Светлана Мосягина
Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр и кинезиологических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель МДОУ Детский сад 227 г. Ярославля Мосягина С. Л.
Тема: «Составление рассказа с опорой на мнемодорожку и использованием пальчиковых игр с элементами кинезиологии» в средней группе.
Цель:
Развитие связной речи с опорой на мнемодорожку с использованием элементов кинезиологии.
Задачи:
Обучающие: Учить составлять связный рассказ со зрительной опорой;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр и кинезиологических упражнений» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
закрепить четкое произношение звуков «с», «з», с помощью чистоговорок;
обогащать активный словарь (внучата, кудрявая, шерсть, лежебока, разлад).
Развивающие : развивать мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение.
Воспитательные: воспитывать стремление помочь окружающим.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых гимнастик, беседы о семье, домашних животных, рассматривание иллюстраций на темы семья и домашние животные.
Материал: кукла Даша и кукла Саша; картинки на доске (домик, бабушка, оладушки, лодочка, овечка, внучек, внучка).
Методические приемы: создание игровой мотивации; вопросы, ответы, проговаривание текста пальчиковых гимнастик, использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика с элементами кинезеологии).
Ход занятия:
Приветствие.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: ребята, к нам в гости сегодня пришла девочка Даша с «волшебной коробочкой». Нужно каждому из вас достать из этой коробочки по одному предмету. (Дети по очереди достают по одной карточки из коробочки. У каждого ребёнка в руках карточка с животным (либо мама, либо детёныш). Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы дети приступают к приветствию).
Здравствуй друг! (рукопожатие).
Как ты тут? (похлопывание по плечу).
Где ты был? (теребят друг друга за мочку уха).
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца).
Ты пришел! (разводят руки в стороны).
Хорошо! (обнимают друг друга).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, Даша чем-то расстроена, давайте узнаем, что произошло. Даша, почему ты такая грустная?
Даша: Ребята, я такая грустная, потому что нас вместе с моим братом Сашей к себе в гости в деревню приглашают бабушка и дедушка. Но у нас с братом разлад. Саша совсем не хочет туда ехать. Говорит, что там очень скучно и совсем нечем заняться. Ребята, помогите мне, пожалуйста, уговорить Сашу поехать в деревню.
Воспитатель: ну, что ребята, поможем Даше. Дети садятся полукругом на стульчики.
Даша, мы вместе с ребятами сейчас расскажем для вас интересную историю. И не просто ее расскажем, но и покажем.
Педагог выставляет на доску первую картинку и по мере составления рассказа выставляет последующие картинки.
Дети с опорой на эти изображения составляют вместе с воспитателем рассказ, сопровождая его пальчиковой гимнастикой и кинезиологическими упражнениями.
«Одним теплым летним днем Саша и Даша проснулись, сладко потянулись. (Дети тянуться руками вверх). И решили отправиться в гости к бабушке и дедушке. Шли они по тропинке (упр. «кулак-ладошка»). Со словами «кулачки-ладошки, идут по тропинке маленькие ножки.
Подошли ребята к дому и постучали в дверь. Бабушка и дедушка были уже старенькие, поэтому плохо слышали и плохо видели. Внучата постучали ещё раз. Бабушка с дедушкой посмотрели в окошечко и никак не могли разглядеть, кто же там стучится к ним».
Воспитатель: Ребята, что надо сделать бабушке и дедушке, чтобы разглядеть своих внучат?
Дети: Надеть очки
Воспитатель: Конечно же, им нужны очки. А давайте мы с вами поможем бабушке и дедушке разглядеть своих внучат. Мы представим, что мы бабушки и дедушки. Покажите, какие у вас очки.
(Пальчиковая гимнастика «Очки»)
«Бабушка очки надела и внучаток разглядела». (Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносят к глазам.)
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь продолжается сказка дальше.
Бабушка стала печь оладушки и напевать при этом песенку:
«Ладушки, ладушки, я пеку оладушки,
так пожарю, поверну, и опять я печь начну»
(упражнение «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит на столе ладонью вниз, а левая-ладоню вверх). Одновременная смена позиции под текст).
«Внучата, Саша и Даша угостились оладушками и попросили у дедушки лодку, чтобы покататься по речке. А лодочка была вот такая».
Воспитатель вместе с детьми показывает лодочку из ладошек: обе ладошки поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.
(Упр. «Лодка»)
Лодочка плывёт по речке, (изображать движение лодки по волнам)
Оставляя на воде колечки. (упр. «Колечко» : поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец)
«А ещё решили Саша и Даша приделать к лодке флажок. Вот такой». Показывает воспитатель упр. «Флажок» : ладонь ребром, пальцы вместе, большой палец вытянут вверх.
Воспитатель: ребята, теперь и вы приделайте к своим лодкам флажки.
«Я в руке флажок держу
И ребятам им машу».
«Приплыли ребята на лодке к берегу и вышли погулять на полянку. А на полянке гуляла кудрявая овечка».
Упр. «Кудрявая овечка» :
Вот кудрявая овечка (разжимаем и сжимаем кулачки)
Шерстка белая в колечках, (поочередно касаемся большого пальчика остальными (колечки)
Шерстка мягкая, густая, (волнообразные движения горизонтально)
Шубка у нее такая движения руками сверху вниз
В шубке этой очень жарко, (вытираем «пот» сначала одной, потом другой руками)
Дай мне шерсти, коль не жалко. (две руки вперед, ладонями вверх, сгибаем пальцы к себе).
Я колечки состригу (поочередно касаемся большого пальца с остальными)
И в комочек соберу (сжимаем кулачки).
Воспитатель: ребята, а давайте немного отдохнём и поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Прятки» :
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Мы друзей идем искать. (массажируем каждый пальчик с последующим его загибанием)
Этот мальчик под кроватью,
Этот мальчик под диваном,
Этот мальчик под столом,
Этот мальчик за углом,
Этот мальчик встал у стенки,
У него дрожат коленки. (гладят себя по коленкам)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы посмотрим кого еще встретили Саша и Даша. (воспитатель выставляет картинки и вместе с детьми проговаривают чистоговорки).
«Лиса»
Са-са-са – в лесу бегала лиса.
Су-су-су – мы поймали лису.
«Стрекоза»
за-за-за – прилетела стрекоза
зу-зу-зу – мы поймали стрекозу
Пальчиковая гимнастика «Кто в деревне живет?»
Кто в деревне живет? (Сжимают и разжимают кулачки)
Лежебока – рыжий кот (гладят одну ладошку другой)
Маленький теленок, (пальчики собраны в кулачки, а указательные приставлены к голове в виде рожков)
Желтенький цыпленок, (машут ладошками будто крыльями)
Белая овечка, (собирают пальчики в колечки попеременно)
Мышка под крылечком. (пальчики в щепотку и вперед по коленкам)
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Их не трудно сосчитать. (сжимают и разжимают кулачки).
Воспитатель: продолжаем наш рассказ.
«Так незаметно промчался день, и веселые ребята побежали домой.
«Кулаки-ребро-ладошки,
Торопитесь домой, крошки» (упр. «кулак-ребро-ладонь» обеими ладонями)
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочи» правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они дошли до дома (упр. «Домик» руки направлены вверх, большой, указательный пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально - «труба»)
Уставшие, но счастливые от того, что столько интересного увидели в деревне у бабушки и дедушки, они улеглись на кроватке и уснули».
Воспитатель: Даша, тебе понравился наш рассказ?
Даша: Да, ребята. Мне очень понравился ваш рассказ.
Тут появляется кукла Саша: ребята, вы так здорово рассказали и показали как может быть интересно и сколько всего нового можно увидеть в деревне. Я непременно поеду в гости к бабушке и дедушке, и все сам своими глазами увижу. Спасибо большое вам и Даше! И теперь я предлагаю вам повеселиться/развлечься.
Упражнение «Винни – пух» :
Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опус-кать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки.
Итог занятия.
Саша и Даша: ребята спасибо большое вам за прекрасную сказку, которую вы нам сегодня рассказали и показали. Сегодня вечером мы с родителями поедем к бабушке и дедушке. И обязательно зайдем к вам в гости, когда вернемся и расскажем, что нового и интересного увидели.
Воспитатель: ребята, вы сегодня такие молодцы. Придумали отличный рассказ и показали его. С помощью чего мы смогли составить рассказ?
Ответы детей.
Воспитатель: что вам сегодня больше запомнилось или было интересным на занятии?
Ответы детей: понравилось выполнять кинезиологические упражнения.