Елена Гаранжа
Конспект занятия по экологии «В гостях у Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
КТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое образование – важный компонент воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. Экологическая игра является действенным приемом формирования экологических знаний у дошкольников, основой для развертывания деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности. Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает познавательный интерес к миру природы, бережное отношение к лесу, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Публикация «Конспект занятия по экологии „В гостях у Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ЦЕЛЬ
Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.
ЗАДАЧИ
Закрепить и расширить представления детей о лесе и его обитателях;
Развивать у детей познавательный интерес, бережное
отношение к природе, навыки правильного поведения в лесу;
Воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое.
Ход занятия.
Воспитатель:
– Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не мешать жителям леса?
(Лучше идти пешком)
Воспитатель:
– В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с лесными жителями. К нам из леса пришел сказочный гость Лесовичок. Он будет путешествовать с нами.
Лесовичок :
– Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок – хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут его: оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!
– Ребята, знаете ли вы правила лесного поведения. Назовите мне их, пожалуйста.
(Дети называют правила, Лесовичок их дополняет)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ
Правила поведения в лесу:
Наблюдать за птичьими гнездами можно, трогать их и подходить к ним нельзя.
Наблюдать за муравейником можно, разрушать его нельзя.
В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.
Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов! Пусть красивое остается в природе.
Не сбивай грибов! Даже несъедобные грибы нужны лесу.
Не разжигай костры! От огня погибают многие растения и насекомые.
Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей! В природе о них позаботятся взрослые животные.
Лесовичок :
– Молодцы, ребята, правила назвали правильно, не нарушайте их в лесу, берегите лес.
Лесовичок :
– Ребята, скажите, а что же такое лес?
Лес – это место, где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес – это богатство нашей Родины – России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей, птиц, насекомых и других животных.
Лесовичок :
– Как вы думаете, кто самые главные жители леса?
(Деревья)
Воспитатель
ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
– Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные — сохраняют свою хвою. Но есть одно особенное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свой мягкие хвоинки, – это лиственница.
– Назовите лиственные деревья (береза, дуб, осина и т. д.).
– Назовите хвойные деревья (сосна, ель, лиственница, пихта.).
ВОЗРАСТ ДЕРЕВЬЕВ
Лесовичок :
– Скажите, ребята, вы знаете, сколько живут деревья?
(Ответы детей)
– Деревья могут жить очень долго.
Например, дуб – до 1000 лет, сосна и ель – до 600 лет, липа – 300-400 лет.
ЗАГАДКИ
Лесовичок :
– Отгадайте, ребята, о каком дереве идет речь:
Вроде сосен, вроде елок, А зимует без иголок.
(Лиственница)
Что за дерево стоит: Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
У меня длинней иголки, Чем у всем знакомой елки. Очень прямо я расту, Поднимаюсь в высоту, Если я не на опушке, Ветви только на макушке.
(Сосна)
В белом сарафане Стала на поляне.
Летели синицы, Сели на косицы.
(Береза)
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель)
С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед, А меня все обижают – Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)
Живет в низинке,
Из нее плетут корзинки.
(Ива)
Ягоды – не сладость, Зато глазу – радость, И садам украшенье,
И дроздам – угощенье.
(Рябина)
Я из крошки бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Сучки рогатые, Плоды крылатые. Лист – ладошкой
С длинной ножкой
(Клен)
Что где растет?
Физкультминутка.
Воспитатель:
– Сейчас мы выясним, хорошо ли вы знаете растения, которые растут именно в наших лесах. Поиграем в игру «Что где растет?».
(Воспитатель называет разные деревья и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут, дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат).
Растения: береза, пальма, шиповник, манго, смородина, дуб, малина, апельсин, клен, лимон, сирень, сосна, ананас, ель, гранат, орешник, грецкий орех, рябина, бамбук, лиственница.
ВИКТОРИНА
Лесовичок :
– Знаете ли вы, кто еще живет у меня в лесу? Если правильно ответите на вопрос, узнаете о моих лесных друзьях.
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (кукушка) Кого называют листопадничками? (зайцев, которые родятся в листопад)
Какое животное спит зимой? (медведь)
ДОМИКИ
Лесовичок :
– Ребята, узнаете ли вы по описанию домика животное, которое в нём живёт?
У этих животных дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой – в снежной ямке. (Зайцы)
Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер. (Муравьи)
Эти звери сидят под открытым небом. Нору-логово устраивают только для выведения потомства. (Волки)
У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. (Белка)
Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, – выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь)
Физкультминутка.
Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко!
(Прыжки на месте)
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Воспитатель:
– Ребята, мы с вами уже знакомились с птицами, давайте узнаем, как хорошо вы запомнили, какие птицы остаются зимовать, а какие улетают в теплые края. Для этого сыграем в игру
«Четвертый лишний». Вы должны назвать, какая птица из четырех лишняя и почему.
Воробей, ласточка, сорока, синица
(Ласточка, остальные зимующие);
Голубь, дятел, снегирь, грач
(Грач, остальные зимующие);
Ворона, скворец, сова, свиристель
(Скворец, остальные зимующие).
Лесовичок :
– Ребята, сейчас я проверю, запомнили ли вы правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру
«Как вести себя в лесу?»
–
Я буду говорить, что собираюсь сделать в лесу, если я поступаю хорошо, говорите «да», если плохо, то кричите «нет»!
Лесовичок :
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (Да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю И убрать забуду. (Нет)
Если мусор уберу, Банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (Да)
Лесовичок :
Надеюсь, что после нашей встречи вы еще больше полюбите мой лес, будете проявлять интерес к жителям лесной страны и оберегать её. Игра показала, что вы много знаете о лесе. Спасибо за участие! Приходите ко мне в гости!