татьяна доронина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Что тонет, а что плавает»
▼ Скачать + Заказать документы
Что тонет, а что плавает
задачи:
- Закрепить знания детей о свойствах предметов, а именно о том, что деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут; дать знания о том, что предметы, наполненные воздухом, плавают в воде -Учить узнавать и отличать дерево, резину, пластмасс, железо, камень.
- Воспитывать любознательность детей, инициативу, сообразительность.
- Пополнить словарный запас: пластмасса, железо, резина.
- Доставить детям радость.
Материал к занятию
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• Дидактический стол с двумя ванночками, наполненными водой.
• деревянные предметы, (деревянный кубик,)
• пластмассовые предметы (пластмассовый кубик, футляры от киндер сюрприза)
• железные предметы, (железная ложка, скрепки, баночки с крышкой на каждого ребенка,
• резиновые предметы (мяч, воздушный шарик, резиновая утка и утята)
• камень
Ход занятия
Воспитатель привлекает внимание детей звуками «Кря-кря-кря-кря».
Дети оборачиваются.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
Дети: Уточка!
Утка: Здравствуйте, детки!
Дети: Здравствуйте!
Утка: Я пришла, ребята, чтобы пригласить вас к себе в гости! А вы знаете, где я
живу?
Дети: В пруду!
Утка: Сегодня у меня важный день! Я буду учить своих деток плавать! Хотите
посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель приглашает детей к столу. На нем пруд (таз с водой) там же резиновые утята.
Утка: Ну что ж, детки, пришло время учиться плавать, а ребятки посмотрят и помогут!
Как не заметно дни летят,
И вместо крохотных утят,
Отважных маленьких малюток,
Мы видим важных белых уток.
Эти утки даже кря
Никому не скажут зря!
Воспитатель по очереди опускает утят в воду
Воспитатель: Смотрите, ребята, какие они молодцы! Стараются, плавают и не тонут! А как вы думаете, если я брошу в воду этот кубик он буде плавать или утонет? (бросает в воду пластмассовый кубик)
Дети: Он плавает!
Воспитатель: Как вы думаете, почему он не тонет? Он пластмассовый, а внутри воздух, поэтому он очень легкий, (дает детям по очереди потрогать кубик)
Воспитатель: А теперь посмотрите, что я вам покажу. (показывает камень)
Потрогайте, он шершавый и холодный (дает потрогать детям) и серый. Как вы думаете, он утонет?
Дети: ?
Бросает в воду, камень тонет.
Воспитатель: Камушек тяжелый вот и утонул и у него внутри не воздуха как у кубика. Посмотрите, что с нашим камушком случилось? (достает камень из воды дает детям потрогать). Он стал черным и гладким.
Утка: Как интересно!
Воспитатель: Скажите, а это что (показывает деревянный кубик)
Дети: Кубик
Воспитатель: А какой он, потрогайте?
Дети: Деревянный!
Воспитатель: Конечно! Как вы думаете, он утонет?
Дети: ?
Опускает в воду кубик. Он плавает.
Воспитатель: Дерево умеет держаться на воде, наверно, поэтому из него строят лодки и корабли!
Утка: Ребятки, посмотрите, что я недавно нашла на дне пруда! Что это?
Воспитатель достает железную ложку.
Дети: Ложка!
Воспитатель: Интересно, почему она утонула?
Дети: !
Воспитатель: Потрогайте она железная, а железо очень тяжелое, поэтому оно и тонет! Ребята давайте все предметы, которые тонут, положим, на один бережок, а которые не тонут на другой бережок.
Дети разбирают предметы
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему наши утята тоже плавают и не тонут?
Дети: !
Воспитатель: Потрогайте и скажите, из чего они сделаны?
Дает потрогать детям утят.
Воспитатель: Они резиновые! И внутри у них воздух. А теперь давайте вспомним, какие предметы у нас утонули? (камень, ложка) А какие плавают? (Кубики деревянный, пластмассовый, утята)
Уточка: Какое интересное занятие получилось, мои утята тоже многое узнали.
Если вы не против, ребята, мы к вам еще придем на занятие.
Дети прощаются с уточкой и утятами.
По мере утомления детей проводится физкультминутка:
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Воспитатель: давайте еще раз повторим, какие предметы тонут в воде? (тяжелые, железные). А какие плавают? (легкие, деревянные, резиновые, пластмассовые). Давайте, ребята, мы с вами это еще раз проверим. Вот здесь на столе есть металлические и деревянные предметы. Ребята, а как можно отличить металлические предметы от деревянных?
Дети: Железные предметы - холодные, тяжелее деревянных и блестят. А деревянные легкие.
Воспитатель: Выберите из всех этих предметов металлические и опустите их в воду. Что с ними произойдет?
Дети: Они утонули. Потому что они тяжелые.
Воспитатель: А теперь опустите в ванночки с водой деревянные предметы. Утонули ли они? Почему?
Воспитатель: а у меня есть баночка. А она какая, железная или деревянная? Почему вы думаете, что она железная?
Дети: Потому что она блестит, холодная.
Воспитатель: Попробуйте опусть баночку в воду и мы посмотрим, что с ней произойдет (дети опускает).Ой, почему же она не тонет?
Воспитатель: А вот это я вам сейчас объясню. Сейчас я надую шарик. Чем он наполнен? Потрогайте его, какой он. Да, он упругий, потому что наполнен воздухом, поэтому его называют воздушным шариком. А как вы думаете, он утонет в воде? Почему? Посмотрите, шарик плавает, потому что он наполнен воздухом. А теперь я выпущу весь воздух из шарика. Слышите, с каким шумом он выходит? Подставьте ладошки, и вы его почувствуете. Вот теперь весь воздух из шарика вышел. Давайте посмотрим, будет ли он теперь плавать (опускаем). Шарик утонул. Почему же?
Дети: Потому что весь воздух вышел
Правильно. Тоже самое происходит и с баночкой. В банке тоже есть воздух. Только мы его не видим, ведь банка закрыта крышкой. Банка, наполненная воздухом, не тонет. Попробуйте, опустите ее в ванночку с водой. Что с ней произойдет?
Дети: Она плавает.
Воспитатель: Откройте крышку и снова опустите. Плавает она?
Дети: Нет, она тонет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что весь воздух вышел. Воспитатель: У меня есть много разных предметов. Сейчас я вам буду показывать какой-либо предмет, а вы будете отвечать, тонет он в воде или нет и мы сразу это проверим.
Воспитатель: а еще я дам вам домашнее задание. Вместе с родителями проверьте несколько предметов и постарайтесь нарисовать что тонет, а что плавает.