Анна Коннова
Конспект занятия по развитию речи «Волшебная зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно- следственных связей, через развитие речевой активности и активизацию словаря по теме «Зима».
Задачи:
Образовательные:
Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу
Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста различать понятия: «Звук», «Слово», «Предложение».
Учить детей старшего дошкольного возраста делить двусложные и трехсложные слова на части (слоги).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Волшебная зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук.
Согласовывать существительные и прилагательные.
Упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно- ласкательную форму
Развивающие :
Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
Приучать оценивать свое настроение и работу на занятии.
Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения и поведения.
Воспитывать любовь к природе.
Материалы к занятию :
Картинки по теме зима
Коробка украшена снежинками
Письмо
Угощения (конфеты)
Снежинки для коробки
Снежок для игры
Снежинки в квадратах для выкладывания слогов
Снежинки разные по размерам.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся! (дети стоят в кругу)
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)
И. сломаем. (Топают.)
Проговаривание с детьми чистоговорки.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель вносит украшенную снежинками коробку.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого вам нужно отгадать загадку:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
Воспитатель: Ребята, эту посылку прислала нам зимушка-зима и здесь какая-то записка:
«Дорогие ребята старшей группы, Злая Вьюга заколдовала мою посылку и чтобы расколдовать ее, вам необходимо выполнить задания»
А теперь мы должны занять места. Какой зимний вид транспорта вы знаете?
Дети: Сани, лыжи, коньки.
Воспитатель: Отлично, много видов зимнего транспорта вы знаете! Дети, а чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся выполнять задания давайте отгадаем загадку:
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку и Миланку,
По дорожке катят (Санки.)
Воспитатель: Правильно, ребята, запрягайте сани и едем на стульчики
Воспитатель: Дети, а что бы сани наши поехали, давайте произнесем волшебные слова :
Ма-ма-ма – наступила зима.
Зи-зи-зи – на санях скользи.
Ра-ра-ра – в путь дорогу пора.
(Дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель снова показывает коробочку (со снежинками)
Чтобы нам не запутаться с заданиями мы будем отрывать снежинки по порядку.
№ 1
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Ответьте на вопросы:
- когда наступает зима? (после осени)
- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)
- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)
- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)
- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)
- как зимой одеты люди? (тепло)
- как ведут себя птицы, животные зимой?
- какие вы знаете зимние забавы детей?
- назовите зимние месяцы.
(за каждый ответ детям даётся по одной снежинке)
- Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой,кто же это (снеговик).Но почему то очень грустный. Как вы думаете почему (у него нет друзей, он совсем один)Вы сможете ему помочь (да, мы с ним подружимся, развеселим его)А кажется я знаю как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика»,я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.
Упражнение «Снеговик»
Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).
Стал наш ком снеговиком:
Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).
Глазки, (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).
Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).
Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).
Его улыбка так светла! (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).
№2 Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
№3) стихи о зиме (рассказывают дети)
№4)Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель называет слова, передает снежок детям, дети отвечают и передают обратно
Снег — снежок
Мороз — морозец
Ветер — ветерок
Лед — ледок
Зима — зимушка
Сосулька — сосулечка
Дерево — деревце
Горка — горочка
Холод — холодок
Санки — саночки
Снежинка – снежиночка
Шапка – шапочка
Шуба – шубка
Шарф – шарфик
Свитер – свитерок
«Подбирай, называй, запоминай»
(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)
-зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)
-снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий)
- снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные.)
- лёд (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)
-погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная)
(К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет … снежинки
-снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)
-лед (леденеет, трещит, блестит,
-мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)
-снег (блестит, хрустит, идет, снежит)
(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.)
- морозный (день, вечер)
-зимний (месяц, день)
-зимнее (утро, пальто)
- зимние (дни, шапки, куртки)
Физминутка: Зима
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
И Снегурку лепим мы,
Гостью – зиму любим мы.
№5 Пословицы о зиме
Дыхательная гимнастика «Снежинка» Дети держат в руке снежинку на ниточке, делает вдох носом, выдох плавный, снежинка покачивается. Щёки не надувать.
Будет зима – будет и лето.
Зима– не лето, в шубу одета.
Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь.
№6. Придумай предложение о зиме (по картине)
№7. Игра «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Дети, посмотрите, снег пошел! Какие красивые снежинки летят! И на стол к вам легли. Пойдемте, рассмотрим их. Какие они? (ответы детей)
Дети, вы много назвали слов, а из чего они состоят? (из слогов). Я назову какое-нибудь слово, а вы сложите его из снежинок. Сколько слогов, столько и снежинок:
ЗИ - МА, ЛЫ - ЖИ, КОМ, СНЕ – ГО - ВИК,
ЛЕД,
СНЕ – ГО - ПАД.
Воспитатель спрашивает, сколько слогов в слове; просит назвать первый, второй, третий слог
Дидактическая игра «Угадай слово»
Воспитатель: Вьюга задумала слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке.
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили? Что интересного вы сегодня узнали?
Дети: О зиме.
- Мы с вами много играли, вам понравилось?
Дети: Да!
- А что понравилось больше всего делать?
Дети: Отгадывать загадки и игра доскажи словечко.
- Ребята, а может, кому-то было сложно, что не получалось?
Дети: Нет!
Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!
Воспитатель открывает коробку и раздает угощения.