Алена Тареева
Конспект по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж-Ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи „Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. Образовательные:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. Развивающие :
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
-развивать мышление, память, связную речь;
3. Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Предварительная работа:
Рассматривание картинки с изображением предметов «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф). разучивание скороговорок.
Методы и приё мы:
1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4. Практические: подражательные упражнения, игры.
Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи (на каждого ребенка, су-джок массажеры (по одному на каждого ребёнка); ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся".
- Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу,
- Ну, вот и у всех хорошее настроение.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно (упражнение «Окно», увидел солнышко и улыбнулся (упражнение «Заборчик»). Потом он решил потянуть свои губки вперед (упражнение «Хоботок»). Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь и вышел на крылечко, немного постоял там (упражнение «Блинчик»). И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить верхние зубы (упражнение «Почистим зубы»). Язычок поел вкусного варенья (упражнение «Вкусное варенье»). И все запил вкусным чаем, из своей красивой чашки (упражнение «Чашечка»).
Сюрпризный момент- почтальон приносит посылку.
Сюрпризный момент (сундук с иллюстрациями ЖУК, ЗМЕЯ.) имитируем движения жука и змеи.
Воспитатель: Интересно от кого эта посылка? Ребята, чтобы узнать от кого посылка, давайте разгадаем загадки.
ЗАГАДКИ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется игрушка
Воспитатель: Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
Воспитатель: А сейчас встретим другого гостя. Послушайте загадку.
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется игрушка
Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу. Как шипит змея? (шшш)
Воспитатель: Дети, а на какой звук начинается имя у жука Жужу? А на какой звук у змейки Шушу? Ой как здорово, ведь мы сегодня как раз таки и будем учиться различать звуки [ж] - [ш]
А какие это звуки гласные или согласные?
Дети: Звуки[ж] - [ш] согласные.
Воспитатель: Давайте произнесем эти звуки и узнаем чем они отличаются. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?
Дети: Когда мы произносим звук ж наше горлышко дрожит.
Воспитатель: Верно, а теперь произнесите звук – ш-ш-ш.
Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
Чем похожи эти звуки?
Дети: Оба звука – всегда твердые, согласные.
Воспитатель: Чем отличаются эти звуки?
Дети: звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.
А сейчас немножко поиграем с нашими гостями – делимся на две команды мальчики подходят к жуку ЖЖУЖУ. а девочки змее ШУШУ
(называю жука мальчики жужат и выполняют движения. назыю змею девочки шипят и тоже выполняют движения)
Какие вы ребята молодцы, разобрали звуки, а сейчас предлагаем вам выполнить задания, которые для вас приготовили. В задании зашифрованы чистоговорки со звуком ж и со звуком ш. Повторяем по одному. называю имя.
«Повтори чистоговорки»
Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Жи-Жи-Жи у меня ножи.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.
Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.
Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.
Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.
Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.
Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.
Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.
Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.
Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.
Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.
Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.
Игра «Слови Звук»
А теперь прошу сесть за столы будем играть в игру которя называеться Слови звук. Вам надо определить место звука в слове.
Перед вами карточки с тремя окошками напоминаю первое окошко,звук находиться в начале,2 в середине,3 в конце. Показываю картинке на экране проговариваем слово и ставим фишку в соответствующие окошко.
6. Игра «Большой-маленький» с суджоками. Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок
Слова: утюг – утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.
4 этап – рефлексивно- оценочный
Молодцы ребята хорошо мы с вами сегодня поиграли. а теперь предлагаю подарить картинки нашим гостям со своим звуко