Людмила Чуксеева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Мир казачьего дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания считается формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Формирование патриотических чувств и гражданственности происходит через национальную, региональную и духовную культуру. При этом следует обратить внимание на тот факт, что действенными механизмами стабилизации политики являются не только законодательные акты, национальные проекты и программы, но и внедрение в воспитательную и образовательную практику опыта народной педагогики, в том числе культурно-педагогического наследия Терского казачества, соединившего в себе все лучшее от русской народной культуры и культурных традиций северокавказских народов региона Юга России. Обращение к культурно-историческому прошлому своего народа - важный момент в воспитании подрастающего поколения. Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике. Тема казачества с его самобытностью обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию дошкольников „Мир казачьего дома“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию дошкольников старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
На тему: «Мир казачьего дома».
Программное содержание:
-создать среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей ребенка, обеспечить активную, содержательную деятельность детей;
-продолжать знакомить детей с бытом, традициями казачества;
-закреплять умение узнавать и называть неотъемлемые части одежды казака и его оружия;
-продолжать работу по формированию представлений детей об одежде казаков. Активизировать словарь детей (башлык, черкеска, хваленка и др.);
-расширять представления детей о различиях в воспитании казачек и казачат;
-обогащать знания детей о казачьем народном фольклоре с помощью песни, танца, пословиц;
- продолжать учить изображать предметы по памяти, размещая изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавая различия в величине изображаемых предметов;
-воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом и традициями казачества.
Оборудование: самовар, крынка, чугунки, плетень, декоративные дорожки, пяльцы с вышивкой, сундук, лавки, фотографии, казачьи костюмы, экран, проектор, ноутбук, карта России.
Форма организации: экскурсия в мини-музей «Казачья горница».
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.
Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)
Воспитатель:
Утром солнышко встает, (дети поднимают руки вверх)
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я : (дети шагают на месте)
– Здравствуй, улица моя! (руки в стороны)
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне. (машут руками как птицы)
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти! (прыжки на месте)
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я, (руки вверх покачивают в стороны)
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя! (руки в стороны)
Ребята, кто из вас знает, как называется наша родина?
(Дети подходят к карте России)
Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как называется наша страна?
Дети. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Кто знает, как называется столица России.
Дети. Это город Москва. (показывает на карте)
Воспитатель. Мы с вами живем в Ставропольском крае. Обратите внимание на карту, наш Ставропольский край расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа.
1-й ребенок:
Мы живем на Кавказе среди гор и степей,
Мы живем на Кавказе и нет места милей.
Любим мы свой казачий край.
Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!
2 ребенок:
Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,
Говорят казачата : «Пусть всегда будет мир!
Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,
Пусть всегда будет радость и здоровье сто лет!»
Воспитатель: Ставропольский край- казачья земля. И сегодня мы с вами поближе познакомимся с традициями казачества. А поможет нам совершить путешествие в прошлое. платок. Да-да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука…
- Платком ярким мы махнем,
В прошлое мы попадем.
В платке ярком расписном
Входит старина в наш дом.
Воспитатель: Казак –удалец, вольный человек. Так стали называть вольных людей с окраины России. Главной особенностью казачьего быта была их военная организация. Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности. Поэтому мужчины выезжали на полевые работы, рыбную ловлю. На охоту вооруженными. Девушки и женщины тоже умели владеть оружием, были случаи, когда женщины в отсутствии мужчин защищали свои станицы. Во главе казачьего войска стоял атаман.
Я приглашаем вас, совершить экскурсию по музею.
Сейчас наши экскурсоводы познакомят вас с экспонатами музея.
Воспитатель: Казачий костюм складывался веками. Прошло много лет, но ничего не изменилось. С казачьим костюмом вас познакомит экскурсовод Александр.
1 экскурсавод: Верхняя часть костюма называется черкеска, она надевалась на рубаху. На груди с двух сторон от выреза нашиты «патронташи», куда вставляются газыри (пустые патроны). Штаны-шаровары, по бокам пришиты лампасы. Башлык-капюшон, надевался поверх папахи. Бурка-плащ из шерсти, служит защитой от непогоды не только казака, но и лошади. Папаха-головной убор, сшитый из овчины, особая гордость казака, она хранилась на видном месте и передавалась мужчинам по наследству. Папаху казак мог потерять только вместе с головой.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект. При них были обязательно конь и оружие. Экскурсовод Кирилл нам расскажет об оружии казака.
2 экскурсовод: На ремне казак носил шашку и кинжал нагайку. Рукоятка и ножны кинжала украшали золотом и серебром. Шашку хранили дома на видном месте и передавали от деда к внуку. Потерять папаху,кинжал или шашку-большой позор для казака.
Воспитатель: А теперь экскурсовод Мария нам расскажет о том, как одевались казачки.
3 экскурсовод: Казачки носили яркие разноцветные кофты с рюшами и оборками, юбки тоже были яркие
и нарядные, длинные с оборками, чтобы видно было только сапожки. На голове казачки носили яркие платки и косынки. Когда казачка в доме, она надевала поверх юбки фартук, а когда выходила из дома, фартук снимала. Казачки носили украшения-серьги, браслеты, кольца и монисты. Ценностью казачки считалась длинная коса, подчеркивающая ее красоту.
Воспитатель: Перенесемся в старину и вспомним, как жили казаки. Об этом нам расскажет экскурсовод Маргарита.
4 экскурсовод: Посмотрите, перед вами казачий дом. В старину его называли- хата или Курень. Крышу делали из соломы или камыша. Дом казака был саманным (из глины и камыша, а снаружи его белили известью. Дом казака утопал в зелени цветов и деревьев. А вокруг дома ставили плетень (забор).
Воспитатель: Предлагаю Вам зайти в хату казака. С укладом быта казачьей семьи нас познакомит экскурсовод Екатерина.
5 экскурсовод: Хата делилась на две половины: левую-женскую,
правую-мужскую. Левая сторона была потеплее. А центром казачьей хаты была печь-ГРУБКА. Печь была нужна для приготовления пищи и обогрева жилища. Ее топили хворостом, соломкой, кукурузными будылями. Казачка всегда следили за чистотой. Печь подбеливали после каждой стряпни. Еще на печки был вмазан кусок зеркала-хозяйке посмотреть, не измазана ли сажей.
Воспитатель: Экскурсовод Наталья продолжит экскурсию по казачьей хате.
6 экскурсовод: Казачки отличались большой аккуратностью, содержали дом и хозяйство в чистоте. А где хранилась посуда? На печке и хранилась посуда: казаны, чугунки, сковородки. А рядом с печью находился стол, чтобы еда была «с пылу, с жару!» Казаки умели готовить много блюд, а отличительной особенностью казачьей кухни было то, что продукт предпочитали готовить целиком. Даже капусту квасили целиком.
Воспитатель: Продолжит нашу экскурсию экскурсовод ….
7 экскурсовод: А в углу комнаты находился сундук, в котором лежало приданое дочерей,вещи которые пригодятся девочке для будущей семьи. Еще была кровать с горой пуховых подушек. Над кроватью- ковер, на котором висело оружие. Полы в хате были земляные, а на них самотканые цветные коврики.
Воспитатель: Большое значение в казачьей семье уделялось воспитанию детей. Об это нам расскажет экскурсовод Дмитрий.
8 экскурсовод: Мальчиков с детских лет приучали к военному делу-обхождению с лошадью, владению оружием. С трех лет начинали приучать к верховой езде, а в семь-казачонку стригли чуб. Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны дарил старший в роду.
Вечером старшие братья выбрасывали из его постели мягкие подушки и теплое одеяло, приговаривая: «Ты, брат, уже не дитя, а считай пол казака!» Мальчиков воспитывали гораздо строже, чем девочек. Мальчики уже с пяти лет работали с родителями в поле, а частенько их увозили с собой на службу и даже войну!
Воспитатель: О том, как воспитывали казаки девочек, расскажет экскурсовод Анастасия.
9 экскурсовод: Так как казаки воевали, то работа по хозяйству ложилась на женские плечи. Доля казачки была не легкой, поэтому готовить к жизни ее начинали с детства. Девочка помогала по хозяйству, подметала пол, мыла посуду. А еще девочек учили шить, вышивать, вязать. Была и особенная забота – нянчить младших. Когда девочка подрастала, дедушка покупал и надевал ей на палец серебряное колечко. Это означало, что его внучка уже не «дитя», а «барышня». Такую девочку называли «Хваленка». С момента получения колечка она начинала готовить себе приданое. Девушки собирали себе приданое и зимними вечерами пели казачьи песни.
Песня «Ессентукские казаки»