Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков [с-ш] в фразовой речи, повтор в слогах и словах.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные :
-учить различать звуки с-ш на слух и в произношении;
-закреплять умения различать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
-учить определять позицию звуков в слове;
-закреплять навыки согласования прилагательных с существительными;
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Коррекционно-развивающие :
-развивать связную речь;
-развивать звуко-слоговой анализ слов, речевой слух,все виды восприятия;
-развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;
-развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-уточнить представлении об артикуляционном укладе звуков с-ш;
Коррекционно-воспитательные :
-воспитывать самоконтроль за речью.
-воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность;
-формировать умение красиво и правильно говорить;
Виды детской деятельности, лежащей в основе организации занятия : коммуникативная
Форма организации: подгрупповая.
Материал и оборудование: картинки двух зайчиков, картинки с изображением машины, самолёта, сливы, груши, рубашки, сарафана, шкафа, стула, стакана, чашки, кошки, свиньи, совы, кукушки. сушки, мяч.
Предварительная деятельность с ребё нком: постановка звуков [с-ш], автоматизация изолированного звука [с-ш], автоматизация звука [с-ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, автоматизация звука [с-ш] в начале, в конце, середине слова.
П-шланируемый результат: соблюдают правильную артикуляцию звуков [с-ш]; формируются функции контроля за речью; выделяют из ряда слов слово с заданным звуком; дифференцируют звуки в речи.
Этапы занятия Деятельность учителя -логопеда Деятельность детей
1 часть вводная Цель: Создать у детей положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Организационный момент. Приход гостей и сообщение темы занятия. -Здравствуйте, ребята!
-Я сегодня шла на работу и встретила двух зайчат. Их зовут Степашка и Шустрик. Они передали вам загадки и попросили их отгадать, а еще они обещали пригласить нас в путешествие. Дети садятся за логопедический стол.
Мотивация детей на предстоящую деятельность. Отгадывание загадок.
Артикуляционный уклад звуков [с-ш]. -Послушайте первую загадку.
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён, но добродушен,
Потому что это….
-Правильно слон! А какой первый звук в этом слове?
-Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
-Послушайте другую загадку.
Сижу верхом
Не ведая на ком.
Правильно, шапка, а какой первый звук в этом слове?
-Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [ш]?
-Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки, зайчата теперь обязательно с нами попутешествуют.
-Послушайте о них рассказ.
Слон.
Звук [с].
Когда мы произносим звук [с] губы улыбаются, между зубами небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.
Шапка.
Звук [ш].
Губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью, язык поднят вверх, к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхнем коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.
2 часть основная Цель: Закрепить умение произносить звуки [с-ш] в слогах, словах, словосочетаниях,предложениях.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми.
Развитие подвижности артикуляционного
аппарата,совершенствование артикуляционной моторики. -Жили были два зайчонка, Степашка и Шустрик. Они были очень весёлыми и выглядывали в окошечко. Зайчата были сладкоежками и любили пить чай из своих любимых чашечек.
-И обязательно с вкусным вареньем.
-Зайчата любили качаться на качелях.
-И перед сном обязательно чистили зубки.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. «Лопаточка»-рот открыт. Язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка»-рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
«Вкусное варенье»-улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
«Качели»-улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз»-отпустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два»-поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
«Почистим зубы»-рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику.
Изолированное произношение звуков [c-ш].
- Зайчата приглашают нас на прогулку, Закройте глазки и представьте, что мы в лесу, где живут зайчата. Откройте глазки, покажите, какие там большие деревья.
Подул тёплый ветерок, ш-ш-ш-ш, зашелестели листья.
-Подул холодный ветер, закачались сосны, с-с-с-с.
-Давайте вспомним, как шумела листва от теплого ветерка.
-Как подул холодный ветер?
-Итак, какие звуки сегодня мы будем повторять?
Дети поднимают руки вверх.
Дети шевелят пальчиками и повторяют звук ш-ш-ш-ш.
Дети покачивают и машут руками, повторяют звук с-с-с-с.
Ш-ш-ш-ш.
С-с-с-с.
Звуки [с-ш].
Проговаривание слогов и слоговых рядов.
Дидактическая игра, «Скажи наоборот». -Давай послушаем, о чём шепчутся зайчата на полянке.
-Я проговариваю цепочку слогов, ребята повторяют.
-Са-са-ша
-Шо-шо-со
-Сы-ши-ши
-Ше-ше-се
-Су-шу-су
-А теперь поиграем с зайчатами в игру «Скажи наоборот».
-Я дарю вам слог со звуком [с], а кто получит мяч, должен вернуть его со звуком [ш].
-Са
-Со
-Ас
-Ос
-А теперь поиграем со словами.
-Сайка
-Стуки
-Стык
-Сутки
-Маска
-Кашка
-Басня
Дети повторяют слоговые цепочки.
-Ша
-Шо
-Аш
-Ош
-Шайка
-Штуки
-Штык
-Шутки
-Машка
-Каска
-Башня
Развитие фонематического слуха. -В лесу, за деревцем, спрятались звуки, вы должны их отгадать. Хлопните в ладоши, если слышите слова со звуком [с].
-Салат, шапка, салют, песок, сумка, рубашка, сыр, шило.
-А теперь хлопните, если услышите слова со звуком [ш].
-Шум, сон, шутка, суп, шапка, салфетка, шило, сушка. шляпа, стекло, шмель.
Дети хлопают в ладоши в зависимости от названного звука.
Динамическая пауза - Вы наверное устали. Давайте поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали
Друг дружку повстречали
Так друг дружку обнимали,
Что мы ели их разняли Дети встают, проговаривают текст и выполняют движения в соответствии с текстом.
Определение позиции звука в словах. -Вышли зайчата на полянку и нашли коробку с картинками. Чтобы никого не обидеть, решили картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмёт себе Степашка?
-А картинки с каким звуком возьмёт шустрик?
-Давайте поможем зайчатам определить позицию звуков в словах.
Ребята, а нам не встретились слова, чтобы звуки [с] и [ш] стояли в конце слова. Придумайте такие слова.
-Но играть вместе интереснее, поэтому зайчата стали раскладывать картинки парами. Давайте поможем им это сделать.
-Со звуком [с].
-Со звуком [ш].
-Дети называют картинки, определяя в них наличие звуков [с] или [ш]. И определяя позицию звуков. Начало, середина, конец.
Дети называют слова со звуками [с] и [ш] в конце слова.
-Душ, малыш, мышь, поднос, насос, пылесос.
Работа с уровнем обобщений. Перед детьми раскладываю картинки: машина, слива, рубашка, шкаф, стакан, кошка, сова, самолёт, груша, сарафан, стул, чашка, свинья, кукушка.
Дети раскалывают картинки парами, называя их и, отвечая на мой вопрос:
Что это? Или кто это?
Дети дают каждой паре слов обобщающее понятие :
Транспорт, фрукты и т. д
Машина-самолёт
Слива-груша
Рубашка-сарафан
Шкаф-стул
Стакан-чашка
Кошка-свинья
Сова-кукушка
Дидактическая игра «Что изменилось».Развитие зрительного внимания. Отвлеклись зайчата, а проказник – ветер взял и перевернул некоторые картинки. Я переворачиваю один столбик картинок.
Рядом с машиной нет чего?
-Рядом с кошкой нет кого?
-Самолёта.
-Свиньи.
Правильно названные картинки переворачиваются. Таким образом восстанавливаются все пары.
Составление словосочетаний. -А теперь зайчата, наши выдумщики, решили поиграть с картинками. Придумайте признак к каждому слову. Слива какая? и т. д
Овальная, синяя, вкусная…
Составление предложений по картинкам. -А ещё зайчата любят придумывать предложения. Давайте им поможем составить предложения, не забывая правильно произносить звуки [с] и [ш]. Ребята составляют предложения, используя картинки. Например: я налила чай в стакан. По дороге едет машина.
Игра «Четвёртый лишний». Зайчата предлагают тебе поиграть в игру «Четвёртый лишний». Найди в каждом ряду лишнюю картинку и объясни выбор. Детям предлагаются ряды картинок.
Помидор, огурец, вишня, капуста
-Белка, заяц, ёж, кошка
-Стол, стул, поднос, кровать
-Собака, лиса, барсук, белка
Ребёнок находит в каждом ряду лишнюю картинку и объясняет свой выбор.
Работа с чистоговорками. -А теперь поиграем игру «Смешилки». Зайчата наши шутники и придумывают смешные предложения. Найдите и исправьте ошибки.
-Я читаю предложения.
Наша мышка поймала кошку.
Ландыши нашли Наташу.
Суп ест Сашу.
Бусы носят Соню.
Пора зайчатам возвращаться домой, а чтобы им было не скучно, давайте вместе с ними повторим чистоговорки.
Ша-ша-ша мы шагаем не спеша.
Са-са-са голубые небеса.
Ши-ши-ши наши зайки хороши.
Ошка-ошка-ошка мама смотрит нам в окошко.
Дети озвучивают исправленные предложения.
Дети повторяют чистоговорки.
3 часть – заключительная. Цель: выход из деятельности, уход детей в группу.
Анализ выполнения заданий -Мама встретила зайчат. Каждого зайчонка гладит по голове и ласково говорит (я говорю слова одному из зайчат, ребёнок эти же слова повторяет другому).
Послушный, смешной, шустрый, пушистый.
Пора прощаться с зайчатами. А какие звуки помогали нам сегодня путешествовать с зайчатами?
-Чему мы сегодня учились на занятии? .
-Звуки [с] и [ш].
-Чётко и правильно произносить звуки [c] и [ш] и различать их на слух.
Создание у ребёнка ситуации успеха, поддержание интереса к последующим индивидуальным занятиям. На сегодня наше занятие окончено, а зайчата хотят вас угостить сушками. Дети берут сушки и идут в группу.