Ольга Сидорова
Конспект занятия по речевому развитию «Рассказ Е. Чарушина «Воробей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рассказ Е. Чарушина «Воробей»
Цель: учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию.
Задачи : Образовательная: формировать умения слушать рассказ, беседовать по его содержанию, оценивать поступки героев, формировать умение пересказывать текст с нужной интонацией и запоминать,
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Рассказ Е, Чарушина „Воробей“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Развивающая : развивать умение отвечать на вопросы полными ответами, развивать связную речь, слуховое внимание, пополнять и активизировать словарь детей, формировать у детей интерес к художественному слову, развивать любознательность.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей», игра «Кто, где живёт?», рассматривание иллюстраций птиц.
Материал: Рассказ Е. Чарушина «Воробей», плакат с птицами, магнитная доска.
Методы и приё мы: наглядный (иллюстрации птиц); словесный (чтение рассказа) ;практический (пересказ)
Методика проведения:
-Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте!
- Ребята, а какое сейчас время суток?
- Утро.
-Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- Хорошее.
- И у меня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.
(Дети передают клубочек друг другу из рук в руки).
- Ребята, давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже поделятся своим хорошим настроением.
(Гости подменяют клубочек).
- посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему хорошее настроение, и он стал большим.
- Теперь я вам предлагаю сесть на стульчики. Давайте вспомним правила, как нужно правильно вести на занятиях.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
(Прослушивание грамзаписи «Голоса леса»).
-Ребята, а что за голоса вы услышали? (Это пели-щебетали птицы).
-Ребята, посмотрите и назовите птиц, которые изображены на картинках.
Выставление картинок с изображением птиц.
-Кто это? (ответы детей).
-Эти птицы прилетают из дальних краёв.
-А какие птицы всю зиму проводят рядом с человеком и никуда не улетают?
(воробей, сорока, синица)
-Угадайте, про кого я загадаю загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки
Он боится кошки (воробей).
-А как можно назвать птенца воробья? (воробышек, воробьишко, Воробейчик)
-Ребята, а теперь послушайте рассказ про одного такого маленького воробышка и вы узнаете, что с ним приключилось. Евгений Иванович Чарушин «Воробей».
(Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»)
Физминутка «Воробьи».
Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят
(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят и тихонечко летят.
(встают, взмахивают руками)
Увидали крошки, поклевали немножко
(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)
Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!
(разбегаются по группе, машут руками)
Полетели, полетели и на стульчики сели.
(садятся на свои рабочие места)
-О ком этот рассказ? (о воробье, о мальчике Никите.)
-А как Никита нашёл воробья?
-Как выглядел воробей? (маленький, нахохленный, коротенький хвостик, неуклюжий, беспомощный, клюв жёлтый).
Послушайте ещё раз этот фрагмент рассказа. «И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно ещё не умеет». В рассказе писатель сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно это звучит - «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком. Почему? (мягкий, круглый как комочек) Покажите.
-Почему Никита назвал птенца не настоящим? Как объяснил папа Никите (он был маленьким)
-Почему Никита забрал воробья домой? (воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода).
-Хорошо ли жилось воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил летать, не обижал птенчика. Он любил его).
-Для чего Никита стал учить воробья летать? (воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле).
-А как, он учил его летать? (Никита разговаривал с птенцом, как с человеком и показывал, как надо летать).
-Какие трудности испытывал птенец когда летал? ( пытался перелетать через маленькие предметы: стол, стул., трудно через забор, дом)
-Вам понравился Никита? А чем понравился? (он взял птенца не просто ради забавы, он заботился, кормил, поил, учил летать, он заменил ему маму и всё же научил его летать, наш воробей теперь никогда не пропадёт).
-Молодцы, правильно отвечали на вопросы. А сейчас послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.
Повторное чтение с временными пространственными моделями.
-Ребята, а сейчас вы будете самостоятельно пересказывать рассказ, (дети пересказывают рассказ, используя модели).
-Молодцы, подробно пересказали рассказ.
(Пересказ рассказа детьми.)
Ребята, а вы любите отгадывать загадки (да).
-Я буду загадывать загадки, а вы должны угадать о какой из птиц идёт речь.
1. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Всё равно он будет мой! (дятел).
2. Спереди шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце (ласточка).
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
4. Кто на ёлке на суку
Счёт ведё т: «ку-ку, ку-ку?» (кукушка).
5. Белый бок, серый бок-
Воркует нежно (голубок).
6. Ты с модницей этой
Конечно, знаком
- Вертушке на месте
Никак не сидится
- Всё хвастает синим
Своим сюртуком
И шапочкой синей гордится (синица).
Д/и «У гнезда».
-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «У гнезда». Вам нужно правильно закончить предложение, словом гнездо. Например:
Птица прилетела к чему? (к гнезду).
Птица сидит где? (в гнезде).
Птица летит над чем? (над гнездом).
Птица подлетает к чему? (к гнезду).
Птица вылетела из (гнезда).
-Вам понравилась игра? (да).
- Вот и подошло к концу наше занятие. С каким рассказом Е. Чарушина мы сегодня познакомились?
(Ответы детей)
- Назовите главных героев рассказа?
(Ответы детей)
-Чему нас учит этот рассказ?
(Ответы детей)
-Я думаю, что если вы увидите беспомощную птичку, вы не пройдёте мимо, а возьмёте и поможете ей выжить, как это сделал Никита.
-Ребята, сегодня, когда мы пойдём на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может среди них есть и наш воробушек из рассказа.