Пятковская Кристина
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по экспериментально - исследовательской деятельности
«Волшебный камень»
«Волшебный камень»
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Волшебный камень“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Цели: Закрепить у детей понятии «лаборатория». Дать представления о назначении детской лаборатории, как вести себя во время эксперимента (техника безопасности).
2. Уточнить у детей, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).
3. Напомнить о способе все узнать самим – эксперименте (опыте).
4. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами и свойствами магнита. 5. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).
6. Вызвать интерес к экспериментированию.
О. О. Д.
1. Орг. момент.
Ребята, обратите внимание сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас,
Занятие мы начинаем,
Еще одну тайну сегодня узнаем.
Не отвлекайся, внимательным будь.
За новыми знаниями отправимся в путь!
2. Воспитатель:
-Ребята, я сегодня пришла утром в группу и слышу шум какой-то. Прислушалась, а этот шум доносится из шкафа. Подошла и шум прекратился. Посмотрела, а там знаете стоит стиральная машина. Не стала ее сама открывать, побоялась. Решила, что все вместе соберёмся, тогда и откроем. Ну что давайте посмотрим, что там. - Ой, ребята смотрите, тут коробочка какая то, записка и фиксики. Давайте я прочту записку. «Дорогие ребята пишем вам мы Симка и Нолик. Мы нашли волшебные камни и очень хотим, чтобы вы помогли узнать, что они умеют делать. Волшебные камни лежат в коробочке. А чтобы узнать, как они называются отгадайте загадки:
Этот камень не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы ребята не спешите
Этот камень назовите.
Ответ: Магнит
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в куче сена.
Ответ: Магнит»
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в коробочке. Правильно, это магнит. Ну, что ребята поможем фиксикам исследовать эти волшебные камни. Тогда мы сегодня мы с вами опять побываем в нашей мини-лаборатории. Вы уже знаете, что все ученые проводили свои опыты в лаборатории, и добывали знания путем экспериментирования.
Кто из вас мне скажет, что такое лаборатория?
Лаборатория –это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.
Эксперимент – это особый метод исследования, с помощью него мы можем многое узнать, что нам неизвестно.
Прошу вас пройти в нашу лабораторию.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность
Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, и т. д.) Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
- Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
Все мы знакомы с магнитом, но не всегда задумывались о его интересных свойствах и характерных особенностях.
Прежде чем приступить к исследованию свойств нашего волшебного камня -магнита, вспомним правила техники безопасности в лаборатории (показать схему).
Опыт №1 «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте соприкоснёмся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами - полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой - «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» - синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: а почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Самым большим, гигантским магнитом является планета, на которой мы живем - Земля. Вся живая природа: растения, животные, люди испытывают на себе воздействие земного магнетизма. Магнетизм столь же необходим всему живому, как вода, воздух, пища или солнечный свет.
Опыт2. Какие материалы притягивает магнит?
Воспитатель: Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. А теперь подносите к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Кто сделает вывод?
Вывод:
Магнит притягивает к себе только железо.
Опыт3. Магниты действуют на расстоянии.
Перед вами листочки бумаги с нарисованной на ней линией, положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.
Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод:
Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то называется "магнитным полем".
Вы немножечко устали?
Физминутка:
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Воспитатель: Присаживаемся на свои места, продолжаем наше исследование.
Задачки на сообразительность.
А теперь задачка на сообразительность. Я насыпала в миску манку и закопала в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное. Давайте, вы проверите так ли это. (Дети достают из манки скрепки при помощи магнита)
- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? (ответы детей)
Опыт №4 Магнит действует через стекло, картон, воду.
Воспитатель: а теперь положите в блюдце железный болтик, под блюдце поднесите магнит и подвигайте его. Что вы видите?
Дети: болтик двигается вместе с магнитом.
Воспитатель: кто сделает вывод?
Вывод: магнитное поле действует через стекло.
Тоже сделаем с картоном.
Вывод: магнитное поле действует через картон.
Воспитатель:
Посмотрите, у вас на столе стоит баночка с водой. Опустите туда металлический болтик, а теперь приставьте к банке магнит и подвигайте его. Что вы наблюдаете?
Вывод: магнитное поле действует через воду.
Физминутка:
А теперь, ребята встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!
А сейчас ребята мы посмотрим мультфильм про магнит и его свойства (просмотр мультфильма)
Зарядка для глаз
Глазки вверх поднимем мы-улыбнемся,
Глазки вниз опустим мы-улыбнемся,
Глазки влево повернем-улыбнемся,
Глазки вправо повернем
И работать мы начнем.
Воспитатель: На этом сегодня наши исследования закончились, лаборатория наша закрывается.
Прошу вас встать и пройти на ковер.
Рефлексия: Ребята, какой ответ мы напишем фиксикам?
Что мы сегодня исследовали?
Какими свойствами обладает магнит?
Конечно мы исследовали не все его свойства, но продолжим на следующем занятии. А фиксикам я напишу записку с нашими исследованиями и положу ее в стиральную машину. Они ночью оживут, прочитают ее и будут очень рады, что мы с вами такие любознательные.