Любовь Джексон
Конспект ОС по развитию речи «Зима» (старшая группа)
Старшая группа
Цель: закрепление знаний детей о зиме, её приметах посредством речевых игр и упражнений.
Программные задачи:
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
Обогощать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать их осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения;
Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
Обогощать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;
Публикация «Конспект ОС по развитию речи „Зима“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
Систематизировать и закрепить представление детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, формировать умение соотносить следы и животного, инициативность;
Закреплять умение ориентироваться в пространстве;
Развивать мелкую моторику пальцев руки, воспитывать самостоятельность, инициативность;
Формировать коммуникативные и рефлексивные навыки, ассоциативное мышление;
Воспитывать бережное отношение, заботливое отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в природе зимой;
Чтение стихов и рассказов о зиме;
Загадывание загадок о птицах и лесных зверях;
Беседы о жизни птиц и зверей в зимнее время года;
Рассматривание картин и иллюстраций лесных зверей и зимующих птиц;
Дидактические игры: «Танграм», «Четвертый лишний», ориентировка «Что где лежит».
Материалы и оборудование:
Макеты деревьев; снегирь – игрушка, звери-игрушки (Лиса, медведь, заяц, волк, плоскостные фигурки птиц (Зяблик и дятел, аудиозапись голосов зимующих птиц (снегирь, синица, дятел); отрывок из произведения Э. Грига «Утро в горах», аудиозапись звуков пурги, снежинки (5-6 штук, набор карандашей и набор геометрических фигур Танграм (для каждого ребенка, силуэтные изображения лисы и зайца (образцы для складывания игры «Танграм», листы с контуром деревьев для штриховки для каждого ребенка, снежинки для каждого ребенка, карточки с изображением лесных зверей и птиц.
Ход ситуации
Дети находятся в приемной комнате, воспитатель приглашает их отправиться на прогулку в зимний лес.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, но не по городским улицам, а в зимний лес, в настоящее снежное царство. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: В лесу мы встретим разных птиц и зверей. Если вы готовы пойти со мной на прогулку в зимний лес, тогда отправляемся.
Игровая комната группы оформлена в виде лесной опушки, на деревьях снег, снегирь, картинки с изображением птиц (синица и дятел, на поляне звери-игрушки (заяц, лиса, волк).
Звучит музыка Э. Грига «Утро в горах», дети подходят к декорациям зимнего леса.
Воспитатель: Слышите, какая красивая музыка? Это мороз укутывает деревья снежным одеждами.
Посмотрите – кружится снежинка,
Словно одуванчика пушинка.
Долго наблюдаем мы за ней,
Как она мелькает меж ветвей.
Плавно опустилась на сучок,
Замерла, как белый паучок.
С. Пронин
Звучит аудиозапись голоса снегиря, педагог обращает внимание детей на фигурку снегиря, которая прикреплена к ветке дерева.
Воспитатель: Что же за птица красногрудая нас встречает первой?
Дети: Снегирь.
Игровое упражнение «Снегири»
Вот, на ветках, посмотри, Дети 4 раза хлопают руками по бокам
В красных шапках снегири, Выполняют четыре раза наклоны вперед
Распутили перышки, Выполняют частые потряхивания руками
Греются на солнышке, Хлопают руками по бокам
Головой вертят, Поворачивают голову то вправо, то влево
Улететь хотят. 2 раза каждую сторону
Воспитатель: Ребята, посмотрите по сторонам, как красиво в лесу!
А по каким признакам можно определить, что зима пришла?
Дети: холодно, деревья в снегу, вокруг сугробы на земле.
Воспитатель: Какие пословицы, поговорки вы знаете о зиме?
Дети:
Бериги нос в большой мороз.
Пришли два друга – мороз да вьюга.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Зима, не лето – в шубу одета.
Зимой солнце светит, да не греет.
Как зима не злится, а весне покорится.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте, какая тишина в снежном царстве и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете? Как пахнет в зимнем лесу?
Дети: Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю-ка я одну и понюхаю ее.
Педагог подбрасывает в воздух несколько «снежинок», ловит одну из них, не спеша нюхает, несколько раз делая шумные вдохи и выдохи, а потом восторженно произносит: «Ах, аромат, дивный аромат! Чудесный аромат!» Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произносят хором «А-ро-мат!»
Воспитатель: Не слышно в лесу веселого щебетания птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако о том, что звери выбегали на полянку, говорят вот такие таинственные знаки и черточки. Как вы думаете, кто оставил эти таинственные знаки?
Дети: Звери и птицы.
Воспитатель: Давайте найдем, какие следы какому животному принадлежат.
Чтобы лучше рассмотреть следы лесных зверей и птиц, дети подходят к следам, рассматривают рисунки следов.
Воспитатель: Ребята, давайте я буду вам загадывать загадки о зверях и птицах, а фигурки отгаданных животных вы будете ставить на нужный след.
Угадайте, что за шапка –
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору?
Дети: Заяц.
Воспитатель:
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
Дети: Лиса.
Воспитатель:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.
Воспитатель:
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек?
Дети: Белка.
Воспитатель:
Птица – звонкая певичка,
Желтобрюхая сестричка,
Суетится невеличка,
Наша быстрая ….
Дети: Синичка.
Воспитатель:
Кто в лесу в мороз и в жару
Долбит сук, срывает кору?
Клювом – тук! Сгинет жук!
Деревьям вокруг он лучший друг.
Дети: Дятел.
Воспитатель: А давайте послушаем, о чем говорят птицы в лесу.
Педагог берет в руки картинки птиц воробья и синицы на палочках и озвучивает диалог между птицами. Воробей говорит синице: «Угадай, синица, какое у людей самое страшное оружие?» Синица отвечает: «Ружье?» «Э-э, не угадала!» - зачирикал воробей. «Пушка?» - снова спрашивает синичка. «Опять не угадала!» - весело чирикает воробышек. «Какое же тогда, воробей?» не унимается синичка. Воробей ей говорит: «Рогатка. Из пушки по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!» (Н. Сладков «Лесные тайнички»).
Воспитатель: Скажите, когда про человека говорят «стреляный воробей»?
Дети высказываются. Но этот фразеологизм может вызвать у детей затруднения. Поэтому взрослый сам объясняет дошкольникам смысл данного выражения: «стреляный воробей» - значит очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить.
Педагог предлагает детям подойти к большому «сугробу» - «берлоге медведя».
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь следов нет, а воздух теплый идет.
Кто там в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда –
Лапу в рот берет всегда.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Почему медведь спит зимой?
Дети: Зимой медведю нечего есть.
Воспитатель: Какие еще звери впадают зимой в спячку?
Дети: Ежи, барсуки, летучие мыши, суслики, хомяки.
Воспитатель: Холодно зимой в лесу. А вы не замерзли? Давайте погреемся.
Игра «Зимняя разогревалочка» с элементами массажа.
Если замерзают руки, Дети медленно разогревают одну ладонь об другую.
Начинаем их тереть,
Руки мы сумеем,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки Растирают руки все быстрее и быстрее.
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Воспитатель: Деревьям тоже холодно в лесу зимой. Не все они стоят под снежными одеждами. Давайте поможем деревьям не замерзнуть в стужу.
Дети садятся за столы и выполняют задание «Дорисуй деревья» - штриховку в разных направлениях. Педагог по необходимости оказывает детям помощь. По окончании этой деятельности готовые работы раскладывают на «лесной полянке».
Воспитатель: Молодцы, вот какой густой лес у нас получится. Ребята, а вам нравится зимой в лесу?
Дети: Да, очень нравится!
Воспитатель: Я вижу, как раскраснелись ваши щечки, разрумянились. Смотрите-ка, лесные жители приготовили для вас интересное задание. Давайте-ка его тоже выполним.
Игра «Танграм». Дети садятся за столы, где для них приготовлены конверты для игры «Танграм». Выкладывают из деталей игры «Танграм» изображение лисы по образцу. Педагог наблюдает за детьми, при необходимости оказывает помощь, смотрит на правильность выполнения задания. Поощряет самостоятельность детей.
Воспитатель: Интересно в зимнем лесу! (Незаметно включает аудиозапись завывания ветра.) Но слышите, ветер засвистел, значит, пурга начинается, скоро все тропинки заметет снегом, пора нам возвращаться. Скорей, скорей!
Дети быстро идут, перешагивая через «сугробы», ищут тропинку, по которой возвращаются в детский сад.