Александра Матяшова
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у Карлсона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «В гостях у Карлсона».
Задачи:
Формировать навыки словообразования (образование прилагательных от существительных (игра «Из чего сделано», подбор слов-антонимов (игра «Скажи наоборот»,, образование форм существительных множественного числа (игра «Один-много»). Учить образовывать прилагательные от существительных по признаку назначения предмета, по материалу из которого изготовлена мебель.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гостях у Карлсона“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Формировать и совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с предлогом «без» (игра «Чего нет у мебели», согласование форм существительных с глаголами (игра «Что для чего?»).
Развивать связную речь и речевое общение (продолжение развития диалогической формы речи, стимулирование собственных высказываний детей).
Закреплять представление детей о мебели, её назначении, деталях, частях; о материалах, из которых она сделана.
Развивать мыслительную деятельность, умение обобщать и делать выводы.
Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью, культуру быта.
Оборудование: массажный мяч, картинки для игры «Один- много», картинки для игры «Чего не хватает?», интерактивная доска с подготовленной игрой «Четвертый лишний», разрезные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
Толстячок живет на крыше,
А летает он всех выше.
Он самый веселый на свете,
Поэтому нравится детям. (Карлсон).
2. Вводная часть. Объявление темы занятия.
-Однажды Карлсон и Малыш так расшалились, что нечаянно все сломали в домике на крыше. Карлсон очень расстроился, и не знает, что ему делать. Что сломали Малыш и Карлсон мы узнаем, отгадав загадки.
1) У него спина большая,
И на ней он разрешает,
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать. (Стол)
2) У него четыре ножки,
Спинка и сидение
Но он не для качания,
А только для сидения. (Стул)
3) Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
4) Если ты устал играть,
То ложишься на … (Кровать)
5) В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется… (Буфет)
3. Основная часть. Беседа
- Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)
- Для чего нужна мебель? (Для удобства, комфорта)
Вспомните, какие предметы мебели есть в ваших квартирах? (Ответы детей).
- Малыш и Карлсон сломали мебель. А как нужно относиться к мебели (ее нужно беречь. А как ее беречь? (Нужно ухаживать за ней, чинить, если она поломается.)
Но что же теперь делать Карлсону?
- Ему нужно купить новую мебель.
- - Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).
4. Физ. Минутка: (в кругу).
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)
5. - Давайте поможем Карлсону выбрать мебель. Для начала давайте определимся, из каких материалов сделана мебель, и какая подходит для нашего гостя.
«Из чего сделано?»(игра с мячом)
Из каких материалов делают мебель?
Стул из дерева (какой) - деревянный;
Диван из кожи (какой) - кожаный;
Кресло из велюра (какое) – велюровое;
Кровать из металла (какая) - металлическая.
- Ребята, как вы считаете, можно сделать мебель из пластмассы? Какую, например.
Табурет из пластмассы (какой) - пластмассовый и т. д.
- А делают мебель из стекла? Какую? Например….
Столик из стекла (какой) - стекляный.
-Теперь нам нужно определиться с размером мебели для Карлосна. Ребята, а какую мебель выберем для Карлсона? (Он маленький человечек, ему нужна маленькая мебель)
Игра «Скажи наоборот»
Буфет высокий, а комод… низкий;
Диван широкий, а кресло… узкое;
Шкаф большой, а тумбочка… маленькая;
Тумбочка низкая, а шкаф высокий;
Игра “Большой – маленький”.
Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.
- Большая кровать, маленькая (кроватка).
- Большой диван, маленький (диванчик).
- Большой стол, маленький… (столик).
- Большой шкаф, маленький… (шкафчик).
- Большой стул, маленький… (стульчик).
-Большое кресло, маленькое (креслице)
-Большая тумба, маленькая (тумбочка)
- А сейчас давайте подумаем, сколько же Карлосону понадобится предметов мебели.
Дидактическая игра «Один - много» (игра с мячом)
У меня один стол, а в магазине продаётся много столов.
У меня один диван, а в магазине продаётся много диванов.
У меня один шкаф, а в магазине продаётся много шкафов.
У меня одна кровать, а в магазине продаётся много кроватей.
У меня одна полка, а в магазине продаётся много полок.
Игра «Четвертый лишний» (использование интерактивной доски)
На доске в ряд карточки с изображением предметов мебели. Дети внимательно смотрят, называют лишний предмет, аргументируя свой ответ. На доске работает только тот, кто отвечает полным предложением.
Игра «Какой детали не хватает?» (игра с мячом)
Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какой делали не хватает?
6. Практическая деятельность.
Собирание разрезных картинок
Ребята, а давайте подарим Карлсону новую мебель в его домик. У каждого на картинке предмет мебели. Который он подарит Карлсону в его домик на крыше.
7. Итог занятия:[ b]
Кто был у нас в гостях?
Какую помощь мы оказали Карлсону?
Какое задание показалось вам самым сложным?
Что понравилось больше всего?