Наталья Федорищева
Конспект занятия по экспериментированию «Эта удивительная сода»
Эта удивительная сода
Цель: изучить свойства пищевой соды.
Задачи: найти информацию о пищевой соде и способах её получения;
- выяснить области её применения;
- исследовать свойства пищевой соды;
- проанализировать полученные результаты
- доказать, что вокруг нас можно найти много интересного и необычного, доступного для наблюдения и изучения.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, безопасность, коммуникация, здоровье, труд.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Эта удивительная сода“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: закрепить знания детей о свойствах соды;
учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
организовать познание детей через самостоятельный поиск;
активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы.
Практические: формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Оборудование и материалы: халаты, шапочки на каждого ребенка, ложки, прозрачные стаканы, воздушные шары по количеству детей, подносы, влажные салфетки, вода, краски, планшеты для рисования содой, пипетки для рисования,
Технические средства: мультимедийный экран, компьютер.
Ход занятия:
Организационный момент: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!
Педагог: Ребята хотите узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
Дети: Да
Педагог: А для этого я вам предлагаю отгадать загадку. Загадка спрятана в конверте вам его надо найти. И я предлагаю вам самим ее прочитать.
1. Что за чудо порошок
2. Белый словно снег
3. Помогает он в быту и даже в медицине.
Дети в поиске конверта. Педагог дает подсказки, где может быть спрятана загадка. Найдя первый конверт, дети его читают.
Дети: Сода.
Молодцы! Вы правильно отгадали мою загадку.
Педагог: Давайте узнаем, что такое сода?
Сода-гидрокарбонат натрия NaHCO3, кислая соль угольной кислоты, белый кристаллический порошок, используется в медицине и кулинарии.
Подведё м итог:
Дети:
• это белый порошок
• Без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный
• Хорошо растворима в воде
Педагог: Ребята, а вы знаете, где и как добывали соду? Соду извлекали из месторождений в виде минералов и добывали из содовых озер путем управления воды.
В России отсутствуют месторождения, которые пригодны для промышленной добычи соды. В России крупнейшим производителем пищевой соды является Стерлитамакский завод «Башкирская содовая компания». Именно эту соду в желто-красных пачках мы и видим на прилавках российских магазинов.
Педагог: Благодаря своим способностям хорошо растворяться в воде, а также вступать во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение :
Дети:
• при выпечки различных изделий
• в медицине для приготовления антибиотиков
• в производстве стекла
• лаков, красок
Педагог: Ну, вот ребята теперь, мы с вами знаем что такое-сода, что это белый порошок без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный, хорошо растворима в воде; места ее зарождения, сода находит применение.
Мотивационно - побудительный момент:
Педагог: Дети вы знаете, кто работает в лаборатории?
Дети: Ученые.
- А чем они занимаются ученые?
Дети: Проводят опыты, делают открытия и т. д.
- Хотите стать учеными?
Дети: Да
- Сегодня мы с вами превратимся в ученых, поработаем в лаборатории и попробуем сделать открытие.
- Вы знаете, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Не шуметь, быть аккуратными и внимательными, и соблюдать технику безопасности.
Педагог: Ну, что я предлагаю приступить к исследованию соды.
Проблемно – поисковая деятельность:
1. Опыт «Кипящее озеро»
Нам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Добавим в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит.
Вывод: Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так, как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.
2. Опыт. «Надуваем шар»
Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.
Вывод: пищевая сода и кислота, вступая в реакцию при их соединении, выделяют углекислый газ, который и надувают шарик.
3. Опыт «Разноцветный вулкан»
И так, для опыта нам понадобятся:
Сода пищевая 5 столовых ложек.
Кислота лимонная 5 столовых ложек. Вы можете взять любое количество, главное соблюдать соотношение 1:1.
Красители пищевые или вода, подкрашенная акварельными красками
(гуашью).
Емкости с водой, ложки, поднос.
4. Опыт. «Рисование на соде»
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.
Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.
Итог: Все дети подходят к воспитателю.
Педагог: Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли ученых. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? Что вам больше всего запомнилось?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А еще мы познакомились с веществом – пищевой содой. Наши опыты показали, что сода взаимодействует с различными веществами, мы увидели, что с ней происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу вручить медаль «За любознательность». Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо большое.