Cветлана Гайнятуллина
Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания по картине «Лиса с лисятами» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : развитие связной речи.
Задачи:
развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи;
учить составлять рассказ по картине, опираясь на знаковые символы;
совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
обогащать речь прилагательными и глаголами;
развивать образное мышление, воображение, произвольное внимание;
развивать мелкую моторику;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания по картине „Лиса с лисятами“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость
Оборудование:
сюжетная картина «Лиса с лисятами»;
ширма, кукла лиса;
мнемотаблицы;
карандаши, гуашь, кисточки, салфетки;
музыкальный центр, CD – диск
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Художественное – эстетическое развитие»
Предварительная работа
Рассматривание дидактического материала «Дикие животные»;
Беседа на тему «Где живёт лиса с лисятами»;
Д /и «Кто где живёт?», «Большие и маленькие»;
Составление и отгадывание загадок;
Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок о диких животных;
Ход деятельности:
1. Мотивационно-организационный этап
Воспитатель: 1,2,3,4,5 мы пойдём сейчас гулять. 1,2,3,4.5 мы пойдём ….
Ой, ребята, а я забыла, куда мы должны идти гулять. Что же делать? Как вспомнить?
На ширме появляется лиса
Лиса (поёт) : Ла –ла –ла! О – о – о! Сколько здесь ребятишек! Да какие вы все красивые и, наверное, очень умные. Куда путь держите?
Воспитатель: Ой, Лисонька, рады бы мы тебе сказать, да сами не знаем. Забыла, я.
Лиса : А я, кажется, догадываюсь….
Воспитатель: Ну, тогда, может, подскажешь нам? Пожалуйста, помоги.
Лиса : Нет – нет! Какие вы хитренькие! Не подскажу!
Воспитатель: Ребята, давайте попросим Лису помочь нам, подсказать.
Дети: Лисонька, пожалуйста, подскажи.
Лиса : Ну, ладно. Так и быть. Помогу вам, но для этого надо загадку отгадать.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её…. (Лиса)
Лиса : Молодцы! Конечно – это загадка про меня!
2. Практический этапа
Воспитатель: А ты знаешь лисонька, наши ребята могут рассказать о тебе.
Лиса : О, очень хочу!
Воспитатель: В этом нам поможет наша помощница – таблица.
Лиса
Лиса — не домашнее животное, а дикое. Живет она в лесу. У нее четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. Своих детенышей выкармливает молочком. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.
Воспитатель: Ребята, а какая по характеру лиса? (весёлая, хитрая, подвижная, обманщица,)
Игра: «Хитрая лиса»
Зайцы скачут скок, скок, скок-
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают.
Не идёт ли хитрая лиса?
Воспитатель: А кто мне скажет кто у лисы детёныш? (лисёнок). А много? (лисята).
Кто из вас с помощью таблицы расскажет о лесёнке?
Рассказ «Лисенок»
Лисенок — не домашнее животное, а дикое. Он живет вместе с мамой в лесу, в норке. Мама-лиса большая, а лисенок — маленький. У него четыре ноги, тело покрыто ярко- рыжей шерстью. Мама-лиса кормит лисят своим молочком, а потом они начинают есть дичь, которую приносит папа-лис. Маленькие лисята очень веселые и забавные. Когда лисенок вырастет, он становится хищником.
Воспитатель: Ну, что лисонька,ты довольна ответами и рассказами детей? Подскажешь нам куда мы путь держали, пожалуйста?
Лиса : Отгадайте мою последнюю загадку.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ягоды, грибы.
Много жителей в нём
Как зовётся этот дом? (Лес)
Лиса : Молодцы! Конечно лес!
Воспитатель: Ах, вспомнила! Мы действительно шли в лес! Спасибо тебе.
(Звучит аудиозапись пения птиц и шум деревьев)
Лиса : Ну что ж, добро пожаловать на лесную поляну.
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в лесу? (Лиса, медведь, заяц, волк, дятел, кукушка….)
Игра: «Кто детёныш?»
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину. Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Лиса с лисятами)
Воспитатель: Что делает мама лиса? (Присматривает за лисятами)
Воспитатель: А чем питаются лисята? (Мелкими животными, которых добывает для них мама)
Воспитатель: Что можно сказать о лисе? Какая она? (Заботливая, хитрая, плутовка)
Воспитатель: Какие у лисы глазки, носик, ушки, хвостик? (Глазки хитренькие, умные, ушки треугольничком, хвост пушистый, красивый)
Воспитатель: Что она делает? (Лиса охраняет лисят)
Воспитатель: Что можно сказать о лисятах? (Лисята шустрые, игривые, шаловливые, озорные)
Воспитатель: Что они делают? (Лисята играют, кувыркаются, шалят, прыгают, резвятся, возятся)
Воспитатель: Давайте с вами составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят. А поможет нам в этом вот такая таблица. (Приложение 1)
Воспитатель: А что бы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов «Жили - были…», «Наступила осень…» или «Погода была тёплая и солнечная….» и т. д. И закончить рассказ каждый может по – своему.
Составление рассказа
Воспитатель: Вот такой рассказ получился у меня.
Жила – была лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный, красивый, пушистый хвост. Своих детёнышей она кормит молочком и ловит для них зайцев, мышей. Лиса вывела лисят поиграть на поляну. Лисята играют, резвятся. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. Лиса спокойно лежит и наблюдает за ними. Хорошо лисятам на поляне. У них заботливая мама.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте составить свой рассказ.
Составление рассказа детьми.
Дети по желанию выходят к картине
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше? Чем? Интересен ли был рассказ? Какие слова в этом рассказе понравились? Как начинается и заканчивается рассказ?
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Лесная лужайка»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем рассказать командой. Начнёт рассказ Алёша, продолжит Кристина, а закончит Женя.
Повторное рассказывание
Лиса : Хорошие рассказы вы составили обо мне и моих лисятах, а поиграть со мной не хотите?
Игра «Скажи: какой, какая, какие?»
Лиса : В лесу зимой много снега, какой он?
(Лиса показывает картинку, дети называют прилагательное и предают картинку по кругу)
Дети: Белый, пушистый, холодный, глубокий, серебристый т. д.
Лиса : Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
Лиса : Ёлка какая? (Зелёная, пушистая, высокая, красивая, колючая)
Лиса : Лес какой? (Дремучий, еловый, красивый, большой, сосновый)
Лиса : Лисята какие? (Маленькие, пушистые, игривые, шустрые, озорные)
Лиса : Молодцы, ребята, справились вы с моим заданием. Вот вам подарок от моих лисят и от меня, но чтобы открыть его, надо повторить за мной такие слова:
Са-са-са – бежит рыжая лиса,
Со-со-со – катит лиска колесо,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Су-су-су – нарисую я лису.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. До свидания, Лиса.
Лиса : До свидания.
(Звучит музыка)
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. А сейчас на память о нашем путешествии разукрасим картинки, которые подарила нам лиса.
Дети выбирают материал (гуашь, кисти,карандаши) садятся за столы.
3. Оценочно-рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось.