Инга Тибилова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом — природа»
▼ Скачать
Цель – формирование начал экологической культуры; расширение представления детей о природе, правильного отношения к ней, к себе и другим людям как части природы.
Программные задачи:
Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека. Углубить знания детей об особенностях природы родного края. Познакомить с особенностями природы Северной Осетии – ледниками, горами, лесами.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Наш дом — природа“» размещена в разделах
Развивающие: развивать кругозор, творческое мышление, связную речь, познавательную активность через экспериментирование.
Воспитательные : воспитывать эстетические чувства,бережное отношение к природе,правильное поведение в ней. Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Материалы и оборудование: емкости с водой, трубочки для коктейля, пустые пластиковые стаканы, пластиковые стаканы с водой и горошинами, полиэтиленовая пленка большого размера; слайды природных объектов Северной Осетии – ледники, горная река, водопад; о загрязнении воздуха, пожарах.
Ход организованной деятельности
Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся с ними. Сегодня к нам в гости пришел Незнайка, ему нужна наша помощь - он мало знаком с природой, поможем ему? (Да). Тогда, для начала, отгадаем загадку: солнце пригревает, день прибывает, когда это бывает? Дети: весной.
Воспитатель : Правильно, весной. А какие вы ещё знаете приметы весны?
Дети: солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее, на деревьях, кустарниках появляются маленькие, нежные листочки, появляются первые весенние цветы, прилетают птицы и они вьют гнёзда, выводят птенцов, появляются насекомые, просыпаются после зимней спячки звери в лесу.
Давайте назовем весенние месяцы (март, апрель, май). Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце. (слайды)
В природе живут какие животные? (Дикие) В обычном доме? (Домашние) Ребята, а где же мы с вами живем? (В республике Северная Осетия – Алания) (слайд). Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей) Правильно, это наша республика (слайд). Сегодня мы поговорим о природе Северной Осетии. Незнайка, а ты внимательно слушай и запоминай. Дети, а что особенного есть в природе нашего края? Дети: (Горы, пещеры, ледники, равнины, реки, леса) (слайды)
Воспитатель - Почти половина территории нашей республики покрыта горами. Называют их Кавказскими горами. Самая высокая гора называется Казбек, есть еще гора Столовая, которая видна из села Октябрьское, Сунжа. На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки. Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с гор? Дети: (Ледники). Эти ледники самые большие и красивые, а вообще их очень много в нашей республике и они нужны для питания горных рек. По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной является река Терек (слайд). Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам. Вот такую нерукотворную красоту создает сама природа. А еще в нашей республике есть леса- кладовые даров природы. Какую пользу они приносят людям? Лес – это общий дом для птиц, животных (слайд). Лес для того, что бы отдыхать, дышать чистым воздухом, богатым кислородом, слушать пение птиц, любоваться красотой природы. В лесах нашей республики обитает много животных и птиц. Назовите животных, живущих в лесу (ответы детей). А в лесах нашей республики живут: снежный барс, ласка. А еще живут копытные животные: туры, зубры, кабаны, олени, косули, серна (слайд).А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? Ответы детей (не шуметь, не разрушать птичьи гнезда, не ломать ветки, не сорить). Ребята, как вы думаете, вокруг нас есть воздух? (правильно, есть). А как он попадает к нам в организм? (через нос и рот).
Опыт с водой и горошинами.
Ребята, перед вами лежат стаканчики. Что вы в них видите? (воду). Что лежит на дне стаканчиков? (горошины). Хотите оживить их? Что нам поможет? Правильно, воздух. Что надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Их оживил воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, молодцы.
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель : Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух? Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить, без воздуха они погибнут (слайды). Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, которые выбрасывают в воздух вредные вещества, машины загрязняют воздух, которых стало очень много, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки). Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливать дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух, (слайды). Ребята, чтобы не исчезли на земле растения и животные, что нужно делать? Дети: (Охранять природу, заботиться о ней.) Воспитатель - Что для этого люди создают и делают? (Создают заповедники, природные парки). В наших горах и лесах обитают животные и растения, которые больше нигде не встречаются. Они занесены в Красную книгу. Вы знаете, что это за Красная книга и для чего ее создали (слайд). В нее занесены исчезающие и исчезнувшие виды животных и растений. А почему красная, а не зеленая, синяя? Потому, что красный свет сигнал тревоги по спасению животных и растений. Незнайка, ты внимательно слушал? Запоминай.
Физминутка «Парашют»
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Пленка какая? (легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встанем все в круг и возьмемся за края пленки: Дружно мы все встали в круг, будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем, парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем, парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют, легким воздухом надут.
Итог: Ребята, кому мы сегодня помогали? Чем мы помогли Незнайке? (ответы детей). Вы молодцы, без ваших знаний Незнайка ничего бы не узнал и не понял, что природу нужно охранять. Так давайте же встанем на защиту нашей природы! Она нуждается в ней. Вы хорошо знаете природу родного края, и надеюсь, будете ее беречь и охранять. Пообещаем беречь нашу природу? Вам понравилось помогать Незнайке? Вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о природе, и Незнайка приготовил для вас подарки. Что это? (надувается пузырь). Что внутри них? (воздух). С пузырьками можно и поиграть: Если дунуть посильней, будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, ни за что их не поймать. Мы возьмем их с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок. А теперь нам пора возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями. До свидания.