Кристина Калугина
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Невидимка-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представления о воздухе и его свойствах.
Программное содержание:
1. Образовательные.
1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3) Активизировать речевую деятельность детей.
2. Развивающие.
1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2) Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, развивать экологическое сознание детей;
3. Воспитательные.
1) Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
2) Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться прислушиваться к мнению друг друга.
3) воспитывать культуру общения
4) Воспитывать чувство ответственности за всё живое на Земле.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, картинки, изображение планеты Земля, баночки с запахом апельсина клеёнки, фартуки, целлофан.
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться прислушиваться к мнению друг друга.
Дети заходят в группу, встают полукругом
Воспитатель:
«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку «Здравствуй!»- и улыбнется он в ответ
И не пойдет сегодня он в аптеку
И жить он будет много, много лет!
Ребята, давайте поздороваемся с гостями, подарим им си улыбки и пожелаем им здоровья.
(видеозвонок)
Здравствуйте, ребята! Я ваш друг Незнайка, мои друзья загадали мне загадку, а я не знаю ответа. Помогите мне, пожалуйста.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. (Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.)
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. Давайте наденем шапочки на головы и халаты. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.
Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»
Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)
Вывод: человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)
Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).
Вывод: воздух бесцветный.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит).
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)
Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?
Дети: Идёт пар.
Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!
Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.
Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчё нными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)
Вывод: Воздух переносит запахи
Физ. минутка «Воздух».
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого –пречистого воздуха найду (потирают руки)
Если вместе с папой в горы я пойду (тянется вверх на носочках)
Самого полезного воздуха найду! (фонарики)
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).
Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)
Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)
Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: итак, мы сегодня провели множество опытов. У меня есть коробочка открытий, мы сейчас вспомним свойства воздуха, они изображены на карточках и предметы необходимые для опытов. (работа в парах) И эту коробочку отправим Незнайке. У вас на столах есть красные и зелёные круги. Зелёные поднимаем кому понравилось сегодня в лаборатории проводить опыты, красный нет.
Воспитатель: какая работа в лаборатории вам показалась самой интересной?
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
С миром красочным, волшебным
Нам пора прощаться.
С лаборатории в детсад
Пора нам возвращаться.